А.А. Израилев
Замечательный большой (в две тысячи пудов весу) колокол на колокольне Успенского собора
в г. Ростове Ярославской губернии 
// Ярославские епархиальные ведомости. 1899.
Часть неофиц. № 15–16

      Ныне, в первый день св. Пасхи, 18 апреля 1899 года, по приглашению настоятеля Ростовского Успенского, отца протоиерея Александра Никитича Пречистенского, я имел утешение служить с ним, вместе с 4-мя местными священниками и 3-мя диаконами, в этом древнем соборе, где почивают мощи 4-х святителей. В полночь, при возжении всех светильников в соборном храме, при курении фимиама и при растворенных царских вратах, когда священнослужители в полном белом облачении уже были в алтаре и стояли пред престолом Божьим, вдруг раздался с соборной колокольни первый удар большого знаменитого колокола и начался торжественный благовест.

      Прежде, в 1884 году, когда я научным образом исследовал все колокола Ростовского Успенского собора, я находил в большом колоколе два звука: основное До и большую терцию Ми а ныне в этом колоколе, кроме двух означенных звуков, я услышал ещё третий звук – чистую квинту Соль, которые все три вместе составили вернейший натуральный, мажорный аккорд – До мажор (C–dur). Такое явление и в такую священную минуту привело меня в необыкновенный восторг. Мне было известно, и все акустики это знают, что одна довольно длинная и нетолстая стальная струна, например, басовая на фортепиано, при звучании, колеблясь всей своей длиной и в то же время разделяясь на свои аликватные части, производит вместе с основным тоном верхние гармонические тоны – чистую квинту и большую терцию, которые, все три, может довольно ясно слышать развитое ухо. Тоже самое я услышал теперь и здесь в этом большом колоколе. Из сего и сказанного пред сим о струне должно заключить, что не искусство человека, а сама природа, или сам Бог открыл нам такую удивительную и совершенную гармонию звуков.

      В 1762 году Берлинский академик Ламберт предложил для простоты темперационную (равномерной темперации) настройку фортепиано и фисгармоники. Но пение, заученное при помощи сих несовершенных инструментов, имеющих только 12 тонов, на октаву и находящихся во всеобщем употреблении, выходит очень неверное. Здесь в мажорных аккордах большая терция звучит весьма высоко, а квинта низко, так что, за исключением основного тона и его октавы, ни один интервал в точности не соответствует верной настройке. Вследствие сего профессор Гельмгольц (издавший в третий раз в 1875 году книгу: о слуховых ощущениях, как физиологической основе в теории музыки), чтобы избавиться от темперационной настройки и ввести верную настройку, построил язычковый гармонион с двумя клавиатурами – нижней и верхней, как в фортепиано, по 12 клавиш на октаву. Пользуясь этими, обоими вместе, клавиатурами и 24-мя тонами на каждую октаву, можно верно восстановить мажорные и минорные аккорды.

      Заинтересовавшись таким инструментом Гельмгольца, я изготовил для настройки его музыкально-акустическим способом 40 стальных камертонов. Эту коллекцию камертонов в прошедшем месяце марте, по ходатайству заслуженного профессора Санкт-Петербургского университета и председателя физического отделения Русского физико-химического общества Федора Фомича Петрушевского, я уступил в физический кабинет сего университета.

      Теперь позволяю надеяться, что и у нас в России в более или менее отдаленном будущем оставлена будет, вместе с фортепиано, нынешняя неверная темперационная гамма и заменится она гаммой или гармонией верною – натуральною. Тогда и в наших учебных заведениях, в которых обязательно введено церковное пение, будут петь по натуральной гамме; тогда и в наших православных храмах по той же натуральной гамме запоют церковные песни, а таким образом певцы и будут несколько уподобляться Ангелам, которые воспели на небеси: Воскресение Твоё, Христе Спасе!


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©