Краткие исторические сведения
Из истории отливки Царь–колокола (Мезенин Н.А.)
О Царь–колоколе (Осетров Е.)
Библиография

Краткие исторические сведения

      Царь–колокол — название колокола, установленного в Московском Кремле. Его масса – свыше 200 тонн, высота – 6,14 метров, диаметр – 6,6 метров. Отлит мастерами Иваном Фёдоровичем Моториным и его сыном Михаилом в 1733–1735 гг. Украшения, портреты и надписи выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Сереюряковым и П. Луковниковым. Во время пожара 1737 г. Царь–колокол треснул (отвалился кусок в 11,5 тонн). В 1836 г. Царь–колокол установлен на постаменте около колокольни Иван Великий.

      Под тем же названием известны ещё два колокола, отлитые в начале XVII в. и в 1654 г. (около 130 тонн); последний разбился при пожаре 1701 г., а его лом был использован при отливке Царь–колокола.

Н.А. Мезенин 
Из истории отливки Царь–колокола

      Семья московских колокололитейных мастеров Моториных оставила многочисленные памятники своего мастерства, созданные на протяжении 1687–1750 годов. Наиболее; выдающимися из семейства Моториных были Иван Федорович (около 1660–1735) и его сын Михаил Иванович (умер в 1750 г.). Правда, они работали и над отливкой пушек. В период 1701–1704 годов Иван Моторин на своем колокольном заводе отлил 113 шестифунтовых пушек для петровской артиллерии. Но больше всего старший Моторин занимался отливкой колоколов. Колокола эти звонили в Москве, Петербурге, Киеве, Старой Руссе, Новгороде.

      Помимо работы на собственном литейном заводе, Иван Моторин числился «артиллерии, колокольных дел мастером», то есть работал на Пушечном дворе. Поэтому он в 1730 году и получил заказ от императрицы Анны Иоанновны на отливку колокола-великана. Изготовление этого чуда литейного мастерства говорит о высоком уровне техники русских литейщиков. Некий автор, имея в виду Царь–колокол, писал в 1835 году: «Один сей лежащий в земле исполин свидетельствует красноречивее многих исписанных страниц о гениальностях сего человека».

      Родословная Царь–колокола начинается со знаменитого годуновского колокола, отлитого Андреем Чоховым (1599), вес 33 тонны 600 килограммов. Колокол находился на Ивановской площади Кремля и своими размерами и красотой удивлял всех. Во время одного из пожаров в Кремле колокол упал и разбился.

      В 1651 году было решено отлить колокол весом 8000 пудов, используя для переливки разбившийся колокол. Московские литейщики во главе с мастером Емельяном Даниловым отлили колокол с одного раза и за один год. В декабре 1654 года его звон приветствовал русских воинов, возвращавшихся из Польского похода. Звук колокола слышался за 7 верст.

      Во время очередного испытания от слишком сильного удара колокол разбился. Вновь перелить его взялся мастер Александр Григорьев. Колокол, названный Успенским, был отлит за 10 месяцев и весил 8000 пудов. Поднятый в 1679 году, колокол провисел на колокольне до 1701 года, когда во время пожара в Кремле он упал и разбился.

      Императрица Анна Иоанновны, пожелавшая оставить память о своём царствовании, приказала в 1730 году перелить разбившийся колокол, добавить в него металл и увеличить вес исполина до 12000 пудов. С предложением об отливке обратились к механику французского короля Жерминю. Тот отказался даже вести переговоры, считая шуткой предложение о литье колокола такой величины. Тогда за дело взялся Иван Федорович Моторин – опытный мастер, имевший к тому времени 50-летний стаж работы в литейном деле. Вначале он разработал чертежи и смету на отливку колокола, затем отлил малую (12 тонн – !) модель колокола и «учинил» две модели механизма для его подъёма. Все это было отправлено в Петербург для утверждения.

      Два года ушло на подготовительные работы и утверждение сметы. К изготовлению формы колокола, постройке печей для плавки металла приступили в январе 1733 года. Иван Моторин вместе с сыном Михаилом энергично взялись за дело. Через год главнейшие и наиболее трудоёмкие работы по изготовлению формы были закончены. Сюда входило: изготовление и сушка («обжиг») болвана, нанесение тела (рубашки) колокола, изготовление верхней формы (кожуха). Для получения хорошей отливки большое значение имеет правильное устройство литниковой системы. Мастер выбрал такую конструкцию, чтобы в форму не попадал шлак. Для этого он поставил литниковую чашу. Она при литье наполнялась металлом почти до краев, и поэтому шлак, как более легкий, держался на поверхности и не попадал в отливку.

      26 ноября 1734 года после получения разрешения из Петербурга на отливку колокола разожгли 4 печи, каждая на; 50 тонн металла. В них загрузили 5723 пуда 4 фунта (93 тонны 744 килограмма) больших кусков от старого колокола, добавили ещё меди и олова. Полная первоначальная загрузка всех печей составляла около 13 тысяч пудов, то есть свыше 200 тонн. Через 43 часа после начала плавки обнаружилось, что из двух печей металл ушёл в землю. Решили продолжать плавку в двух оставшихся. Срочно с Пушечного двора к печам привезли 600 старых колоколов весом 1663 пуда (27 тонн 240 килограммов), пушечной меди 4137 пудов (67 тонн 764 килограмма) и олова 700 пудов (более 11 тонн).

      Но неудачи продолжали преследовать Моториных: ещё раз ушёл в землю металл, сгорела подъёмная машина, пришлось проверять снова форму. Закончить отливку Ивану Моторину не пришлось – в 1735 году он умер. Дело его продолжал сын Михаил. В работе участвовали 83 человека мастеровых и работных людей. Кроме них, трудились ещё скульпторы, пьедестальные и формовальные мастера, резчики. В общей сложности, гигантскую отливку создавали около 200 человек.

      После проведения всех подготовительных работ снова приступили к отливке. 23 ноября 1735 года зажгли литейные печи. Через 36 часов металл из первой печи пустили по желобу в колокольную форму, 4 минуты спустя дала металл вторая печь, затем – две последние. Всего литьё продолжалось 36 минут, то есть каждую минуту в форму поступало 7 тонн металла. 24 ноября 1735 года литье Царь–колокола благополучно завершилось.

      Приведём некоторые данные об этой уникальной отливке. Если не учитывать угара, отлитый колокол весит 12327 пудов 19 фунтов, или 201 тонну 924 килограмма. Сплав содержит 84,51 процента меди, 13,21 процента олова 1,25 процента серы. В виде примесей в нем имеется около 72 килограммов золота, 525 килограммов серебра. Высота колокола 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

      Царь–колокол не успели поднять из ямы. 29 мая 1737 года в Москве случился страшный пожар, загорелась деревянная постройка над ямой, где находилась отливка. На колокол стали падать горящие брёвна. Оберегая колокол от расплавления, сбежавшийся народ кинулся заливать водой раскаленный металл. От неравномерного охлаждения колокол дал трещину, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны.

      Вопросом о Царь–колоколе занимался выдающийся русский механик А.К. Нартов. Ему в 1754 году передали на заключение смету на подъём колокола из ямы и последующую переливку. Однако правительство смету не утвердило. Почти через сотню лет после отливки, в 1836 году, с помощью системы воротов колокол подняли из ямы и передвинули на подготовленный для него восьмиугольный постамент, расположенный рядом с колокольней Ивана Великого. Там он стоит и поныне.

      Такова история двух прекрасных памятников литейного искусства, созданных замечательными русскими мастерами.

Из книги: Мезенин Н.А. Пушки и колокола // Повесть о мастерах железного дела. М., 1973. C. 25–30

Е. Осетров
О Царь–колоколе

       По соседству с Иваном Великом, на Ивановской площади, на пьедестале стоит «Царь–колокол» … Глядя на него, вспоминают самые прославленные благовестники Древней Руси: Вечевой колокол Господина Великого Новгорода, большой «Сысой»  – творение XVII  века – на звоннице Ростова Великого, Угличский колокол–бунтарь, отправленный Борисом Годуновым в ссылку, колокол Ивана Великого, первым начинавший трезвон в праздничные дни всей Москвы, про которую говорили: «Звонят сорок сороков» – по количеству церквей в белокаменной.

          Отливал «Царь–колокол» Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733–1735 годах. В отливку пошел металл «дедовский» и «отцовский», и колокол – такого нигде еще не бывало – весил двести тонн. В мире нет колокола, который превосходил бы «Царь–колокол» по весу. Самые знаменитые колокола Японии и Китая – не более трех тысяч пудов, европейские – не более тысячи. В «Царь–колоколе» – свыше 12.000 пудов. И сегодня эта цифра производит на нас впечатление. Что же говорить о только что начавшейся послепетровской эпохе, когда все делалось вручную.

          Было это в 1737 году. Отлитый колокол–гигант находился в яме, на строительных лесах, напоминая быка, готового издать рев. Приключился пожар, объявший кремлевский холм. Пылающие головни летели в Москву-реку. В этой огненной суматохе была сделана попытка спасти музыкального титана. Воду лили усердно, раскаленный металл треснул, и выпал кусок двухметровой высоты. Даже этот осколок вытащить из ямы нелегко – как-никак одиннадцать с половиной тонн веса. Лежал «Царь–колокол» с отколовшейся частью в земле без малого сто лет. В 1836 году его подъем поручили архитектору Августу Монферрану, строившему в Петербурге Исаакиевский собор и основательно наторевшему в переносе тягчайших гранитных и мраморных глыб. Долго велись подготовительные работы. Когда на поверхность извлекли (на это потребовалось 42 минуты 33 секунды) толстенный колпак, то все увидели, что его поверхность украшена поясами рельефов, изображавших в рост Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, иконами и надписями.

          Конечно, в наши дни можно бы водрузить «Царь–колокол» на Ивановскую колокольню, но все так привыкли к тому, что «молчаливый бык» стоит внизу на привязи, – было бы жаль с ним расстаться. Пусть он – раз уж не попал на небо – пасется возле зеленой московской травы …

          Безмерно было восхищение современников колокольщиками и пушечниками Моториными – Иваном и его сыном Михаилом. Недаром их имена отливались на певучей бронзе. Десятки пушек отлили Моторины, а их колокола звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве, Старой Руссе … Беззвучный «Царь–колокол» красноречиво повествует о том, какие дива дивные могли творить московские мастера.

Из статьи : Евгений Осетров. Моё открытие Москвы  //
Колокольный звон. Когда ты принесешь благую весть Руси? 
/ Ред. и сост. В.И. Десятерик. М., 1999. С. 35–39.

См. также:
Афанасьев В. Чудо-колокола
Бондаренко А.Ф
. Московские колокола: XVII век. М., 1998.
Борис, Анастасия. Иван Великий // Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 9. С. 21–22.
Вельтман А.Ф.
Достопримечательности Московского Кремля. М., 1843.
Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Звонари Московского Кремля в середине XVIII века // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 86–101.
Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокол «Реут» Московского Кремля в последней четверти XIX века // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 102–117.
Виденеева А.Е., Коновалов И.В. О доступе посетителей на колокольню Ивана Великого Московского Кремля в XVIII–XIX веках // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 160–169.
Виденеева А.Е., Коновалов И.В. О колокольном наборе Московского Кремля в XVIII столетии // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 465–474.
Георгиевский Г.П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995 (Репринтное изд.)
Голубцов А. Чиновник Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908.
Гончаров Н. Иван Великий // Прибавление к Московским губернским ведомостям. 1841. № 12.
Гончарова А., Гордеев Н. Кремлёвские куранты. М., 1959.
Забелин И.Е. Альбом старинных видов Московского Кремля. История города Москвы. Б.м., б.г.
Забелин И.Е. Башенные часы [в Московском Кремле] // Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор или дворец. М., 1990. С. 118–121.
Забелин И.Е. Набаты [в Московском Кремле] // Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор или дворец. М., 1990. С. 121–122.
Захаров Н.Н. Кремлёвские колокола. М., 1980.
Звонари Московского Кремля XVII – начала XVIII века (сост. А.Е. Виденеева, И.В. Коновалов).
Звонари Московского Кремля последней трети XVIII – первой трети XIX веков (сост. А.Е. Виденеева, И.В. Коновалов).
Звонари Московского Кремля середины XVIII века (сост. А.Е. Виденеева, И.В. Коновалов).
Иван Великий // Самые знаменитые монастыри и храмы России / Сост. А.Ю. Низовский. М., 2001. С. 19–21.
Иванов П.И. Исторические сведения о большом колоколе, лежащем в Московском Кремле близ Ивановской колокольни. М., 1836.
Из истории отливки Царь–колокола (Н.А. Мезенин).
Иностранцы о древней Москве. М., 1991
История Царь–колокола // Ярославские епархиальные ведомости. 1887. Часть неофиц. С. 556–560.
Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI – первой половины XVII века // Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75–118.
Кавельмахер В.В.
Способы колокольного звона и древнерусские колокольни
 // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 39–78.
Кавельмахер В.В, Чернышев М.Б. Николай Иванович Оберакер – немецкий оружейник, литейщик, артиллерист и фортификатор на русской службе в первой трети XVI века (к вопросу об авторе «трёх стрельниц» Московского Кремля). Б.м., б.г.
Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1866.
Козаржевский А.
Звуковой фон Москвы 20–30-х годов // Московский журнал. 1995. № 10. С. 22–26.
Колокольня Ивана Великого / Сост. Е.А. Филиппова. М., 1999.
Колокольня Ивана Великого
 // Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель / Сост. М. Ильин, Т. Моисеева. М., С. 470–471.
Кондратьев И.К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 102–105
Коновалов И.В. Владимир Иванович Машков // Ясакъ. Листок правления Общества церковных звонарей. 1997 г., февраль.
Коновалов И.В., Виденеева А.Е. Звонари Московского Кремля последней трети XVIII – первой трети XIX веков // Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. X. С. 188–207.
Коновалов И.В., Виденеева А.Е.
Инструкция 1895 года для сторожей и звонарей Успенского собора Московского Кремля
 // IX Золотаревские чтения. Рыбинск, 2002. С. 111–113.
Коновалов И.В. Организация уставных колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя по подобию звонницы Ростовского Успенского собора // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 381–386.
Коновалов И.В. Проблема синхронизации колокольных звонов на комплексе колокольни и звонниц Московского Кремля // История и культура Ростовской земли. 2001. Ростов, 2002. С. 358–366.
Костина И.Д. К истории создания Царь–колокола: новые архивные материалы // Колокола: история и современность. М., 1993. С. 119–127.
Костина И.Д. Колокола Ивана Великого // Журнал «Наука в России». 1994. № 1. С. 72–79.
Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов в XIX – начале XX в. из коллекции Государственных музеев Московского Кремля // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 88–103.
Костина И.Д. Кремлёвские звоны // Журнал «Наука и жизнь». 1993. № 12. С. 137–139.
Костина И.Д. Царь–колокол и его создатели // Журнал «Вопросы истории». 1982. № 5. С. 180–183.
Куликов В.И. Слаженный звон без дирижера невозможен // Журнал «Наука и жизнь». 1993. № 12. С. 140–142.
Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы / Сост. С.Р. Долгова. [Кн. 1. Глава VII. О трёх соборных колокольнях, называемых Иваном Великим]. М. 1992. С. 42–43.
Мартынов А. Московские колокола // Русский архив. Избранные страницы. Вып. I. Новосибирск, 1994. С. 61–94.
Мансветов В.И. Колокола московского исторического музея и их замечательные надписи. М., 1917.
Михайлов А.А. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963.
Машков В.И. О колокольном звоне и прожитой жизни // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 134–138.
Мишин В.В. Московские колокольные звоны и Царь–колокол // Московский журнал. 1995. № 10. С. 11–20.
Михайлов А.А. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963.
Мордвинов А.Г. Колокольня Ивана Великого // Академия архитектуры. 1935. № 5. С. 32–37.
Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 109–110.
Московский Царь–колокол (Е. Осетров).
Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай–город. Центральные площади. М., 1982. С. 323–325.
Подробное известие о Большом Успенском колоколе, называемом Царь–колоколе. М., 1836..
Прогулка по Кремлю // Отечественные записки. 1822. № 25. С. 241–247.
Пыляев М.И.
Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897. С. 288–320.
Рзянин М.И. Иван Великий. М., 1946.
Розанов Н.П. О времени благовеста при церквах в Москве // Душеполезное чтение. М., 1868. Ч. 2. С. 25–32.
Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора … в Московском кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониалов встреч их императорских величеств, митрополита и епископов / Сост. прот. Н. Розанов. М., 1901.
Рыбаков С.Г. Знаменитый звонарь А.В. Смагин // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 111–127.
Скворцов Н.А., прот. Архив Московской св. Синода конторы: Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 1 // ЧОИДР. М., 1911. Кн. 4. Отд. I. С. 14–15; Вып. 2 // ЧОИДР. М., 1914. Кн. 4. С. 41–42, 92–93, 101–102, 331–351.
Снегирев И.М. Памятники московской древности. М., 1841.
Славянов Н.Д. О возможности исправления московского Царь–колокола. М., 1893.
Снегирев И.М., Мартынов А.А. Московский Царь–колокол // Русские достопамятности. М., 1880. Т. 3.
Устав церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском соборе (около 1634 года) // Русская историческая библиотека. СПб., 1876. Т. 3. С. 1–156.
Фабрициус М.П. Кремль в Москве, очерки и картины прошлаго и настоящаго [Колокольня Ивана Великого]. М., 1997. С. 258–262 (Репринт 1883 года).
Филиппова Е.А. Колокольня Ивана Великого. Буклет. М., 1999.
Церковь Иоанна Лествичника «что под колоколами в Кремле, в нижнем этаже колокольни, которая по этой церкви называется Иваном Великим» // Сорок сороков / Сост. П. Паламарчук. М., 1992. Т. 1. С. 59–63.
Церковь (собор) Николая Чудотворца Гостунского, в средней Успенской части колокольни Ивана Великого, во втором ярусе // Сорок сороков / Сост. П. Паламарчук. М., 1992. Т. 1. С. 64–66.
Что такое иллюминированный Кремль?
// Ярославские епархиальные ведомости. 1883. Часть неофиц. С. 178–180, 144.
Архивные материалы по истории колоколов Московского Кремля
Большие благовестники Московского Кремля
Звонари Московского Кремля

Московский Кремль. Фотоальбом.© Игорь Коновалов
Царь–колокол

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов