деревянные колоколонесущие сооружения
каменные колоколонесущие сооружения
звонницы
звонницы-галереи или палатные звонницы
колокольни

       Для размещения колоколов и произведения колокольных звонов в России строились различные колоколонесущие сооружения (далее – КНС). В первоначальные времена колокола могли подвешиваться на примитивных деревянных звонницах в виде перекладины, утвержденной на нескольких столбах. Позже, когда увеличилось количество и возрос вес колоколов, возникла необходимость в появлении сложных колоколонесущих сооружений, возводимых в непосредственной близости от храмов на собственном фундаменте. Колоколонесущие сооружения развивались и трансформировались в соответствии с увеличением веса и количества колоколов и развитием. По началу примитивные приспособления для развески немногочисленных колоколов со временем переросли в выдающееся явление в русской и мировой архитектуре. Мы не ставим себе целью исчерпывающее описание колоколен и звонниц с точки зрения архитектуры. Наша цель лежит в плоскости изучения колоколонесущих сооружений как памятников церковно-звонарского искусства, столь же важного для общества, как и другие церковные искусства.

       Ныне, когда по всей России и за рубежом реставрируются и воссоздаются разрушенные храмы и колокольни, строятся сотни новых церквей и звонниц, у архитекторов возникает множество вопросов по приспособлению колоколен для их непосредственной функции – исполнения церковного колокольного звона. При работе над проектами новых колоколен для многочисленных возводимых ныне храмов архитектор должен учитывать некоторые факторы, от которых во многом зависит качество исполняемых на них колокольных звонов. Основное – это достаточно широкие и высокие арки яруса звона, на котором размещаются колокола. Далее при воссоздании утраченных колоколен или их частей нужно учитывать, что предпочтительным является сколько возможное увеличение арок по высоте, в пределах допуска чертежа. В условиях современного города и городского шума нужно учитывать, что колокол тем дальше будет слышен, чем выше он будет находиться. Поэтому размещать колоколонесущие балки в арках яруса звона колоколен нужно как можно выше.

Деревянные колоколонесущие сооружения

       В самых ранних русских летописных и иных изобразительных источниках во множестве описываются и изображаются различные деревянные церкви и колокольни. При необходимости постройки многочисленных церквей, часовен и колоколен и при имевшемся огромном запасе деревянного строительного материала возведение храмов из дерева на Руси было относительно легко осуществимо и недорого по стоимости. Так в названиях некоторых церквей встречается уточнение «обыденная», то есть сооруженная «об один день» – в течение одних суток. Деревянные колокольни строились отдельно от храмов или возводились вместе с храмом над западным входом. На русском Севере известны многочисленные случаи возведения колоколен при часовнях.

Исторически деревянных колоколонесущих сооружений насчитывалось три вида:
примитивные звонницы в виде двух столбов с перекладиной или в виде одного столба с крестообразной поперечиной, на которой подвешивались колокола совсем малых весов
столбчатые колокольни
срубные колокольни

       Ныне, когда все чаще возводятся новые храмы из дерева, необходимо остановиться на основных принципах размещения колоколов и оборудовании колокольного звона на различных деревянных колокольнях и звонницах. Для решения вопроса об оснащении деревянной колокольни колоколами необходимо учитывать следующее: колоколонесушая способность деревянных колоколен намного ниже, чем у каменных сооружений. Поэтому вес большого благовестного колокола на старых деревянных колокольнях обычно не превышал 50–60 пудов. По счастливой случайности сохранился полный колокольный подбор («звон») на колокольне деревянного храма Иоанна Богослова, что на реке Ишне, недалеко от Ростова Великого, который доступен сейчас для изучения. Все четыре колокола, входящие в этот набор размещены в западной части колокольни, что привело со временем к общему перекосу сооружения. Следовательно, при развеске колоколов на деревянной колокольне необходимо равномерно распределять общий вес колокольного набора с тем, чтобы в дальнейшем исключалась возможность перекоса здания.

       Приведем наиболее распространенный пример сооружаемых ныне деревянных колоколен – восьмигранная колокольня с опорным столбом посередине. В этом случае необходимо весь колокольный подбор – («звон») расположить по прямой линии, причем один или два больших колокола следует разместить по одну, а все прочие колокола по другую сторону от опорного столба, учитывая, что вес колоколов как с одной, так и с другой стороны должен быть примерно одинаков. Если приобретать колокольный подбор на производстве, которое профессионально занимается вопросами качественного состава звона, то в колокольном подборе, сформированном на основе традиции, вес большого благовестного колокола будет равен весу всех остальных колоколов.

       Колокола на деревянных шатровых колокольнях подвешиваются к брусьям, образующим конструкции в основании шатра или на специально врубленных балках, установленных между центральным и периферийными столбами колокольни. Главный принцип развески колоколов такой же, как и на прочих колоколонесущих сооружениях – увеличение веса колоколов справа налево.

Каменные колоколонесущие сооружения

       На места размещения колоколов в храмах в XIII–XIV веках проливают свет результаты археологических раскопок и натурные исследования новгородских церквей XIII–XIV веков. Так, в новгородской церкви Спаса на Ковалеве в двухъярусном северном притворе в арке второго яруса располагалась балка для колоколов. Подобные двухъярусные притворы имелись во многих храмах по Руси, и не только в новгородских землях. Размещение таким образом тогда еще немногочисленных колоколов было удобно с точки зрения защиты звонарей от осадков, но не совсем отвечало акустическим принципам развески колоколов.

       В северных русских монастырях Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом сохранились церкви XVI века, в которых колокола размещались под сводами закомар в специальных нишах. Храмы с подобным расположением звонов в элементах собственной церковной архитектуры получили именование церквей «иже под колоколы». В церкви Архангела Гавриила (1531–1534 гг.) Кирилло-Белозерского монастыря колоколоприемные ниши были позже заложены, а в церкви Благовещения Ферапонтова монастыря они отреставрированы, восстановлены в виде открытых арочных проемов, благодаря чему места размещения колоколов теперь хорошо видны. В этих случаях колокола развешивались строго по одному колоколу в каждом арочном проеме. Высота размещения колоколов была небольшая, порядка 6–8 метров, что позволяло звонарям звонить с земли, не поднимаясь к колоколам. По старинным описям известно, что почти при каждом монастырском храме существовал свой набор колоколов, несмотря на наличие общей большой звонницы или колокольни. Мастера зодчие выкладывали столько проёмов-звонов, сколько имелось или предполагалось колоколов. Колокола в подобных системах располагались по разным сторонам церкви на нескольких стенах. Звонари не видели друг друга, но для XVI века это было необязательно, так как звон в те времена представлял собой перезвоны и переборы, при которых звонари ударяли в колокола поочередно один за другим. Естественно, что с обретением большего числа колоколов и появлением ритмических звонов подобные конструкции уже не устраивали звонарей и постепенно предпочтение отдавалось отдельно стоящим звонницам и колокольням.

Звонницы

       Звонница – это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором предобладает горизонтальное расположение составляющих членений.

       Особым направлением развития колоколонесущих сооружений явилось сооружение звонниц-стен – приспособлений для полного наружного размещения колоколов при церквах. Звонницы-стены – это один из древнейших видов колоколонесущих сооружений. Они во множестве сохранились в псково-новгородских землях. Единственной звонницей-стеной, сохранившей древний очепной способ раскачки больших благовестных колоколов, является большая звонница Псково-Печерского монастыря. Известны одноярусные и многоярусные звонницы. Принцип сооружения звонниц, как и всех прочих колоколонесущих сооружений, был одинаков. Звонница могла сооружаться с учётом заранее определенного веса и количества колоколов, или же к существующей звоннице добавлялись проёмы и надстраивались ярусы с целью размещения новоприобретенных колоколов. Звонницы-стены имели широкое распространение и в московских землях. Сохранились такие звонницы XVI века в селе Коломенском на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, при церкви Святой Троицы в селе Вяземы под Москвой и многих других местах.

       В старину звон на звонницах-стенах производили с земли, раскачивая колокола при помощи очепов или привязывая к языкам достаточно длинные веревки. Таким образом, звонари не имели надобности подниматься к колоколам. На многих звонницах-стенах подъём к колоколам вовсе отсутствует. Но со временем, когда звон в языки постепенно вытеснил очепной способ звона, появилась необходимость как в лестницах, ведущих к колоколам, так и в звонарских помостах – площадках для обустройства системы звона. Колокола на звонницах-стенах лучше всего размещать так, чтобы было возможно подвести тяги от языков к единому центру и удобно было бы звонить одному или двум звонарям.

Звонницыгалереи или палатные звонницы

       В середине-конце XVII века широкое распространение получили звонницы-галереи или палатные звонницы. Одним из примеров для подражания при сооружении палатных звонниц послужила Успенская звонница Московского Кремля, сооруженная в окончательном варианте в конце XVII века. Палатные звонницы предполагали наличие в звоне сверхтяжелых благовестных колоколов, весом 1000 пудов и более. Так, великая Успенская звонница в Московском Кремле несла на себе Большой Успенский Царь-колокол в 8000 пудов, который, предположительно, был очепным, двух-тысячепудовый «Реут», тысячепудовый «Воскресный». Колокола на палатных звонницах могли иметь различное расположение.

       Приведем несколько наиболее часто встречающихся планов развески колоколов на ярусах звона палатных звонниц.

Первый – по центру звонницы на утвержденных в поперечных стенах балках (Московский Кремль, звонница ростовского Успенского собора).

Второй – на балках, утвержденных в арках между столбами звонницы. Мы судим по сохранившимся дубовым балкам на звоннице Толгского монастыря под Ярославлем.

Третий способ предполагал объединение на одной звоннице двух первых вариантов (звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, звонница Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря).

Колокольни

       Колокольня – это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором преобладает вертикальное расположение составляющих членений.

Колокольни бывают:
   
  столпообразные и шатровые
  одноярусные и многоярусные
  квадратные, восьмигранные или круглые в плане

       Первой и самой известной каменной столпообразной колокольней является возведенная в самом начале XVI века в подмосковном селе Коломенском колокольня при церкви Вознесения, которая позже, при основании в ее нижнем помещении престола в честь Великомученика Георгия, стала церковью «иже под колоколы». В 1505–1508 гг. в Московском Кремле строится церковь Иоанна Лествичника – самая знаменитая столпообразная колокольня России.

       Одной из древнейших русских многоярусных шатровых колоколен является построенная в 70-е годы XVI века в Александровой слободе церковь во имя Распятия Господня (65 метров). Самый распространенный тип шатровых колоколен – это одноярусные (говоря о ярусах, мы имеем в виду ярусы звона, а не отвлеченные архитектурные членения в виде всевозможных валиков и карнизов). Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. В XVII веке трудно представить себе русскую церковь без восьмигранного шатра над западным входом в храм. Шатровая колоколенка являлась почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя вторые шатры, расположенные над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имели и играли декоративную роль. Весьма редко встречаются случаи, когда колокола в шатровых колокольнях подвешивались в два яруса, является колокольня при малом (старом) соборе Донского монастыря в Москве, где в слуховых окнах, расположенных в гранях шатра над ярусом звона, имеются деревянные балки для подвески колоколов.

       В конце XVII века, с появлением в России нового архитектурного стиля, позже названного русским, нарышкинским, московским барокко, получили распространение многоярусные столпообразные восьмигранные колокольни. Они могли сооружаться над храмом, или входить частью в какую-либо более раннюю систему, или же возводиться над входом в монастырь. Наиболее известные из них: надвратная колокольня Высоко-Петровского и Андреевского монастырей (начало XVIII века) в Москве и колокольня Пафнутьево-Боровского монастыря 1688 г. Основным отличием этих столпообразных колоколен является отсутствие внутреннего свода или перекрытия между ярусами звона и завершение колоколен главой на барабане, поставленном над сводом. Диаметры верхних ярусов этих колоколен обычно равны по размерам диаметрам нижних ярусов, то есть поэтажное расположение ярусов звона не обязательно предполагает последовательное уменьшение площади верхних ярусов. Несмотря на наличие двух ярусов арок, колокола для звона в столпообразных колокольнях развешивались, как правило, в нижнем ярусе. Исключением из этого правила являются случаи, когда колокола для курантов размещались в арках верхнего яруса. Наряду с большими (40–50 метров) отдельно стоящими столпообразными колокольнями возводились и малые столпообразные колокольни, входившие в комплекс храма. Известны колокольни, возведенные над западным входом в церковь и над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, тогда как нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

       С привнесением на русскую почву западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре колоколонесущих объема. Во втором ярусе располагались три больших благовестника «Царь» в 4000 пудов, «Годунов» в 1200 пуда и «Корноухий» в 1017 пудов. Весь основной звон размещался в третьем ярусе (там он размещается и поныне). Выше, на четвертом ярусе, одиноко висит колокол «Переспор», он же «Часовой». О пятом ярусе сказано, что там находятся колокола один по весу наподобие «Никоновского» (около 30 пудов), прочие же все мелкие.

       Из истории звонов лавры известно, что после развески всех колоколов на колокольне звонить слаженно, в ритме благовестника было невозможно. Известно, что когда митрополит Платон Левшин, при котором были завершены работы по обустройству лаврской колокольни, посетил Ростов Великий, то ему очень понравились слаженные, мелодичные ростовские звоны, и он захотел завести у себя такие же. Но из-за поярусной развески колоколов на колокольне Троице-Сергиевой лавры это не могло быть осуществлено. Тогда была сконструирована и построена машина, производящая звон в колокола первого яруса звона при помощи тяжелых молотов, но она оказалась столь тяжела, что грозила сохранности сводов колокольни. По этой причине машину разобрали и к колоколам вновь привесили языки.

       Если было возможно, то все колокола на многоярусных колокольнях старались вешать в одном из верхних ярусов. Так было на колокольне Богоявленского собора в Елохове. Тогда звон получался слаженный в едином ритме благовестника, красивый и мощный. Если же колокола находились на разных ярусах, то звон получался разнобойный, «ералашный» Часто звонари, пытаясь устроить звон в едином ритме на разных ярусах, применяли различные нехитрые приспособления. В Троице-Сергиевой лавре, например, язык колокола «Переспор» при помощи блока подведен на нижний ярус звона к прочим колоколам. Известно, что в Серафимо-Дивеевском монастыре ритм большого благовестника также передавался к зазвонным колоколам при помощи педали.

       При возрождении колокольных звонов Московского Кремля в начале 1990-х годов одной из основных проблем явилась задача управления всеми звонарями на трех ярусах столпа колокольни и ярусах звона звонниц, задача ритмической согласованности расположенных там же колоколов и задача синхронизации ритма трех ярусов колокольни с ритмом одного из больших благовестников Успенской звонницы. Поначалу предпринимались попытки задействовать систему датчиков, размещенных на тяжелых колоколах. Но, поскольку трудно было добиться совершенно одинаковых по силе ударов в Успенский колокол, датчики время от времени то не показывали момент удара, то просто зашкаливали. Поскольку работа с датчиками требовала больших дополнительных средств, а главное, мало соответствовала традиции исполнения церковных колокольных звонов, от датчиков пришлось отказаться. После этого возникла идея с дирижированием. В церковных сферах она нашла поддержку, так как в управлении звоном по образу хора не было ничего не каноничного. Попробовали для начала работать только со столпом Ивана Великого. Результат превзошел ожидания, когда в полном ритмическом согласии исполненные на колоколах Московского Кремля с трех ярусов колокольни зазвучали варианты ростовской колокольной классики. Дальнейшая работа по звонам Кремля сводилась к синхронизации колоколов звонницы и колокольни. Для этого необходимо было спроектировать системы подводки языков к единому центру на трех ярусах колокольни так, чтобы звонари с ярусов видели дирижера, стоящего на южном крыльце Успенского собора. Таковая работа была окончена к празднику Рождества Христова 1993 года.

       Ныне после создания системы колокольного звона для исполнения звонов на первом ярусе колокольни требуется только один звонарь, на втором ярусе также может быть один или два звонаря, один звонарь звонит и на третьем ярусе колокольни. По различию церковных служб в Московском Кремле благовестят и возглавляют звон различные колокола Успенской звонницы. Для звона в колокол Семисотный требуется два человека: один звонарь и один сигнальщик. В колокол Реут обычно звонят два звонаря и один сигнальщик, который подает сигнал к началу и окончанию звона. Для звона в Большой Успенский или Царь-колокол требуется шесть–семь звонарей и один сигнальщик. В праздник Пасхи 2002 года исполнится десять лет возрождения звонов Московского Кремля. Ныне специалистами Общества церковных звонарей продолжаются работы по изысканию и составлению уставов звонов Кремля и храма Христа Спасителя для наибольшей полноты воссоздания звонов во всей их былой красоте.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

 

 

 

 

 

 

 

См. также:
Благовещенская Л.Д. Звонница – музыкальный инструмент // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 28–38.
Коновалов И.В. Колокола и звонари // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 99–110.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов