Русские колокола на протяжении всей своей долгой истории украшались по-разному. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада. Колокола уподоблялись поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей. Даже если колокол повреждался или разбивался, он и тогда продолжал исполнять своё предназначение, становясь после переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса. Изучение надписей и шрифтовой композиции русских колоколов выявляет факт привлечения лучших иконописцев-изографов для разработки системы размещения надписей, выполненных вязью. Удивительно красиво русские мастера располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая тем самым изменения направления кривой профиля колокола. В XVI столетии
Великое княжество Московское, ставшее в 1547 году Российским царством, расширяется и крепнет.
Новый титул русского владыки обязывал государя заботиться о благоукрашении столицы. Известно,
что при Классикой русского колокололитейного искусства, бесспорно, стал век XVII, когда русские мастера вырабатывают свой, присущий только России колокольный профиль. Профиль, который с небольшими изменениями просуществовал до XX века. Предыдущему XVI столетию во многом были присущи поиски своих русских путей и форм в иконописи, архитектуре и прочих видах прикладного искусства. Именно это время создает бессмертные шедевры зодчества, такие как храм Вознесения Господня в селе Коломенском и Покровский собор на Рву – Василий Блаженный. Профили русских колоколов этого времени также весьма различны: от вытянутых, несколько даже ведрообразных до широких, приземистых с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами. После страшного разорения России в начале XVII века и ухода великого мастера-литейщика Андрея Чехова, в Россию вновь приглашается немецкий мастер Ганс Фальк. Ему в 40-е годы XVII века поручаются ответственные правительственные заказы. Но в то же время русские мастера, такие, как Данила Матвеев и Емельян Данилов, работавшие на московском Пушечном дворе, соперничают с Фальком, и в конце концов не иноземцу Фальку, а Емельяну Данилову поручают отлить колокол весом в 8000 пудов. В этом соревновании с западно-европейским Главным производителем колоколов в XVII веке был московский Пушечный двор, который исполнял заказы только своего хозяина – росссийского государя. Известны случаи, когда отлитые на Пушечном дворе колокола других заказчиков в конечном счете оказывались на кремлёвских колокольнях. Известно, сколько мастеров работало на этом предприятии по царским заказам, среди которых большую долю составляла отливка орудий различных калибров для множества русских городов-крепостей. Недаром Андрей Чехов подписывался на своих колоколах, как «пушечной литец». Основным отличием русского колокололитейного дела XVII века стало основание в Москве первого частного литейного производства, организованного знаменитыми колокололитейщиками Моториными, работавшими прежде на государевом пушечнолитейном дворе, династия которых ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого цветного литья в России. Исторические исследования показали, что колокола московского производства возглавляли звон наиболее замечательных колоколен и звонниц российских монастырей и храмов. Колокола массовой отливки XVIII – начала XIX веков практически повторяли своих предшественников. Исключение составляли правительственные заказы. В этом смысле уникален московский Царь-колокол, в котором литейщик М.И. Моторин создал только профиль колокола и разместил пояски. В украшении гиганта участвовали мастера-профессионалы «скульптурных и пьедестальных» дел, которые разрабатывали общий вид колокола и рисунок отдельных деталей. Свой вклад в украшения колоколов внесли колокола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и особенно московского храма Христа Спасителя, где над внешним оформлением колоколов трудились архитекторы возводимых соборов. Колокола храма Христа Спасителя имели оригинальное художественное оформление, не встречавшееся прежде на колоколах завода Финляндского и не повторявшееся позже. Вполне возможно, оно выполнено под прямым руководством главного архитектора храма Константина Андреевича Тона. Сделать такой вывод позволяют исследования орнаментального убранства как самого храма, так и элементов декора некоторых других сооружений, возводившихся в то время в Москве по проектам К.А. Тона. Колокола храма Христа Спасителя надолго стали образцами для подражания среди многочисленных русских колокололитейных производств. С них копировались элементы украшений и воспроизводились надписи. Текст надписи большого колокола храма «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу» прочно занял свое место в верхних поясках многих русских колоколов. ![]() |
||
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English | |