Краткие сведения по истории Валаамского Спасо-Преображенского монастыря
 Андреевский колокол 1873 г. (О. Лавров)
 Новые колокола Валаамского Спасо-Преображенского монастыря
 Большой Валаамский благовестник «Апостол Андрей» (И.В. Коновалов)
 Попов Ю. Валаамский благовестник // Колокольный мир. Информационный бюллетень Музея колоколов. 2005., № 5 (36).

Краткие сведения по истории
Валаамского Спасо-Преображенского монастыря

      Валаамский монастырь – известнейшая (наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу «Северного Афона». Расположен на Валааме, самом большом острове одноименного архипелага, в северо-западной части Ладожского озера, с рядом скитов на малых островах.

      Летописно-житийная традиция относит начало местной иноческой жизни к IX–X вв.; в XIV–XV вв. тут уже существовало многолюдное иноческое братство, почитающее память основателей монастыря преподобных Сергия и Германа. Обитель не раз приходила в упадок в результате вторжений шведов. Новая её история начинается с первой четверти XVIII в., когда Петр I закрепил за Россией западную Карелию. Наиболее интенсивное строительство развернулось в XIX в., тогда в основном и сложился нынешний архитектурный облик монастыря. В его быту киновия (монашеское общежительство) издавна сочеталась со скитской и отшельнической жизнью. Крупный религиозный и хозяйственный центр, Валаам притягивал множество паломников.

      После революции 1917 г. Валаам отошел к Финляндии. После советско-финской войны 1940 г. Валаамский монастырь был закрыт, монастырь был покинут монахами, ими была учредена Нововалаамскую обитель в Хейнявеси (Финляндия), по ту сторону отодвинутой границы. В 1940 г. в Валаамском монастыре была расположена школа юнг, с 1945 г. – дом-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. С 1979 г. – историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

      В 1989 г. началось его возрождение. С 1990 г. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь перешел в непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси. 15 мая 2002 г. был создан Попечительский Совет по восстановлению монастыря, который возглавил Патриарх Московский и всей Руси Алексий II.

Андреевский колокол 1873 года

      В многочисленных публикациях по истории Валаама конца XIX – начала XX вв. отмечалось, что 1000-пудовый колокол обители был отлит в честь св. Апостола Андрея на Петербургском заводе Стуколкиной. Случилось это в 1873 году, когда монастырем управлял решительный и деятельный игумен Дамаскин. Бронзовый исполин отличался изысканным изяществом отделки. На нем были изображены барельефы св. Троицы, Преображения Господня, Успения Пр. Богородицы, святителя Николая, преподобных Сергия и Германа Валаамских и св. Апостола Андрея Первозванного, изображенного с каменным крестом. Над барельефами застыли восемь херувимов, а внизу колокол опоясывала надпись: «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего на горе Святей Его».

      Вскоре 16-тонный гигант был доставлен на остров и установлен в специальном строении, воздвигнутом на площадке перед входом в монастырь через надвратную церковь Петра и Павла. Сейчас на этом месте высится гранитный обелиск с выгравированными именами царственных особ, посетивших Валаам. Колокол висел здесь не один год, поскольку только в 1892 году завершилось строительство новой многоярусной колокольни Спасо-Преображенского собора. Ее спроектировали с таким расчетом, чтобы Андреевский колокол занял место на нижнем ярусе звона.

      Монастырская братия, многочисленные паломники, тысячами стекавшиеся на остров, а то и просто путешественники и туристы, среди которых было много представителей богемы, не переставали восхищаться его великолепными звуковыми качествами.

      Известный русский писатель Иван Шмелев, будучи студентом Московского университета, в 1895 г. посетил Валаам. Через два года на прилавках магазинов появилась книга «На скалах Валаама», которая сразу же была изъята из продажи по требованию церковных властей. Находясь в эмиграции, писатель вновь обратился к теме Валаама. В написанной в 1935 году книге «Старый Валаам» Шмелев вспоминал свою встречу с главным монастырским колоколом. «Тыща пудов!» – говорит о. Федул (сопровождавший молодого путешественника на колокольне) – Андреевский, за полсотни верст, в Корелах, слышен... А звон у него малиновый!»

      Н.Н. Туликов в «Поездке на Валаам», изданной в 1907 г., образно описал восприятие этого колокола: «...Самый большой весит 1000 пудов. Густым мягким бархатным тоном гудит этот великан; волнами льются его могучие звуки по заливу, по лесу, по безбрежной поверхности многоводного озера. Говорят, в тихую погоду за 40 верст слышится перезвон Валаамских колоколов; от множества заливов и проливов, по которым проходит звон, он получает особый мягкий тон, будучи умеряем густою листвою и хвоей».

      Во втором десятилетии ХХ века Россия испытала неслыханные потрясения, вызванные революцией и гражданской войной. Валаам отошел к Финляндии, которая в декабре 1917 года обрела независимость. Став самым большим колоколом на территории молодого суверенного государства, Андреевский продолжал исправно служить монастырской братии еще несколько десятилетий.

      В конце 1939 года разразилась та «незнаменитая» война, которую вел Советский Союз против Финляндии. Эта война сыграла роковую роль в судьбе Андреевского колокола. В ночь с 4 на 5 февраля 1940 года «сталинские соколы» нанесли сильнейший бомбовый удар по Валааму, где в то время находился финский военный гарнизон. Бомбы падали вблизи собора и, вероятно, осколком одной из них он и был поврежден. Поистине случилось так, как написал еще в XIX веке Алексей Константинович Толстой: «В тот колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба грянула»...

      «Когда умирает монах, колокол бьет один раз, когда умирает игумен – три раза, когда умирает монастырь, колокол бьет двенадцать раз». Именно двенадцать ударов в колокол нарушили морозную тишь над островом 18 марта 1940 года. А на следующий день Валаам стал принадлежать Советскому Союзу. Осенью 1941 года в монастыре вновь зазвучала финская речь. Шла уже другая война...

      22 ноября 1941 г. шесть монастырских иноков выехали из Финляндии на Валаам для начала ведения работ по его восстановлению. Вот тогда-то, очевидно, и была сделана уникальная фотография смертельно раненого колокола, которую, спустя десятилетия, поместили в многотомное, прекрасно иллюстрированное издание «Karjala» (на финском языке).

      Закончилось военное лихолетье, а вместе с ним, и бытие замечательного творения русских мастеров на святой земле Валаамской. По некоторым данным, Андреевский колокол перевезли на «материк», в г. Сортавалу, и пустили на переплавку. Он мог бы стать шедевром колокололитейного искусства и до сих пор радовать слушателей своим чарующим голосом, если б не было войны…

© О. Лавров

Новые колокола
Валаамского Спасо–Преображенского монастыря

      Оригинальные колокола монастыря, за исключением самого большого, 100-пудового Андреевского колокола, отлитого в Петербурге, были изготовлены в свое время силами Валаамской братии. До революции монастырь славился своими звонами, которые, как свидетельствуют источники, разносились далеко за пределы острова. Его неповторимый перезвон, по свидетельствам очевидцев, был слышен «на 40 верст вокруг». Во время Великой Отечественной войны большинство колоколов монастыря было утрачено. В частности, большой Андреевский колокол был разрушен прямым попаданием артиллерийского снаряда.

      В 1989 г., когда старейшая православная обитель России начала возрождаться, в то время звонница располагала лишь одним, «Воскресным», 8-тонным колоколом. В течение последующих 16 лет колокольню монастыря практически полностью отреставрировали и вернули ей «голос». Сегодня помимо «Воскресного» звонницу украшают 12 новых колоколов, которые были отлиты на средства жертвователей. 11 малых колоколов изготавливались в Тутаеве, а 2,5-тонный «Серафим» – на Урале. В настоящее время звонницу украшают 13 новых колоколов. Возвращение на 72-метровую колокольню «Апостола Андрея» завершило воссоздание звонницы Валаамского монастыря.

      2 ноября 2005 г. на главной звоннице монастыря установили 14-тонный колокол «Апостол Андрей». Это самый большой благовестный колокол на звоннице, один из крупнейших в России, точная копия прежнего. Преемник Андреевского колокола тоже имеет уникальный диапазон звучания: первый обертон отстоит на большую терцию от основного тона, второй – на квинту, унтертон – ровно на октаву вниз.Возрожденный символ Валаамского монастыря освятил 19 августа 2005 г., в день Преображения Господня, – престольный праздник обители, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

      Поднимали колокол старинным способом – вручную. Это уберегло новый благовестник от повреждений. «Апостол Андрей» – последний из 13 колоколов, который установлен на звоннице. Воссоздан полный звуковой ряд, который подбирал звонарь Троице-Сергиевой лавры отец Михей.

      До революции монастырь славился своими звонами. Они далеко разносились над Ладогой. Уникальные колокола Валаама (за исключением «Апостола Андрея» 1873 г., который заказывали в Петербурге) отливала в своё время на самом острове братия монастыря.

      В 1989 году, когда начала восстанавливаться одна из древнейших православных обителей России, из колоколов прежней звонницы оставался только 8-тонный «Воскресный». Во время Великой Отечественной войны Валаам утратил большинство колоколов. Их разбил артиллерийский снаряд.

      Новый колокол отлит воронежскими мастерами по инициативе и при содействии общественного фонда «Центр национальной славы России» и фонда Андрея Первозванного. Медь и олово воронежские мастера для него не плавили, а варили при температуре 1300 градусов, чтобы он приобрел особое звучание.

Большой Валаамский благовестник «Апостол Андрей»

Коновалов И.В. О большом Валаамском благовестнике «Апостол Андрей»
Интервью на радиостанции «Маяк». 4 августа 2005 г.
Беседу вела Марина Перелешина

Марина Перелешина: Самому большому колоколу России 275 лет. Это колокол Ивана Великого. Недавно мы узнали, что в Воронеже тоже сделали самый большой колокол. Он больше колокола Ивана Великого.

Коновалов И.В.: Царь–колокол Московского Кремля – самый большой в мире: весит он более двухсот тонн, хотя точно никто не знает, – один осколок весит одиннадцать с половиной тонн. Что же касается города Воронежа, там отлит самый большой колокол для Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, я входил в состав комиссии, которая принимала эту чудесную отливку. Этот колокол весит четырнадцать тонн.

Марина Перелешина: Он самый большой среди каких колоколов?

Коновалов И.В.: Он самый большой среди колоколов Валаама. Самое главное, что он сочетается с тем историческим колоколом, который остался на колокольне Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, потому что большой колокол погиб при обстреле и бомбежке монастыря во время, я так понимаю, финской кампании. Он сохранялся там долгое время, затем он был утрачен. И по благословению Святейшего патриарха, при поддержке нашего правительства и президента был отлит колокол «Большой благовестник» на Воронежском заводе. Чем для нас эта отливка замечательна? Для меня лично, это самый большой и самый красивый колокол, отлитый на этом производстве. Производство занимается давно отливкой колоколов, среди их произведений случались разные случаи, были откровенно неудачные вещи. И вот мы обмерили старые колокола и передали чертежи изготовителям этого чудесного колокола. Наше Общество церковных звонарей, – я являюсь председателем этого общества, – разработало внешнее оформление этого «Валаамского благовестника». Там фигуры святых, покровители Валаамского монастыря, покровители и основатели иконы Божьей матери Валаамской. Это трудно рассказать.

Марина Перелешина: Наверно, его трудно увидеть, ведь это все-таки достаточно высоко, это видит только звонарь.

Коновалов И.В.: Сейчас это уже недалеко, потому что колокол принят нашей комиссией и совершает свое, наверно, первое в жизни и единственное движение по дорогам России. До города Приозерска. Там он будет погружен на плавсредство и доставлен до обители. Обитель основана была, как полагают, на месте, связанном с апостолом Андреем Первозванным, поэтому фонд Андрея Первозванного принимал участие в этом колоколе, и на колоколе имеется изображение Святого апостола.

Марина Перелешина: Скажите, пожалуйста, недавно мы слышали, что в Троице-Сергиевой лавре водружают колокол, значит, возрождается это умение? Ведь колокол нужно отлить, потом доставить, нужно знать какие-то секреты, его нужно вообще просто установить, что не так просто при наличии уже построенной церкви.

Коновалов И.В.: Эпизод с Троице-Сергиевой лаврой я, к сожалению, не могу назвать совершенно удачным, потому что там подошли к производству колокола с некой такой компьютерной точки зрения. Была сделана так называемая конечная элементная модель, проводились всевозможные расчеты, в результате чего, в общем-то, в звук не попали. Был задан минор, получился мажор, что, кстати говоря, гораздо лучше для лавровской колокольни, потому что тот звон, который там остался, он в явном мажоре. Сейчас переделывают язык большого царь-колокола, который весит семьдесят три тонны. Конечно, очень много всевозможных трудностей, потому что если тот колокол отливался в середине восемнадцатого века, он отливался мастерами, которые только что перед этим отлили царь-колокол, был опыт, были всевозможные наработки по украшению колоколов и по языкам, и по подвеске этого колокола. Сейчас, конечно, нам приходится, можно сказать, все начинать с чистого листа.

Ю. Попов. Валаамский благовестник

      19 июля в г. Воронеже на ООО «Вера» завершились работы по отливке большого благовестного колокола Спасо–Преображенского собора Валаамского монастыря. Вес колокола 14 тонн (875 пудов). Его назвали в память о старом, погибшем в 1940-е гг. Валаамском благовестнике, «Андреем Первозванным». После отливки Андреевский колокол почти неделю остывал в форме. Ещё столько же времени ушло на освобождение его от так называемой «шубы»: мастера сняли с готового изделия более 20 тонн формовочной смеси, из-под которой день за днём проступал облик главного колокола Валаама.

    Принимать работу мастеров колокололитейного завода В.Н. Анисимова приехал Председатель Общества церковных звонарей России Игорь Коновалов, а также игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий, пожелавший лично убедиться в том, что колокол действительно достоин Валаама и своего знаменитого предшественника, отлитого на заводе Стуколкиных в 1873 г. Голос старого «Андрея Первозванного» в конце 1930-х гг. слышал (будучи ребенком) святейший патриарх Алексий II, запомнив этот звук на всю жизнь. И вот теперь «Андрей Первозванный» снова звучит.

      «Можно поздравить, – сказал игумен Панкратий, – поздравить всех тех, кто молился на Валааме, тех, кто работал, чтобы колокол появился на свет, тех, кто финансировал проект, а также всех тех, кто осенит себя крестным знаменем при этих прекрасных звуках».

      Тональность нового колокола соответствует ноте «До» малой октавы, что вполне соотносится с уже существующем набором валаамских колоколов.

       Сохранилась запись звона прежнего Андреевского колокола. Голос нового колокола отличается от звучания его предшественника.

      «Впрочем, – как пояснил Игорь Коновалов – это не является недостатком, а только подтверждает то, что нельзя отлить двух одинаковых колоколов. Кроме того, свежеотлитый колокол некоторое время сохраняет внутреннее напряжение, и до тех пор имеет несколько сдавленное звучание. Правда, это заметно только специалистам, все остальные лишь зачарованно слушают мощные бархатистые раскаты. Со временем колокол распоется: через несколько лет и зим у него, как у певца, тренирующего связки, раскроются басы. И тогда он станет истинным украшением Валаама».

      Доставленный на Валаам колокол было решено не сразу поднимать на колокольню. К празднику Преображения Господня его подготовили для освящения святейшим патриархом Алексием II. 18 августа колокол был освящен, а в начале ноября его подняли на колокольню.

    Этому событию предшествовали почти три месяца подготовительных работ по созданию конструкции, позволяющей поднять на почти сорокаметровую высоту самый большой валаамский колокол. Специалисты «СМО Ладога» (С-Петербург) использовали старинный способ подъёма с помощью лебедки, системы блоков и рычагов. Однако колокол требовалось не только поднять до уровня нижнего яруса – исторического места расположения главного валаамского колокола, но и переместить внутрь колокольни. В связи с этим была разработана уникальная схема, позволяющая совершать не только вертикальное, но и горизонтальное передвижение колокола с помощью одних и тех же конструкций.

      После молебна начался подъём, который занял не более часа, а вот на перемещение колокола внутрь яруса потребовалось около трёх дней.

     Сейчас колокол уже находится на колокольне и завершены работы по его закреплению на несущей балке. В ближайшее время с помощью специального механизма на колокол будет установлен пятисоткилограммовый язык. А впервые голос нового «Андрея Первозванного» зазвучит 13 декабря [2005 г.], в день праздника св. апостола Андрея Первозванного.

© Ю. Попов


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов