Голубинский Е.Е.
Пришвин М.М.
библиография

Голубинский Е.Е.

          Лаврская колокольня есть одна из первых в России колоколен по вышине и, как думаем, есть самая первая в России колокольня по красоте – изящно стройная и, несмотря на всю свою массивность, смотрящаяся чрезвычайно легкою (и как-то характерным образом элегантною).

          Она представляет собой четвероугольную башню в пять этажей, которые один за другим постепенно уменьшаются в объеме, из которых нижний – глухой, а все остальные – с широкими пролетами, оставляющими от стен только углы, из которых второй и третий обставлены по углам колоннами, а четвертый и пятый – полуколоннами и из которых все эти четыре обставлены по выступам углов вазами (второй этаж колокольни значительно менее первого, а постепенное уменьшение идет уже далее, так что башню представляют собой, собственно, четыре этажа колокольни, начиная со второго, а первый этаж составляет как бы пьедестал башни).

          Наверху колокольни поставлен своеобразный двойной купол, нижняя половина которого имеет форму большой ложчатой чаши, поставленной на подставе, а верхняя половина имеет форму такой же малой чаши, опрокинутой вниз и поставленной на подставе, возвышающейся из первой чаши, и который венчается крестом на яблоке. Под большой чашей купола на дугах пятого яруса поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов, с вензелевыми буквами императрицы Екатерины, при которой сооружен купол, и с императорскими коронами. Первоначально колокольня была построена трехэтажною, с фонарем, или башенкой, наверху, но потом над нею были надстроены еще два этажа, и она получила нынешний вид.

          Колокольня начата была строиться по повелению императрицы Анны Иоанновны, но уже после ее смерти, при Елизавете Петровне, в 1741 году и окончена в первоначальном виде в 1756 году. Надстроены два верхних яруса, придавших колокольне иной вид против первоначального и сделавших ее такою в отношении к архитектурной красоте, как мы ее охарактеризовали, после 1767 года митрополитом Платоном (16 июля 1766 года назначенным архимандритом лавры, с 10 октября 1770 года по 21 января 1775 года – архиепископом Тверским, сохранившим при сем и звание архимандрита лавры). Вышина колокольни – 41 сажень и один аршин (а без купола – 34 сажени и один аршин, так что купол имеет вышины 7 сажен); каждая сторона нижнего этажа, представляющего собой квадратный четвероугольник, в ширину – 12 сажен и один аршин; каждая сторона второго этажа – 7 сажен; клейма под чашею, которые снизу кажутся аршинными квадратами, на самом деле имеют вышины и ширины около 3 сажен. Купол и клейма под большой его чашей вызолочены через огонь червонным золотом.

          Всех колоколов на колокольне с часовыми и с негодными к употреблению – 42 (полный звон – 25 колоколов).

Большие колокола суть:
1. «Царь-колокол», более которого нет в России в действительном употреблении, имеющий весу 4000 пудов (по сказке мастеров, его ливших, – 4065 пудов), при языке, имеющем весу около 90 пудов, вылитый в лавре в 1748 году, повешенный на колокольню (на середину второго яруса) в 1759 году, употребляемый для звона в двунадесятые праздники и высокоторжественные дни.
2. «Корноухий» (названный так оттого, что имеет не медные, а железные уши), или «Воскресный», вылитый в лавре в 1683 году, имеющий весу 1275 пудов, висящий в западном пролете второго яруса.
3. «Годуновский», или «Полиелейный», вылитый для лавры царем Борисом Феодоровичем Годуновым в 1600 году, вес которого точным образом неизвестен и определяется разно – от 1700 до 2000 пудов, имя Годунова в надписи на котором срублено в 1744 году по приказанию императрицы Елизаветы Петровны, висящий в восточном пролете второго яруса (прежде «Годуновский» был воскресным, а полиелейным – «Корноухий»).
4. «Лебедь», или «Славословный» (т.е. употребляемый в те дни, когда положено петь великое славословие), вылитый для лавры в 1594 году Борисом Феодоровичем Годуновым, имеющий весу 625 пудов, висящий на середине третьего яруса колокольни.
5. «Переспор» (названный так потому, что при общем звоне, или звоне во вся, забивает другие колокола), или «Вседневный», вылитый по заказу лавры в Москве в 1780 году, имеющий весу 315 пудов и 28   фунтов, висящий в четвертом, или предпоследнем, ярусе колокольни.
6. «Панихидный» колокол, купленный в Москве в 1796 году, имеющий весу 106 пудов и 25   фунтов, висящий в восточном пролёте третьего яруса.
     

Из книги: Голубинский Е.Е . Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. М.,1909. С. 197–199

«Когда били колокола …»

Такую надпись М.М. Пришвин сделал на коробке с сотнями негативов, на которых он заснял гибель древнейших колоколов Троице-Сергиевой лавры зимой 1929–1930 годов. А в его дневнике велся репортаж об этом вандализме, за который никто не понес ответственности. Вчитаемся в строки очевидца этих трагических событий.

1929

       22 ноября. В Лавре снимают колокола, и тот, в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переплавку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому, и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол…

1930

       8 января. Вчера сброшены языки с «Годунова» и «Карнаухого». «Карнаухий» на домкратах. В пятницу он будет брошен на «Царя» с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» – и ушел, как пьяный.

       9 января. На колокольне идет работа по снятию «Карнаухого», очень плохо он поддается, качается, рвет канаты, два домкрата смял, работа опасная и снимать было чуть-чуть рискованно.

       15 января. 11-го сбросили «Карнаухого». Как по-разному умирали колокола. Большой, «Царь», как большой, доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головою глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему, и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату.

       «Карнаухий» как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросам …

       При своей громадной форме, подходящей большому «Царю», он был очень тонкий: его 1200 пудов были отлиты почти по форме «Царя» в 4000. Зато когда он упал, то разбился вдребезги. Ужасно лязгнуло и вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем месте «Царь-колокол» и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки «Карнаухого». Мне, бывшему сзади «Царя», не было видно, что спереди от него отлетел огромный кусок.

       19 января. Весь день отделывал снимки колокола. Все это время лебедкой поднимали высоко язык Большого колокола и бросали его на кусок «Карнаухого» и Большого, дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать?

       23 января. Всё воскресенье и понедельник горел костер под «Царем»,   чтобы оттаяла земля и колокол на отбитые края ближе к месту предполагаемого падения «Годунова». Рабочие на колокольне строили клетку под «Годунова».

       25 января. Лебедками повернули «Царя» так, что выломанная часть пришлась вверх. Это для того, чтобы «Годунов» угодил как раз в этот вылом и «Царь» разломился.

       28 января. Падение «Годунова» (1600-1930) в 11 утра. А это верно, что «Царь», «Годунов» и «Карнаухий» висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что сложится лучше. Это всё равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты машины и красивые статуи Ленина и Сталина …

       3 февраля. Трагедия с колоколом потому трагедия, что все очень близко к самому человеку: правда, колокол, хотя бы «Годунов», был как бы личным явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена формой звучащей, скажем прямо, личностью, единственным в мире колоколом «Годуновым», ныне обратно возвращенным в природный сплав. Но и то бы ничего, это есть в мире, бывает, даже цивилизованные народы сплавляются. Страшна в этом некая принципиальность – как равнодушие к форме личного бытия служила медь колоколом, а теперь потребовалось, и будет подшипником. И самое страшное, когда переведешь на себя: «Ты, скажут, писатель Пришвин, сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах …»

Пришвин М.М. «Когда били колокола ...» // Колокольный звон. Когда ты принесешь благую весть Руси? М., 1999. С. 83–90.

См. также:
Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра (Глава  III. Колокольня). Сергиев Посад, 1892. C. 197–201.
Голубцов С.
Строительство и реставрация колокольни со звонницей Троице-Сергиевской лавры // Колокола и колокольни. М. 1994. С. 51–59
Коновалов И.В. Художественное оформление воссозданных больших благовестников Троице-Сергиевой лавры // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 475–485
Михей, игум. (И.М. Тимофеев)
. Звон в Троице-Сергиевой Лавре // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 134–138.
Козлов В.Ф. Гибель церковных колоколов // Знаменитые колокола России. М., 1994. С. 193–216
Переяслов Н. Яко да "Царя" всех поднимем [О подъёме Царя–колокола в Троице-Сергиевой лавре, 2004 г.] // Газета"Русь державная". 05 (119) 2004 г.
Пришвин М.М.
«Когда били колокола... »
(Из дневников 1926–1932   годов)  // Прометей. Историко–биографический альманах. М., 1990. Т. 16. С. 411–422.
Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897. С. 288–320.
Архивные материалы по истории колоколов Троице-Сергиевой лавры


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов