Чин благословения колокола(в процессе разработки)
  названия колоколов
  уставные звоны Русской Православной Церкви: благовест, трезвон, перезвон, перебор
  звоны воскресные: двузвон, звон к Евангелию, звон на «Честнейшую»
  звоны к Воскресной Литургии
  звоны будничные
  звоны в период Великого Поста: часовые, звон «в двои»
  порядок звонов на каждую седмицу: 1-я седмица, 2-я седмица, 3-я седмица, 4-я седмица, 5-я седмица, звоны Страстной седмицы, звоны в Пасху, звоны Светлой седмицы
  о порядке посещения колоколен в дни Пасхи
  звоны на богослужениях с участием архиерея
  начало обычное
  молитвы во время звона
  молитвы после звона
  "Благовествуй земле радость велию"

   

          Колокола и колокольные звоны издревле и прочно занимали достойное место в богослужении Православной Церкви. Если икона – это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол – это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который ухо русского православного человека выбрало для себя, как идеал.

Епископ Арсений писал: «Могучее и одновременно умиротворяющее звучание колоколов настолько тесно связано с духовной жизнью русских людей, что стало частью нашего самосознания. Поэтому ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью».
                  
       Действительно, колокол в России с древних времен воспринимали как живое существо. Каждому из них давали особое имя. Перед подъемом на звонницу колокола освящали, и этот обряд соответствовал таинству крещения. В церковном Чине освящения колокола читается: «О еже гласом звенения его утолитеся и утишитися и престати всем ветром сильным, бурям же, громам и молниям, всем вредным безведриям и злорастворенным воздухом». Люди, слушающие голос колокола «в благочестии и вере укрепятся и мужественно всем диавольским наветом сопротивостанут». Сегодня ученые все больше говорят о благоприятном влиянии колокольного звона на окружающую среду и здоровье человека.

См. также:
Ильин В. Эстетический и литургический смысл колокольного звона  // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 65–72.
Коновалов И.В. Звучащие символы Российского государства // Русское возрождение. Нью-Йорк-Москва-Париж. 1998. № 2 (72). C. 9–15.
Коновалов И.В. Колокола и звонари // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 99–110.
Николаев Б., прот
. Значение колокольного звона в богослужении // Колокола и колокольни. М., 1994. С. 2–6.
Св. Павлин Ноланский и церковные колокола // Ярославские епархиальные ведомости. 1883. Часть неофиц. С. 265–267.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов