Игумен Михей (И.М. Тимофеев)
Звон в Троице-Сергиевой лавре
// Православный колокольный звон. Теория и практика.
М., 2002. С. 134–138

          Звон в Лавре сложный, быстрый. Учатся у нас год–два, за это время осваиваются лишь только с ритмами, а способность к импровизации у многих развивается, как правило, позднее.

          У меня в юности было горячее желание звонить в колокола. Наставник мой, отец Александр, в шестидесятые годы стал немощен, как-то сразу ослабел.

          Начав звонить в 1962 г., я целое лето мучился: шла подготовка мышц, руки страдали от тросов, шло привыкание организма – привыкал к стоянию на одной ноге, тогда была одна педаль, теперь их пять, это очень много. Изучал книги Оловянишникова, Рыбакова, наставления знаменитого звонаря Смагина. До закрытия Лавры в 1920 г. на праздники звонили до 12 звонарей во главе с иноком отцом Сергием, который был регентом левого хора в Троицком соборе.

          Отец Сергий не дожил четырех лет до открытия Лавры в 1946 г. Колокола Лавры молчали 26 лет. В 1927 г. погибли Царь-колокол весом 4025 пудов, Годунов весом 1850 пудов и Карноухий весом 1275 пудов. В 1946 г. начал звонить звонарь, ученик отца Сергия, Константин Иванович Родионов. Таким образом, преемственность колокольного звона в Свято-Троице-Сергиевой обители сохранилась. В Лавре обучают звонарей, но потребность в них несравненно больше. Необходимо организовать широкое обучение, дать церковным звонарям правильные знания и навыки.

          В 1985 г. архимандрит Евлогий, теперь архиепископ Владимирский и Суздальский, позвал меня в Свято-Данилов монастырь собирать колокола и подбирать их по тональностям. Первая связка колоколов полечилась очень хорошая, но мне дали ученика, и его усилиями один маленький колокол треснул. Снова пришлось собирать связку – четыре колокола для правой руки. К сожалению, подобрать достойную замену для треснувшего колокола не удалось.

          К колокольному звону нужно относиться ответственно, бережно, звонить можно только в Богослужебных целях, для спасения людей. Использование колоколов для музыкальных концертов, как это происходит в музее под Архангельском и в Петропавловской крепости в Питере, никуда не годится: люди взялись не за свое дело. Колокольный звон – это не музыка, а дело сугубо церковное, нельзя выдумывать пьесы для колоколов на разные темы и звонить.

          Когда Глинка в опере «Жизнь за Царя» воспроизводит колокольные звоны в качестве апофеоза победы русских над захватчиками и восстановления русского царства, он, отображая реальные события, воспроизводит православные уставные звоны. Когда великий Мусоргский в опере «Борис Годунов» в сцене венчания на царство воспроизводит колокольные звоны, то он не сочиняет новые пьесы для колоколов, а воспроизводит традиционные уставные звоны. То же самое можно сказать о сочинениях Римского-Корсакова, Рахманинова, Свиридова. У русских композиторов был православный образ мыслей, и они знали, где вовремя остановиться, через какую черту нельзя переступать.

          В русской светской литературе и поэзии воспет колокольный звон, именно русский православный уставной колокольный звон. Есть, что воспевать и чем восхищаться, а ещё лучше обращаться к первоисточнику и регулярно посещать храм.

          Использование колоколов в качестве музыкальных инструментов – большой грех, подтверждение тому – судьба Сараджева. Он, как мне говорили, занимался оккультизмом и, обладая музыкальными способностями, пытался оторвать колокольный звон от Богослужения. У врагов Православия колокола вызывают особую ненависть, недаром после революции были уничтожены почти все колокола. А их в России было более миллиона. Теперь колокола не сбрасывают, а пытаются осквернить их прямо на колокольне, увести их в мир, подменить их суть.

          Звонарь должен быть верующим, ведь он исполняет святое дело евангельского приставника, созывающего званных на Великую Вечерю. Несуетно вникните в чин освящения кампана – там ключ к пониманию сути колокольного звона. Служение ученика-звонаря должно быть освящено прилежанием и любовью.

          Звоны везде немного разные, ведь двух колоколов одинакового звучания не найдешь и не отольешь. Мне рассказывали: берешь две одинаковые формы и последовательно заливаешь расплавленный металл из одного и того же ковша, а звук колоколов – разный.

          Мелодического звона не должно быть, уставной православный звон должен быть только ритмическим. Этого более чем достаточно для получения удивительно красивого звона. Вспомним ростовских звонарей дореволюционной школы и послушаем запись их звонов. Очень красивый калязинский звон – он одухотворяет слушающих.

          Русские колокольные звоны – это Благодатью Святаго Духа духовное созидание православного народа Святой Руси. Колокольный звон иногда называют наружним Богослужением, молитвой в бронзе, его синхронизируют со службой в храме с помощью колокольчиков-ясаков. Любые попытки механизации колокольного звона – от ленивства, в России это не прижилось, хотя попытки были. Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молитвой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк.

          В Свято-Троице-Сергиевой лавре звон не восстановлен полностью. Не хватает колокола пудов на 200–250 и больших колоколов. Колокола Лавры были описаны в начале века.

          Если создавать практическое руководство по церковному колокольному звону, то его хорошо бы дополнить звуковыми записями звонов, особенно старых ростовских звонарей. Бог даст, и колокольные звоны на Руси возродятся.

© игумен Михей


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов