![]() |
|||||||||||||||||||
После десятилетий забвения возвращаются в нашу жизнь колокольные звоны, обретают свой голос сотни колоколен и звонниц по всему нашему отечеству. Вновь организуются колокольные производства. Появилась необходимость в обучении большого количества церковных звонарей-профессионалов. Общество церковных звонарей сотрудничает с Российской академией наук, Военно-инженерной академией имени Петра Великого, Государственным историческим музеем и другими научными организациями, деятельность которых близка к колоколам. Члены общества контактируют с известными церковными звонарями старшего поколения, сохранившими преемственность русской церковной звонарской культуры. Благодаря усилиям специалистов Общества церковных звонарей зазвонили колокола на сотнях колоколен и звонниц в Росси и за рубежом. Наиболее значительные из них: колокольни Ивана Великого в Московском Кремле и храма Христа Спасителя, колокольни и звонницы Московского Данилова монастыря, Казанского собора на Красной площади, Толгского монастыря в Ярославле.
После революции 1917 года, в результате повсеместных запретов колокольных звонов и гонений на церковь, в России была пресечена традиция изготовления колоколов и исполнения колокольных звонов. В послевоенное время Православная Церковь в Советском Союзе в какой-то мере несколько упрочила позиции своего существования, и даже кое-где на колокольнях появились колокола, но оборудование колоколен проводилось не на должном техническом уровне и без учета традиций. Разумеется, это не могло не сказаться на качестве исполнения самих колокольных звонов, да и звонили, как правило, лишь по воскресным дням и большим праздникам. Знаменательно и символично, что возобновление колокольного литья в России совпало с годом празднования 1000-летия крещения Руси. Церковь получила возможность дополнить, а иногда, и полностью воссоздать колокольный звон на опустевших колокольнях. Каждому церковному человеку понятно и близко возрождение внешнего голоса церкви. В наши дни православные приходы, приобретая колокола, часто сталкиваются с серьезными трудностями при выборе колоколов, оборудовании колокольни, обучении звонарей. Укажем лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся недостатки. Во-первых, недоброкачественное колокольное литье, когда вместо бархатистых раскатов с колокольни можно услышать звуки, сопровождающие работу механического агрегата. Подобный «звон» людей церковных приводит в недоумение и смущение, а посторонних просто раздражает. Во-вторых, хаотичный подбор колоколов, дополняемых иногда так называемыми «билами» – бронзовыми или титановыми пластинами, имитирующими звучание колоколов. В-третьих, неумелое исполнение звона: или однообразное «треньканье», или же наоборот, чересчур мастерское выведение самосочиненных звонарем-ударником джазовых композиций и вариантов плясовых наигрышей. Подобные нововведения привносятся в церковный звон людьми, малознакомыми с церковной певческой и звонарской традицией. Известно немало случаев, когда бурная радость при первых звонах новых колоколов сменяется глубоким разочарованием.
Наш многолетний опыт подтверждает, что наилучшие результаты достигаются при привлечении специалистов Общества на уровне проекта.
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |
|