биография
 список научных трудов
 интервью разных лет
 выставки

 

Художественный руководитель ансамблей звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя,
Председатель Общества церковных звонарей России,
член правления Российской ассоциации колокольного искусства,
Директор школы звонарского мастерства,
Орденов Русской Православной Церкви и Российского государства кавалер


 

Биография         

          Я родился 1 ноября 1959 года в приходе храма Рождества Пресвятые Богородицы, что в селе Владыкине, где в том же году был крещен в православии троекратным полным погружением под руководством моей бабушки, Коноваловой Анны Иоанновны. Наша семья являлась попечителем святого храма этого села и даже пожертвовала золото на купола его, которое до последнего времени сияло с высоты его пятиглавия и храмовой колокольни. Поелику семья бабушки моей была оного храма попечительницей, то старшие братья родителя моего являлись при храме почетными хоругвеносцами и имели в церкви постоянное место молитвенного стояния. Родитель же мой, как один из младших, был постоянно посылаем на колокольню, для произведения полагающихся по богослужебному чинопоследованию звонов в большой колокол. Хотя профессиональными приемами колокольного звона он не владел, но отеческая любовь к колокольным звонам постепенно, год за годом, передавалась и мне во время наших многочисленных поездок по святым местам нашего Отечества. Посещая богослужения патриарха Алексия I (1944–1970), мы непременно слушали, предваряющий их звон колоколов Богоявленского патриаршего собора. Руководил звонами храма в те времена ныне покойный Иван Иванович Довбня. Человек, несомненно, талантливый, но имевший своеобразное представление о традициях московских колокольных звонов и привнесший в елоховский звон много странностей, одной из которых, к примеру, была его манера звонить сидя. Но все это стало понятно нам позже, когда мы познакомились со звонами московского Ново-Девичьего монастыря и со звонами Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Робкие попытки проникнуть на Новодевичью колокольню окончились полным провалом и я, тогда еще ученик младших классов весьма средней школы, находил единственную радость в прослушивании звонов снизу. Около 1973-го, я приобрел небольшой японский магнитофончик на круглых батарейках и увлекся записью колокольных звонов. Хотя, конечно, ни какая звукозапись не заменит полноты ощущения, слагаемого из архитектурного ансамбля, храмового служения братии, монастырского пения и, естественно, колокольного звона, разносящегося далеко окрест.

          Начиная с 1982 года при московском отделении Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) начали проводиться субботники по восстановлению отдельных объектов культуры, находившихся в неблагополучном состоянии. О таковых работах, производившихся в Даниловом монастыре, мне сообщил Николай Андреевич Воробьёв, московский старожил, родившийся в 1905 году, видевший императора и многое, многое другое. Вместе с ним мы приходили на работы по субботам.                                                                           

          В начале 1983 года советское правительство принимает решение о передаче Русской Православной Церкви Свято-Данилова монастыря для создания в нем духовно-административного центра Московской Патриархии. Стихли призывы ВООПИиК к посещению субботников, но десятка два добровольцев, несмотря ни на что, остались в своем Данилове. В качестве неквалифицированной рабочей силы мы помогали разбирать завалы всевозможного мусора и нечистот, которыми все годы советской власти наполнялся монастырь. В 1984 году начальником над волонтерами был поставлен послушник Георгий Плясов, основным местом послушания которого была даниловская колокольня, к тому времени ускоренно воссоздаваемая. Работы в обители шли довольно быстро, в значительной мере этому способствовало то, что монастырь был определен основным местом проведения торжеств, посвященных тысячелетию крещения Руси.

          Надвратная тридцатиметровая колокольня храма Симеона Столпника была снесена накануне Отечественной войны, как возможный ориентир для налётов вражеской авиации. В период с 1984 по май 1985 года работы по её восстановлению были, в основном, завершены. Для нее было собрано около 35 колоколов из различных мест. Новоприбывшие колокола классического подбора не составляли и никогда прежде вместе не звучали, хотя надобно сказать, что, благодаря обертоновому богатству старых русских колоколов, умелый звон на даниловской колокольне воспринимается достаточно хорошо.

          Естественно, что в 1985 году никто из новоявленных даниловских звонарей в тонкостях оборудования русских колоколен не разбирался. Поэтому было решено отправиться по известным церковным колокольням, чтобы, изучив системы оборудования и приёмы звона, применить полезное на даниловской колокольне. Однако не всякая колокольня или звонница годилась для изучения. Первым условием была возможно полная сохранность колокольного подбора – «звона», вторым – исполнение звона мастерами-профессионалами, владеющими старой традицией звона. Самым близким местом была колокольня московского Новодевичьего монастыря, хотя и понесшая потери в колоколах, но сохранившая основные тяжелые благовестные и прочие колокола. Особой же ценностью было тогда ещё в полную силу исполнение звонов Владимиром Ивановичем Машковым, сохранившим московские звоны начала века. Регулярные посещения (два раза в год) колокольни Свято-Троицкой Сергиевой лавры дали понятие о тамошних звонах и колоколах. Весьма многому меня научило пребывание в Псково-Печерском монастыре, где звон не прекращался ни на один день с 1473 года, где сохранился колокольный подбор и была жива традиция колокольного звона. В Печерах я перезвонил на всех колоколах, кроме трельных. Особенное удовольствие испытываешь от двух больших очепных (240 и 190 пудов) колоколов. Так же, звонил я и в лавре, у отца Михея, и в Новодевичьем монастыре, у Владимира Ивановича Машкова .

          Нельзя не отметить громадного значения грампластинок с колокольными звонами, которые выходили в 1960–70-х годах. Особенно записанные под руководством Николая Николаевича Померанцева. Ростовские звоны, лаврские, псковские и новодевичьи. Немало колокольных фонограмм сохранилось на киностудиях и использовалось в фильмах на исторические темы, мы изучали и их.

          В 1987 году я получил приглашение братии Данилова монастыря на постоянную работу в монастыре, что было принято с благодарностью. Исполняя звонарское послушание, я принимал участие в оборудовании колоколен Новоспасского и Донского московских монастырей и многих других обителей и храмов. На сегодняшний день за моими плечами более сотни храмовых и монастырских колоколен и звонниц, на которых вновь зазвучали колокола.

          В 1992 году было принято решение о возрождении колокольных звонов на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. По благословению Святейшего Патриарха Алексия две академии приступили к изучению состояния архитектуры, узлов подвески колоколов и колокольных языков на комплексе кремлевских колокольни и звонниц. За три месяца – с 28 января по конец апреля 1992 года, 5 колоколов второго яруса столпа колокольни были подготовлены к звонам. 25–27 апреля 1992 года колокола Московского Кремля зазвучали впервые с 1918 года. Работы на Иване Великом продолжаются по сей день: совершенствуются системы подвески колоколов и языков, система управления колоколами, синхронизация звона. В 1992–1993 годах мне пришлось участвовать в воссоздании Казанского собора на Красной площади в Москве, колокола для которого поступили из Кремлевского Дворца съездов. За сим началась эпопея новостроительства xрама Христа Спасителя. На конкурсе колоколов победу одержали колокола московского производства. В составе комиссии по оценке качества колоколов были Владимир Иванович Машков, игумен Михей, Валерий Алексеевич Диш, один из старейших российских кампанологов Владимир Никанорович Кузнецов и я. Все мы единогласно голосовали за московский подбор, исполненный в звучании близком к ля-минорному.

          В течении последних нескольких лет обсуждалась возможность восстановления утраченных колоколов Троице-Сергиевой лавры. Наиболее значимой и одновременно сложной частью этого проекта являлась отливка трех самых тяжелых благовестников – Корноухого (27 тонн), Годунова (36 тонн) и Царь-колокола (73 тонны). Два колокола, названные первыми, были отлиты и подвешены на второй ярус Большой лаврской колокольни летом 2002 года.

          Работы над проектом Царь-колокола были закончены летом 2003 года, а его отливка состоялась 10 августа. Священноначалие Троице-Сергиевой лавры обратилось ко мне за консультацией о внешней форме и художественном оформлении всех трех восстанавливаемых колоколов. Я предоставил в лавру свои предложения по внешнему профилю, убранству и текстам надписей, которые были приняты Священноначалием лавры и утверждены Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием. Я принимал непосредственное участие в работе над колоколами на самых разных её этапах – от начальных обсуждений готовящегося проекта до оценки звучания новоотлитого колокола.

          В настоящее время я являюсь старшим звонарем Московской Патриархии, возглавляю ансамбли звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя, преподаю в школе колокольного мастерства, активно занимаюсь научными исследованиями, разрабатываю проекты убранства колоколов, много работаю над воссозданием колокольных наборов церквей и монастырей России и зарубежья.

Выставки

Выставка фотографий Игоря Коновалова «Озёра, храмы, небеса ...» в музее «Ростовский кремль», весна–лето 2005 г.

Список научных трудов
Коновалова Игоря Васильевича

Для просмотра полного текста статьи нажмите на знак     рядом с её названием.

  1. текст  Вопросы обучения церковному колокольному звону // Материалы научных чтений Свято-Тихоновского института, 1997 г.

  2. текст  Владимир Иванович Машков // Ясакъ. Листок правления Общества церковных звонарей. 1997 г., февраль.

  3. текст   Звонари Московского Кремля XVII – начала XVIII веков // Макариевские чтения. Материалы XII Российской научной конференции. Можайск, 2005. С. 242–247 (Совместно с А.Е. Виденеевой).

  4. текст  Звонари Московского Кремля в середине XVIII века // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 86–101 (Совместно с А.Е. Виденеевой).
    текст  Звонари Московского Кремля последней трети XVIII  – первой трети XIX  веков // Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. X . С. 188–207 (совместно с А.Е. Виденеевой).

  5. Звоны Святой Руси // Церковные древности. Сб. докл. конференции. М., 2001. С. 304–333.

  6. текст  Звучащие символы Российского государства // Русское возрождение. Нью-Йорк – Москва – Париж. 1998. № 2 (72). C. 9–15.

  7. текст  Инструкция 1895 г. для сторожей и звонарей Успенского собора Московского Кремля // IX Золотаревские чтения. Рыбинск, 2002. С. 111–113 (Совместно с А.Е. Виденеевой).

  8. История российского колокольного звона в послереволюционном периоде // Русское возрождение. Нью-Йорк – Москва – Париж. 1998. № 2 (72). C. 129–142.

  9. текст  К вопросу о колоколах времени святителя Макария // Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. X. С. 142–151.
  10. К истории больших колоколов колокольни Ивана Великого в последней четверти XIX века // Макариевские чтения. Вып. IX. Можайск, 2002. С. 264–278 (Совместно с А.Е. Виденеевой).

  11. текст   К истории большого колокола Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. XII. С. 183–200 (Совместно с А.Е. Виденеевой).

  12. текст  Колокол «Реут» Московского Кремля в последней четверти XIX века // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 102–117 (Совместно с А.Е. Виденеевой).

  13. Колокола и звонари // Русское возрождение. Нью-Йорк – Москва – Париж. 1998. № 2 (72). C. 118–128.

  14. текст  Колокола и звонари // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 99–110.

  15. Колокола храма Христа Спасителя // Литейное производство. 1997. № 8–9. С. 6–7.
  16. текст  Колокольни и звонницы Русской Православной Церкви // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 43–62.

  17. текст  Музыка московского неба // Московский Пасхальный фестиваль. М., 2003. С. 128–130.

  18. текст  О доступе посетителей на колокольню Ивана Великого Московского Кремля в XVIII–XIX веках // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 160–169 (Совместно с А.Е. Виденеевой).

  19. текст  О колокольном наборе Московского Кремля в XVIII столетии // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 465–464 (Совместно с А.Е. Виденеевой).

  20. текст  Организация уставных колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя по подобию звонницы Ростовского Успенского собора // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 381–386.

  21. Отливка колоколов // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 29–40.

  22. Оформление колоколов // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 19–26.

  23. Практика обустройства колоколен и искусства звонаря // Колокольные звоны: Практическое руководство для православных звонарей. М., 1997. С. 55–75.

  24. текст  Проблема синхронизации колокольных звонов на комплексе колокольни и звонниц Московского Кремля // История и культура Ростовской земли. 2001. Ростов, 2002. С. 358–366.

  25. текст  Проблемы, возникающие при возобновлении звонов // Колокола и колокольни. М., 1994. С. 24–28.

  26. текст  Художественное оформление воссозданных больших благовестников Троице-Сергиевой лавры // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 475–485.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

 


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | English |

© Игорь Коновалов