Русские колокола на протяжении всей своей долгой истории украшались по-разному. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада. Колокола уподоблялись поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей. Даже если колокол повреждался или разбивался, он и тогда продолжал исполнять своё предназначение, становясь после переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса. Изучение надписей и шрифтовой композиции русских колоколов выявляет факт привлечения лучших иконописцев-изографов для разработки системы размещения надписей, выполненных вязью. Удивительно красиво русские мастера располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая тем самым изменения направления кривой профиля колокола.

       В XVI столетии Великое княжество Московское, ставшее в 1547 году Российским царством, расширяется и крепнет. Новый титул русского владыки обязывал государя заботиться о благоукрашении столицы. Известно, что при царе Иване Васильевиче было построено более 60 церквей и 40 монастырей. Возрастало и значение колоколов в жизни государства. Если в начале XVI века самым тяжелым московским благовестником был колокол в 450 пудов, то в конце столетия его вес превышал 2400 пудов. Художественному оформлению колоколов в это время уделялось особое значение. Наряду с вкладными надписями появляются орнаментальные пояса, украшающие верхнюю часть полей колоколов. Орнаментами украшаются уши колоколов. Особенно выделялись в середине XVI века псковские мастера, украшавшие свои изделия причудливыми сочетаниями трав и животных в орнаментальных поясках. Надписи на псковских колоколах размещаются даже по верху сковороды.

       Классикой русского колокололитейного искусства, бесспорно, стал век XVII, когда русские мастера вырабатывают свой, присущий только России колокольный профиль. Профиль, который с небольшими изменениями просуществовал до XX века. Предыдущему XVI столетию во многом были присущи поиски своих русских путей и форм в иконописи, архитектуре и прочих видах прикладного искусства. Именно это время создает бессмертные шедевры зодчества, такие как храм Вознесения Господня в селе Коломенском и Покровский собор на Рву – Василий Блаженный. Профили русских колоколов этого времени также весьма различны: от вытянутых, несколько даже ведрообразных до широких, приземистых с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами.

       После страшного разорения России в начале XVII века и ухода великого мастера-литейщика Андрея Чехова, в Россию вновь приглашается немецкий мастер Ганс Фальк. Ему в 40-е годы XVII века поручаются ответственные правительственные заказы. Но в то же время русские мастера, такие, как Данила Матвеев и Емельян Данилов, работавшие на московском Пушечном дворе, соперничают с Фальком, и в конце концов не иноземцу Фальку, а Емельяну Данилову поручают отлить колокол весом в 8000 пудов. В этом соревновании с западно-европейским мастером рождается тот оригинальный, ни на что не похожий русский колокольный профиль, рождается удивительно мягкий, бархатистый и благородный голос российских колоколов, так отличающийся от их крикливых и пронзительно-резких западных собратьев. Мастера XVII века удивительно чувствовали красоту профиля rколоколов. Они старались не перегружать их чрезмерно пышными и высокорельефными украшениями. Основными в оформлении колоколов остаются поперечные орнаментальные пояски, валики, травные орнаменты и надписи. Поля колоколов мастера оставляют пустыми. Украшения располагаются вверху колоколов между верхними поясками или в самом низу, на валу – самой толстой части колоколов, где они меньше всего могут влиять на звук.

       Главным производителем колоколов в XVII веке был московский Пушечный двор, который исполнял заказы только своего хозяина – росссийского государя. Известны случаи, когда отлитые на Пушечном дворе колокола других заказчиков в конечном счете оказывались на кремлёвских колокольнях. Известно, сколько мастеров работало на этом предприятии по царским заказам, среди которых большую долю составляла отливка орудий различных калибров для множества русских городов-крепостей. Недаром Андрей Чехов подписывался на своих колоколах, как «пушечной литец». Основным отличием русского колокололитейного дела XVII века стало основание в Москве первого частного литейного производства, организованного знаменитыми колокололитейщиками Моториными, работавшими прежде на государевом пушечнолитейном дворе, династия которых ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого цветного литья в России. Исторические исследования показали, что колокола московского производства возглавляли звон наиболее замечательных колоколен и звонниц российских монастырей и храмов.

       Колокола массовой отливки XVIII – начала XIX веков практически повторяли своих предшественников. Исключение составляли правительственные заказы. В этом смысле уникален московский Царь-колокол, в котором литейщик М.И. Моторин создал только профиль колокола и разместил пояски. В украшении гиганта участвовали мастера-профессионалы «скульптурных и пьедестальных» дел, которые разрабатывали общий вид колокола и рисунок отдельных деталей.

       Свой вклад в украшения колоколов внесли колокола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и особенно московского храма Христа Спасителя, где над внешним оформлением колоколов трудились архитекторы возводимых соборов. Колокола храма Христа Спасителя имели оригинальное художественное оформление, не встречавшееся прежде на колоколах завода Финляндского и не повторявшееся позже. Вполне возможно, оно выполнено под прямым руководством главного архитектора храма Константина Андреевича Тона. Сделать такой вывод позволяют исследования орнаментального убранства как самого храма, так и элементов декора некоторых других сооружений, возводившихся в то время в Москве по проектам К.А. Тона. Колокола храма Христа Спасителя надолго стали образцами для подражания среди многочисленных русских колокололитейных производств. С них копировались элементы украшений и воспроизводились надписи. Текст надписи большого колокола храма «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу» прочно занял свое место в верхних поясках многих русских колоколов.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов