И.В. Коновалов
Звучащие символы Российского государства
// Русское возрождение.
Нью–Йорк–Москва–Париж. 1998. № 2 (72) C. 
9–15

          Колокола России … Неразрывно связаны они с историей Российского Православия и Российского государства. Бедствия Руси – вражеские нашествия, разорения, моровые поветрия в летописных сказаниях часто заканчивались скорбными словами о том, что не было позвонения ни в колокола ни в била. И светлой радостью исполняется рассказ летописца, когда повествуется об отлитии колоколов на Руси. Рука об руку с ростом московского Великого княжества, с присоединением к Москве земель удельных и великих княжений, шел рост больших московских благовестников. Для новопостроенного столпа Ивана Великого Великий князь Иван Васильевич III приказал отлить два четырехсот пудовых колокола – Медведь и Лебедь. Приемник Ивана Васильевича Василий III, как бы продолжая отеческое дело, отливает тысячепудовый благовестник. Символом дальнейшего укрепления московского великого княжества и становления его, как всероссийского царства становится новый колокол, отлитый по повелению Ивана IV Грозного, весивший уже более двух тысяч пудов. В те времена Русь еще не располагала собственным сырьем для получения колокольной бронзы. Материалы – медь и олово привозили из за границы. Колокол воспринимался, как всенародная жертва. И, как символ объединения под рукой Российского самодержца трех братских славянских народов – Великорусского, малороссийского и белорусского, появляется великан – Царь–колокол.

          Шли века и рядом с древними стенами Московского Кремля встал еще один звонкий символ милости Господней, памятник одоления двенадцати языков и с ними Галлов – великолепный храм Христа Спасителя. Колокола храма Христа сливались с кремлевскими и со всеми тысячами колоколов сотен московских храмов. Миновали десятилетия. И вновь зазвучал Иван Великий и воссоздается храм Христа. По благословению Его Святейшества Патриарха Алексия колокольные звоны на храме Христа Спасителя и в Московском Кремле проводят специалисты Общества церковных звонарей. О сегодняшнем дне российских колоколов, о нынешнем состоянии церковных звонов и хотелось бы рассказать, ответить на некоторые важные вопросы, связанные с колокольным обустройством нынешней России.

          В 1992 году было принято решение о воссоздании Московского храма Христа Спасителя, строительные работы начались несколько позже, а о колоколах храма вспомнили лишь в конце 1995 года, тогда-то и был объявлен конкурс. Работа началась с изысканий. Самое главное было определить звучание колоколов. По воспоминаниям московских старожилов особенно хорош был звук Большого торжественного колокола, весившего 1654 пуда (27 тонн), и висевшего на юго-западной колокольне храма. Более точные данные о звучании колокола были обнаружены в нотных записях Константина Сараджева, записавшего на нотном стане звучание более 300 больших колоколов Москвы и Подмосковья. Среди колоколов, записанных Сараджевым, были колокола Московского Кремля, Саввино-Сторожевского монастыря и четыре больших колокола храма Христа Спасителя, весом 1654, 970, 635, 305 пудов. Были также исследованы акустические измерениях протоиерея отца Аристарха Израилева, который при помощи изобретенного им прибора, достаточно точно измерил звучание колоколов храма и предлагал произвести подстройку второго и третьего колоколов для приведения общего звучания их в более правильное звуковое соотношение. Специалистами лаборатории колокольной акустики был изучен единственный сохранившийся колокол храма весом 51 пуд (850 кг.), находящийся ныне в восточной арке на третьем ярусе большой колокольни Троице-Сергиевой Лавры. Перед специалистами «Общества Древнерусской музыкальной культуры» обозначился комплекс вопросов: рассчитать профили будущих колоколов и выполнить чертежи, исполнить эскизы художественного убранства колоколов и отлить колокольный подбор, где каждый колокол должен быть строго определенного веса и звучать точно в заданную ноту. Причем весь комплекс работ предстояло выполнить всего за два месяца. Конкурсные колокола должны были быть представлены 25 декабря 1995 года. Опоздание участника даже на один день грозило снятием с конкурса. Условия конкурса, разработанные членами комиссии по воссозданию художественного убранства храма, были весьма жесткими. Каждый соискатель права на отливку должен был представить не менее десяти колоколов, вес которых определялся от восьми до трех с половиной тонн. Отлить изделия соискателю предоставлялось за свой счет. Отливки, не прошедшие конкурсные испытания, возвращались изготовителю только с целью их уничтожения.

          Был собран весь возможный материал по внешнему виду утраченных старинных колоколов храма. Проводилась фотосъемка колоколов, находящихся в Большом, Малом и прочих театрах Москвы. Во всех исторических описаниях храма были сведения о заводе и мастере, отлившем колокола. Колокола были изготовлены на колокололитейном заводе промышленника Н.Д. Финляндского, мастером Ксенофонтом Веревкиным, по подряду почетного потомственного гражданина В.Н. Короткова. Московский колокололитейный завод Финляндского имел давнюю историю и был основан знаменитыми колокололитейщиками Моториными, династия которых ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого колокольного литья в России. Основателем династии был литейных дел мастер Федор Моторин, колокола которого и сейчас можно слышать в Москве на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле и на колокольне храма Василия Блаженного. Федора Моторина сменил его сын Иван Федорович, а наследовавший ему Михаил Иванович Моторин прославился отливкой знаменитого кремлевского Царь–колокола, вес которого достигает 202 тонн. И не вина мастера в том, что московский великан повредили во время пожара 29 мая 1737 года. На протяжении веков менялись владельцы и место, где находился завод. Есть предположение, что первоначально моторинский завод располагался в районе нынешнего Колокольникова переулка, что рядом с Рождественским монастырем. Это предположение тем более вероятно, что рядом располагается Пушкарев переулок. Исторически пушечное и колокололитейное дело в Московском государстве шли рука об руку. Но официально, будущий завод Финляндского был основан Константином Михайловичем Слизовым в 1774 году и располагался уже за чертой земляного вала в районе нынешних Спасской улицы и Коптельского переулка. С ним были связаны имена таких известных колокололитейных мастеров, как Семен Гаврилов сын Можжухин, переливший после повреждения при пожаре «Медведь» и «Лебедь»   – два больших колокола первого яруса Ивана Великого именно Константин Михайлов сын Слизов, вызывался перелить поврежденный Царь–Колокол, Ассон Струговщиков и мастер Михайло Крючков, колокол которых, называемый «Переспор», отлитый в 1780 году находится на четвертом ярусе большой колокольни Троице-Сергиевой Лавры, Никифор Калинин, один из колоколов которого, отлитый в1791 году сохранился и находится ныне на колокольне храма Григория Неокессарийского, что на Полянке, Михайло Богданов, после смерти которого завод наследовала его вдова Е.Ф. Богданова. В 1859 году завод перешел к Николаю Финляндскому и последним владельцем завода был Павел Николаевич Финляндский. О продолжении именно моторинского производства на Сухаревке можно говорить потому, что профили колоколов, применяемые последующими мастерами в большой степени повторяют и развивают моторинские. На Сухаревке при Михаиле Богданове мастерами Завьяловым и Русиновым был отлит самый тяжелый, из ныне действующих колоколов – Большой Успенский колокол Московского Кремля, в 4000 пудов, который по весу равен всем колоколам прежнего храма Христа Спасителя.

          Каждый конкурсный колокол, начиная от 8-ми килограмм и до 3,4-х тонны предстояло украсить индивидуально, согласно его размерам, и выполнить необходимую модельную оснастку. По этому было решено начать с разработки чертежной документации на сами колокола и оснастку. Эта работа была исполнена сотрудниками «Лаборатории колокольной акустики » в кратчайшие сроки. Следующие две задачи решались параллельно. Это изготовление модельной оснастки и разработка эскизов и чертежей художественного оформления колоколов. В затихшем было модельном цехе ЗИЛа закипела работа, вновь запахло свежим деревом и клеем. Мастера нашего времени показали себя достойными преемниками умельцев прошлого. С художественным убранством колоколов было немного сложнее потому, что предстояло повторить прежние колокола, от которых, кроме словесного описания не сохранилось даже фотографий внешнего вида. По этому, было принято решение повторить сохранившиеся колокола завода Финляндского, а для трех больших колоколов весом в 1; 2 и 3,4 тонны разработать оформление на основе сохранившихся архивных фотографий Торжественного колокола храма. При разработке художественного убранства колоколов важно было учесть принципы реставраторов, применяемые при восполнении утраченных деталей какого-либо изделия – это не перегрузить вещь излишествами, тем более, если нет полной уверенности в их существовании прежде. Орнаментальное кружево обрамляло образы святых, помещенных на колоколах, согласно описаниям, приведенным в книге М. Мостовского « Историческое описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» (М., 1883 г.) По церковным канонам для скульптурных изображений и храмовых украшений предпочтительными признавались плоскостные рельефы. И из исследований, проведенных акустиками было понятно, что чрезмерно высокие изображения горельефно выполненные на колоколах ухудшают звук. По этому было решено исполнить образы святых в низком рельефе, и определить их высоту над внешней поверхностью колоколов не более чем 10–15 миллиметров. Для орнаментов и надписей высота рельефа была определена 4–5 миллиметров. Первыми были прорисованы и вырезаны изображения Архангела Михаила, Императора Константина Великого и Святого Николая Новгородского. Это были небесные покровители великих князей Константина, Николая (позже императора) и Михаила Павловичей. Колокола прежнего храма имели оригинальное художественное оформление не встречавшееся прежде на колоколах завода Финляндского и не повторявшееся позже. Вполне возможно, выполненное по поручению кем-либо из помощников, или по прямому руководству главного архитектора храма Константина Андреевича Тона. Сделать такой вывод позволяют исследования орнаментального убранства как самого храма, так и элементов декора некоторых других сооружений, возводившихся в то время в Москве по проектам К.А. Тона (Большой Кремлевский дворец и проч.). Авторам художественного оформления зиловских колоколов было известно так же желание Императора Николая I об оформлении всего внешнего и внутреннего убранства Храма в Древнерусском и Византийском вкусе, что для середины XIX века было невозможно, но ныне была предпринята первая успешная попытка оформления колоколов в стиле Древнерусской пластики. По поступлении модельной оснастки и деталей художественного оформления производились украшение моделей, формовка и заливка колоколов одного за другим. При известном мастерстве и слаженности коллектива всех сотрудников первого литейного цеха ЗИЛа заливка и выбивка колоколов проходили гладко, бес каких-либо сложностей. Но для обработки образов святых и расчеканки растительных и геометрических орнаментальных украшений потребовалось привлечь опытных специалистов по обработке изделий из художественной бронзы. После завершения механической внешней и внутренней отделки колоколов они были затемнены специальным составом и было выполнено антикоррозийное покрытие точно воспроизводящее темно-серую патину старинных колоколов. Причем многое приходилось делать на уровне изобретений.

          Днем 25 декабря 1995 года колокола были доставлены и подвешены на специальные конструкции для проведения конкурсных испытаний. Конкурс продолжался долго и трудно. Многие не верили вообще в возможность возрождения колокололитейного дела в нынешней России. Известный маэстро М.Л. Ростропович предлагал даже отлить колокола в Голландии. Действительно, все участники вложили все силы и средства для достижения победы. И лишь 13 марта 1996 года Святейший Патриарх Алексий торжественно освятил колокола–победители. По окончании молебна Святейший Патриарх и градоначальник города Москвы Ю.М. Лужков произвели полагающийся при этом первый, краткий благовест в большой, уже освященный колокол. А на следующий день были начаты работы по подвеске первых десяти колоколов на северо-восточную колокольню храма. Святейший Патриарх поздравил зиловцев с победой и благословил на дальнейшие труды по созданию оставшихся четырех больших колоколов [рама.

          Так что же позволило выиграть конкурс именно колоколам Общества Древнерусской музыкальной культуры, отлитым на базе первого литейного цеха ЗИЛа? Это объединение в сотрудничестве ведущих специалистов различных направлений, задавшихся целью изучить и воссоздать русский традиционный колокольный звон после семидесяти лет молчания. Среди членов общества есть специалисты десятилетиями изучающие русские колокольные звоны, которые точно могли сказать, как должен звучать колокол, с какими обертонами и музыкальными интервалами, как должны сочетаться колокола между собой в подборе, составляющем цельный звон. Есть в обществе специалисты звонари, имеющие богатый практический опыт исполнения колокольных звонов. Акустики, на протяжении почти десятилетия изучавшие самые благозвучные российские колокола. Что позволило математически определить причины благозвучия колоколов и на основании выполненных измерений создать профили для их производства в условиях современных технологий. Без участия мастеров–иконописцев и специалистов в области древнерусского языка невозможно было бы грамотно исполнить надписи и образы святых на колоколах. Без труда технологов первой литейки, создавших и отработавших уникальную технологию литья тяжелых колоколов успешная отливка была бы невозможна. Совершенное восхищение вызывала слаженная, как один человек, работа коллектива мастеров–литейщиков. Полное понимание каждого взгляда, жеста, взаимовыручка.

          Следующим этапом воссоздания колоколов храма была отливка будничного 300-пудового колокола. К сожалению, из-за финансовых трудностей отливка производилась только 28 декабря 1996 года. После совершения молебна в 15–45 началась заливка, продолжавшаяся более десяти минут. Параллельно шла подготовка к отливке следующих колоколов весом в 29, 18, и 9,5 тонн. Для этого был создан специальный участок. Была устроена и забетонирована литейная яма. Устанавливалась боле емкая печь. Монтировался мощный подъемник. Изготавливалась дополнительная оснастка. 31 мая 1997 года после торжественного молебна Святейший Патриарх освятил ново созданный колокололитейный участок, оборудование и форму большого колокола. Заливка заняла чуть более 25 минут и прошла довольно гладко. 2 июня была вскрыта форма, колокол вынули из литейной ямы и приступили к очистке от пригоревшей смеси и менее, чем через месяц большой колокол храма Христа Спасителя был поднят и утвержден на балке юго-западной колокольне храма. Остальные колокола весом в 18, и 9,5 тонн отливались точно также с той лишь разницей, что на них практически не было пригара и их внешняя обработка заняла совсем мало времени. Большой практический опыт и знания позволили современным мастерам–литейщикам совершить невозможное. После 68-летнего перерыва возродить колокольное литье с традиционным русским звучанием.

          К празднику Преображения Господня все 14 колоколов храма Христа заняли свои места на соответствующих колокольнях. Строители изготовили и установили специальные звонарские помосты. Пробный звон был совершен ко Всенощной праздника Преображения. На следующий день мощный, величественный хор двух больших колоколов возвестил о прибытии Святейшего Патриарха и градоначальника Москвы Ю.М. Лужкова. Святейший Патриарх и Ю.М. Лужков ненадолго остановились перед величественным храмом, слушая звон. Затем была отслужена Божественная Литургия в храме впервые обретшем полный голос.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов