А.А. Израилев
Ростовские колокола и звоны
СПб., 1884

[Глава]  I. Колокола Успенскаго собора города Ростова Ярославской губернии
[Глава]  II. Звон колоколов Ростовского Успенского собора

[Глава]  I
Колокола Успенскаго собора
города Ростова Ярославской губернии

          Митрополит Иона III Сысоевич, управлявший ростовской епархией 39 лет, с 1652 года августа 15 дня по 1690 год июля 5 день, устроил много великолепных зданий в Ростове и имел, как видно, изящный вкус ко всему высокому и изящному. Он, между прочим, построил при Успенском соборном храме, на юго-восток от алтаря, одноярусную колокольню, вышиною в 10 сажен, длиною в 15 сажен, а шириною в 5 сажен, и снабдил её весьма замечательными колоколами.

          Первый, самый большой колокол «Сысой», названный так в честь родителя митрополита Ионы, схимонаха Сысоя, весом в 2000 пудов, вылит в Ростове в 1688 году. Около головы и около краев этого колокола имеется рельефная славянская, вязью, надпись.

Вверху, вокруг головы написано: «Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев», а внизу, вокруг краев написано: «и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов».
Диаметр отверстия, или поперечник основания, сего колокола – 5 аршин и 3/4 вершка.
Диаметр его вершины внутри 2 аршина 7 1/4 вершка.
Высота колокола внутри от основания до верху, не считая ушей, 3 аршина 13 1/2 вершка.
П
римечание. Общеупотребительная форма русского колокола есть та, что поперечник его основания равняется высоте его с ушами.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, у сего колокола 7 вершков.
Число простых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 130,92.
Тон этого колокола соответствует ноте «До» ..., находящейся на второй добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом и весьма близко подходит к малой терции нормального диапазона простых колебаний.

          Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме основного тона «До», даёт ещё верхний гармонический тон, составляющий чистую большую терцию, соответствующую ноте «Ми», находящейся между третьей и четвёртой линиями нотной системы с ключом басовым. Этот верхний тон – большая терция «Ми» становится особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от сего колокола, во время благовеста в него.

          Второй, колокол, «Полиелейный», в 1000 пудов, вылит в 1682 году, в Ростове. Около головы и около краев сего колокола есть рельефная славянская, вязью, надпись.

Вверху вокруг головы написано: «Лета 7191 г. Октября в 1 день, при державе Великих Государех Царех и Великих Князех Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцех и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне», а внизу вокруг краев написано: «Марфе Матфеевне и при Святейшем Великом Господине Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященнаго Ионы, Митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, лит сей колокол в Ростове к соборней и апостольстей церкви честнаго и славнаго Ея Успения и к великим Ростовским чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил сей колокол мастер Филипп Андреев и с сыном своим Киприаном, а весу в сем колоколе тысяща пуд».


Диаметр отверстия, или поперечник основания этого колокола – 4 аршина.
Диаметр его вершины внутри 2 аршина.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 3 аршина 3 7/8 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 5 3/8 вершка.
Число простых колебаний, которые производит сей колокол в течение секунды, при 12°Реомюра, = 163,28.
Тон этого колокола соответствует ноте «Ми», находящейся на первой добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом, и составляет большую терцию основного тона «До», издаваемого первым большим колоколом.

       Третий, будничный, или вседневный, колокол, «Лебедь» в 500 пудов, вылит в 1682 году. Так как этот колокол весьма звучный, то и носит название Лебедя (Лебедь здесь разумеется гласный, потому что эта птица, при помощи трубчатого устройства дыхательного горла своего, производит громкий звук, подавший повод к сказке о «лебединой песне»).

       Около головы и около краев сего колокола имеется рельефная славянская, вязью, надпись:

Вверху, вокруг головы написано: «Лета 7190 г. Марта в 1 день при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и и при Благоверной Государыне и Великой Княгини Наталии Кириловне и при Благоверном Государе Царе и Великом Князе», а внизу вокруг краев написано: «Иоанне Алексиевиче и при Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Петре Алексеевиче и при великом господине Святейшем ёИоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением великаго господина Преосвященнаго Митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Честнаго ее Успения, и к великим Ростовским Чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил мастер Филипп Андреев; а весу 500 пудов».

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола 3 аршина 2 1/2 вершка.
Диаметр его вершины, внутри, 1 аршин 9 1/4 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 2 аршина 5 3/4 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 4 1/8 вершка.
Число простых колебаний, которые производит сей колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 196.
Тон этого колокола соответствует ноте «Соль», находящейся на первой линии нотной системы с басовым ключом, и составляет чистую квинту основного тона «До», издаваемого первым большим колоколом.

          Из надписей, находящихся на трех вышеозначенных колоколах, видно, что тщанием и радением митрополита Ионы вылиты были колокола в таком порядке: сперва вылит был будничный в 500 пудов в 1682 году; потом «Полиелейный» в 1000 пудов в 1683 году и, наконец, самый большой, в 2000 пудов в 1689 году (последний вылит за два года до смерти митрополита, последовавшей 20 декабря 1691 года).

          Во время литья этих колоколов митрополит Иона писал к одному из друзей своих (князю Михаилу Темкину): «На своём дворишке лью колоколишки и дивятся людишки». Со времени митрополита Ионы много утекло воды, но колокола его и доселе удивляют всех как своею громадностью, так еще более своим благозвучием и согласием между собою, или гармонией.

          Тоны этих трех больших колоколов составляют приятный мажорный аккорд «С–dur». Аккорд этот почти нисколько не уклоняется и от требований акустики.

          Выше было сказано, что большой колокол производит 130,92 простых колебания в секунду, при 12° Реомюра, «Полиелейный» производит 163,28 колебаний, а Будничный производит 196 колебаний в секунду. Если бы уменьшить число колебаний большого колокола на 30 сотых, а Будничного на 7 сотых, то тоны этих трёх колоколов составили бы самый верный аккорд и по акустике. Акустика учит, что если основной тон «До»  имеет 1 = 130,62 простых колебания, то большая его терция «Ми» должна иметь 5/4 = 163,28 колебания, а чистая квинта его «Соль» должна иметь 3/2 = 195,93 колебаний.

          Благозвучию этих колоколов способствует еще то, что на поле, или на середине каждого из них между головою и валом нет никаких рельефных изображений. Эти изображения – в действительности наросты на звучащем теле, мешающие ему издавать один чистый тон; они заставляют колокол издавать при ударе два, немного отличающихся друг от друга тона, производящих дрожания звука – недостаток колокола, но считаемый многими за достоинство.

          И кто может видеть на колоколах рельефные изображения, например, святых, государей и прочее, когда колокола уже висят на высоких колокольнях? Положим, кто-нибудь, кроме звонаря, пожелает взойти на колокольню и будет обозревать там всё; но при этом обозрении едва ли возбудится в нём чувство благоговения, потому что там весьма часто обезображивается все птичьим помётом. Довольно на колоколе поместить одну надпись, подобную надписям трёх вышеозначенных колоколов. А так как каждый колокол посредством обтачивания его с внешней стороны можно весьма легко настраивать в самый правильный музыкальный тон, то и надпись в этом случае на колоколе можно сделать после всего вырезанную, и только вокруг одной головы колокола, хотя бы в две или три строчки. Здесь в словах можно обозначить всё, даже и то, чего пожелает покупщик или заказчик колокола. Вырезанная надпись будет и удобнее, и яснее, и правильнее, и удовлетворительнее рельефной, которая заготовляется ещё до отлития колокола, в глиняной форме его.

          Исследовав три большие колокола на Ростовской соборной колокольне, опишу затем следующие, которых остается ещё десять, кроме «Ясака».

          Четвертый колокол – «Голодарь» в 171 пуд 5 фунтов, вылит в 1856 году. Голодарём он называется потому, что в него благовестят в великий пост к заутрени, к часам и к великому повечерию (в него же благовестят и к малой вечере всегда). Около головы и около краёв сего колокола есть рельефная, гражданской печати, надпись. Вверху вокруг головы написано в двух строчках:

в 1-й: «1856 года мая дня в царствование Благочестивейшаго Великаго Государя Императора Александра Николаевича»,
во 2-й: «С Благословения Высокопреосвященнаго Архиепископа Нила при Протоиерее Андрее Тихвинском»,
а внизу вокруг краев написано в одной только строчке: «и старосте Петре Веснине, вылит сей колокол в Ярославле на заводе мастера Ярославскаго купца Семена Дмитриевича Чарышникова. Весу в нем 171 пуд. 5 фунт» (последние цифры, означающие вес, не рельефные, а вырезаны, как видно, после всего).

          На поле или на середине сего колокола между головою и краями его находятся четыре рельефные изображения:

1) Божией Матери Владимирской;
2) Святителя Леонтия;
3) Св. Исайа и
4) Св. Игнатия Ростовских Чудотворцев; а между ними по три Херувима.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 2 аршина 6 1/8 вершка.
Диаметр его вершины, внутри, 1 аршин 2 7/8 вершка.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 1 аршин 11 1/2 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 2 3/4 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в течение секунды, при 12° Реомюра, = 201,38.
Тон этого колокола соответствует ноте «Ля бемоль», находящейся между первой и второй линиями нотной системы с басовым ключом.

       Этот четвертый колокол «Голодарь» по тону нисколько не гармонирует с тремя большими колоколами. Негармоничность его произошла от того, что он отлит был вместо прежнего разбитого и при отливании его не обратили внимания на тон его, а позаботились только о том, чтобы он был потяжельше прежнего, да побольше имел бы на себе рельефных изображений. Прежний же разбитый весом был в 158 пудов и вылит был в 1807 году при архиепископе Антонии в Ярославле на заводе Ивана Чарышникова. Но и этот колокол был еще не тот «Голодарь», о котором значится в первом издании сочинения графа Толстого о древностях Ростова. Здесь «Голодарь» означен весом в 140 пудов и надо полагать, что он был подлинный Голодарь и издавал тон, соответствующий ноте «До», находящейся между второй и третьей линиями нотной системы с басовым ключом.

          Пятый колокол, «Баран», в 80 пудов, вылит в 1654 году. Около головы и около краев этого колокола есть рельефная славянская, вязью, надпись.

Вверху вокруг головы написано: «Лета 7162 г. при державе Благочестиваго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михаиловича всея Руссии Самодержца и при Великом господине Святейшем Никоне Патриархе Московском», а внизу вокруг краев написано: «и всея Руссии и при Великом господине Преосвященном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в Ростов к соборной и апостольстей церкви Пречистыя Богородицы Святаго и Славнаго Ея Успения и к великим Ростовским Чудотворцам Леонтию и Исаию и Игнатию. Лил сей колокол мастер Емельян Данилов. Весу в нем 80 пуд».

          Из этой надписи видно, что колокол этот лит за 30 лет до литья трёх больших колоколов и лит был не в Ростове, а только в Ростов, и не особым тщанием митрополита Ионы, а только при митрополите Ионе, в третий год его управления Ростовской епархией. На поле и на середине этого колокола между головою и краями его нет никаких рельефных изображений.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 1 аршин 12 вершков.
Диаметр его вершины, внутри, 14 1/4 вершка.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 1 аршин 5 1/2 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 2 3/8 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 308,56.
Тон этого колокола соответствует ноте «Ми», находящейся между третьей и четвертой линиями нотной системы с басовым ключом, но этот тон не составляет чистой верхней октавы тона, издаваемого вторым колоколом: второй колокол производит 163,28 простых колебания в секунду, а этот, пятый, колокол, для составления верхней октавы второго колокола, должен бы, по акустике, производить вдвое больше колебаний, т.е. 326,56 колебания, но он производит только 308,56, значит, менее на 18 колебаний. Вследствие сего, при одновременном звучании сих двух колоколов слышны бывают 9 дрожаний в секунду. Эти частые дрожания уподобляются несколько блеянию, и от того, вероятно, означенный пятый колокол получил название Барана.
Примечание. В этот, пятый, колокол «Баран» в великий пост часят, т.е. ударяют в него пред часами: пред 3-м –три раза, пред 6-м – шесть раз, пред 9-м – девять раз.

       Шестой колокол, «Красный», в 30 пудов; он не имеет на себе ни надписи, ни каких-либо рельефных изображений, ни означения года, когда он отлит.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 1 аршин 7 3/4 вершка.
Диаметр вершины его, внутри, 11 7/8 вершка.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 1 аршин 2 1/2 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 1 7/8 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 369,25.
Тон этого колокола соответствует ноте "Соль", находящейся между четвертой и пятой линиями нотной системы с басовым ключом. Но этот тон не составляет чистой верхней октавы тона, издаваемого третьим колоколом. Третий колокол производит 196 простых колебаний в секунду, а этот, шестой, колокол производит только 369,25 колебаний, тогда как он, для составления чистой верхней октавы третьего колокола, должен производить 392 простых колебания. Красным сей колокол называется, вероятно, потому, что звук его, в сравнении со звуками смежных колоколов пятого, называемого «Бараном», и седьмого, называемого «Козлом», гораздо приятнее и правильнее.

          Седьмой колокол, «Козёл», в 20 пудов, без надписи, без рельефных изображений и без означения года.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 1 аршин 4 1/4 вершка.
Диаметр вершины его, внутри, 9 7/8 вершка.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 15 3/8 вершка.
Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 1 5/8 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду при 12° Реомюра, = 406,71.
Тон этого колокола приближается к ноте «Ля бемоль», находящейся на пятой линии нотной системы с басовым ключом.

       Вследствие сего этот колокол чрезвычайно разноголосит с колоколами, тоны которых составляют мажорный аккорд на «До». А такое разногласие или, можно сказать, козлогласие сего колокола и дало, вероятно, повод к тому, что назвали его «Козлом». В последнее время у этого колокола оказалась не малая вышибка края, и чрез это он сделался совершенно негодным.

          Восьмой колокол – без имени, без означения веса и года, без надписи и рельефов.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 14 вершков.
Диаметр вершины его, внутри 7 1/8 вершка.
Высота колокола внутри, от основания до верху 10 3/4 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 15/16 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 502.
Тон этого колокола соответствует ноте «До», находящейся на первой добавочной снизу линии нотной системы с ключом скрипичным, но в сравнении с тоном «До», издаваемым первым колоколом, этот тон, как верхняя вторая октава его, довольно низенек. Первый колокол производит 130,92 простых колебания в секунду, а этот, восьмой, колокол производит только 502 простых колебания, тогда как он, для составления второй верхней октавы первого колокола, должен производить 523,68 колебания в секунду.

          Девятый колокол – также без имени, без означения веса и года, без надписи и рельефов.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 14 1/8 вершка.
Диаметр вершины его внутри – 6 7/8   вершка
Высота колокола внутри, от основания до верху, 10 3/4 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 1 1/4 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 588.
Тон этого колокола соответствует ноте «Ре», находящейся ниже первой линии нотной системы с ключом скрипичным. Этот тон есть чистая квинта тона «Соль», издаваемого третьим колоколом.

       Десятый колокол – без имени, без означения веса и года, без надписи и рельефов.

Диаметр отверстия, или поперечника основания, этого колокола – 11 1/4 вершка.
Диаметр вершины его, внутри – 5 5/8 верш.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 8 1/2 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 7/8 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 655,62.
Тон этого колокола соответствует ноте «Фа», находящейся между первой и второй линиями нотной системы с ключом скрипичным. Этот тон есть малая септима тона «Соль», издаваемого шестым колоколом.

       Одиннадцатый колокол – без имени, без означения веса и года, без надписи и рельефов.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 10 1/2 вершка.
Диаметр вершины его внутри 5 1/4 вершка.
Высота колокола, внутри от основания до верху, 8 1/8 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 3/4 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 729,05.
Тон этого колокола подходит к ноте «Соль», находящейся на второй линии нотной системы с ключом скрипичным, но он далеко не составляет чистой верхней октавы тона, издаваемого и третьим и шестым колоколами.

       Двенадцатый колокол, «Зазвонный 2-й», без означения веса и года, без надписи и рельефов.

Диаметр отверстая, или поперечник основания, этого колокола – 11 вершков.
Диаметр вершины его, внутри, 5 1/4 вершка.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 8 3/4 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 7/8 вершка
Число простых колебаний, которые производит сей колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 758,5.
Тон этого колокола, как можно видеть из числа колебаний его, хотя выше тона, издаваемого одиннадцатым колоколом, и соответствует ноте «Соль», находящейся на второй линии нотной системы с ключом скрипичным, но вполне ещё не составляет чистой верхней октавы тона, издаваемого третьим колоколом.

       Тринадцатый колокол – «Зазвонный 1-й», без означения веса и года, без надписи и рельефов.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого колокола – 9 1/8 вершка.
Диаметр вершины его, внутри 4 3/8 вершка.
Высота колокола внутри, от основания до верху, 6 3/8 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот колокол в секунду, при 12° Реомюра, = 858,28.
Тон этого колокола соответствует ноте «Ля», находящейся между второй и третьей линиями нотной системы с ключом скрипичным, но он ниже тона, издаваемого нормальным диапазоном. Нормальный диапазон производит 870 простых колебаний в секунду при 12° Реомюра.

       «Ясак», называемый в церковном уставе «Кандия», есть маленький колокол, или звонец, которым дается знать звонарю на колокольне о времени благовеста или звона. «Ясак» повешен не на колокольне, а на восточной стене самого храма, у окна против жертвенника. На «Ясаке» нет никакого означения.

Диаметр отверстия, или поперечник основания, этого «Ясака» – 7 5/8 вершка.
Диаметр вершины его, внутри, 3 5/8 вершка.
Высота его внутри, от основания до верху, 5 5/8 вершка.
Толщина звуковой части, или вала, где ударяют языком, 1/2 вершка.
Число простых колебаний, которые производит этот «Ясак» в секунду, при 12° Реомюра, = 1044.
Тон «Ясака» вполне соответствует ноте «До», находящейся между третьей и четвертой линиями нотной системы с ключом скрипичным и есть верная верхняя третья октава тона, издаваемого первым большим колоколом.

       Колокола на Ростовской соборной колокольне расположены так, что девять из них, именные, повешены в один ряд по всей длине её, а четыре безыменные повешены поперёк на одной половине ширины её и также в один ряд.

[Глава]  II
Звон колоколов Ростовского Успенского собора

          По воскресным и праздничным дням звон производится во все колокола и всеми пятью звонарями, находящимися при соборе. Этот полный звон бывает троякий: «Ионинский», «Акимовский» и «Егорьевский».

Первый звон, «Ионинский», называемся так потому, что он установлен митрополитом Ионою Сысоевичем, который управлял Ростовской епархией с 1652 года по 1691 год и который отлил при себе в Ростове три весьма замечательные большие колокола: «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь».
Второй звон, «Акимовский», установлен архиепископом Иоакимом, управляющим Ростовской епархией с 1731 года по 1741 год.
Третий звон, «Егорьевский», получил свое начало от епископа Георгия Дашкова, управлявшего Ростовскою епархиею с 1718 года по 1730 год.

«Ионинский звон»
производится пятью звонарями следующим образом:

Первый и второй звонари звонят в один самый большой колокол «Сысой» (С). Оба они, ставши под сим колоколом, качают язык его в две противоположные стороны и ударяют им в оба края колокола, так что у них выходит 42 удара в минуту.

Третий звонарь звонит в один «Полиелейный» колокол (Е). Он ударяет языком также в оба края колокола и наносит удары одновременно с ударами, наносимыми первыми двумя звонарями в «Сысой».

Четвертый звонарь прежде звонил в 7 колоколов: в «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Козел» (as) и в 4-ре Безыменные колокола, а теперь он звонит только в 6-ть колоколов: в «Лебедь» (G), «Красный» (g) и в 4-ре Безыменные колокола. «Козел» же, как разбитый колокол, выпускается.

В «Лебедь» (G) он звонит так: язык «Лебедя» притянут близко к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к верху железных перил колокольни; у этой веревки, находящейся в натянутом положении, имеется на середине ее довольно длинная петля; в эту петлю вложен одним концом длинный деревянный брус, лежащий другим концом своим на полу колокольни; на этот брус, недалеко от петли, звонарь ставит левую ногу и, прижимая его книзу, ударяет в колокол так, что удары его совпадают с ударами в колокола «Сысой» (С) и «Полиелейный» (Е).

В прочие 5-ть колоколов он звонит так: берет в правую руку соединенные веревки от языков 4-х «Безыменных» колоколов, а в левую – веревку от языка «Красного» колокола, и вместе с ударами в «Лебедь» ударяет сперва в два колокола: «Красный» (g) и «Безыменный» 11-й колокол (g), потом в один «Безыменный» 10-й колокол (f), после чего опять в два колокола: «Красный» (g) и «Безыменный» 8-й колокол (с), наконец, еще в один – «Безыменный» 9-й колокол (d); и, таким образом, вместе с ударами в «Лебедь» он ударяет попеременно то в два, то в один колокол в течение всего «Ионинского» звона.

Пятый звонарь звонит в 4-ре колокола: «Голодарь» (As), «Баран» (е) и два «Зазвонные». Язык «Голодаря» притянут к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к верху железных перил колокольни; у этой веревки, в расстоянии одного аршина от перил, есть довольно длинная петля; в эту петлю вложена одним концом толстая деревянная доска, лежащая недалеко от петли, звонарь ставит левую ногу, чтобы, прижимая ее книзу, ударять в «Голодарь» (As). Язык «Барана» (е) также притянут близко к одному его краю веревкою, привязанною другим своим концом к верху перил; на эту веревку, находящуюся в натянутом положении, звонарь налагает левую руку, чтобы ударять в «Баран». Ударяет же он, во время «Ионинского звона», в «Баран» (е) и «Голодарь» (As) попеременно, но при этом наблюдает, чтобы удары в «Баран» совпадали с ударами, наносимыми четвертым звонарем в «Красный» (g) и «Безыменный» 11-й колокол (g) опять с ударами в «Красный» (g) и «Безыменный» 8-й колокол (с), а удары в «Голодарь» (As) совпадали бы с ударами в «Безыменный» 10-й колокол (f) и с ударами в «Безыменный» 9-й колокол (d). В два «Зазвонные» колокола он звонит так: берет в правую руку соединенные веревки от языков их и ударяет в них также попеременно, но только вдвое чаще, так что удары во 2-й «Зазвонный» колокол (g) не совпадают с ударами ни в какие другие колокола, а идут отдельно в промежутке, удары же в 1-й «Зазвонный» колокол (а) совпадают с ударами всех прочих колоколов.


«Акимовский звон»
производится следующим образом:

В 8-мь колоколов: «Сысой» (С), «Полиелейный» (Е), «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Голодарь» (As), «Баран» (е) и в два «Безыменные» 8-й (с) и 9-й (d) звонят так же, как и во время «Ионинского звона»; но в два «Зазвонные» и в два «Безыменные» колокола 10-й (f) и 11-й (g) звонят иначе.

Здесь в «Зазвонные» колокола звонят вдвое чаще, так что ударов в эти колокола совершается не 84, а 168 в минуту, потому и удары в эти колокола представлены в восьмых нотах. В «Безыменный» 10-й колокол (f') ударяют только в начале второй половинной ноты такта, и этот удар представлен в четвертной ноте; а в 11-й «Безыменный» колокол (g) ударяют на первой половинной ноте такта три раза, из коих первые два удара соответствуют двум восьмым нотам, а третий соответствует одной четвертной ноте, потом в этот же колокол ударяют еще два раза в конце второй половинной ноты такта, и эти два удара представлены в двух восьмых нотах.

Примечание. Во время «Акимовского» звона удары в «Безыменный» 11-й колокол (g) называются пересечкой. Поэтому звонари и говорят, что «Акимовский» звон исполняется с пересечкой.


«Егорьевский звон»
производится следующим образом:

Два первые звонаря, стоящие под большим колоколом (С), ударяют языком в один край его, а до другого, противоположного края, немного не допускают его, так что ударов у них в этот колокол совершается 21 в минуту.

В «Полиелейный» колокол (Е) звонарь звонит таким же образом, как звонят два первые звонаря в большой колокол «Сысой» (С), то есть: один ударяет языком одновременно с ними и также в один край колокола. В прочие же колокола ударяют вместе. И ударов в колокола: «Лебедь» (G), «Красный» (g), «Голодарь» (As), «Баран» (е) и в «Безыменные» 8-й (с), 9-й (d) и 10-й (f) совершается также 21 в минуту; но в «Зазвонные» колокола и в «Безыменный» 11-й колокол (g) звонят иначе.

Здесь в «Зазвонные» колокола на второй половинной ноте такта ударяют еще по четыре раза, а иногда и по два раза, и эти удары в первом случае представлены в восьмых нотах, а во втором в четвертных. В «Безыменный» 11-й колокол (g) ударяют в конце второй половинной ноты такта еще два раза, и эти два удара представлены в двух восьмых нотах. Последние два удара в «Безыменный» 11-й колокол называются и здесь пересечкой.


«Будничный звон»
производится одним звонарем следующим образом:

Язык «Красного» колокола (g) притянут близко к одному его краю веревкою, которая другим концом своим привязана к низу железных перил колокольни. На эту веревку, в расстоянии одного аршина от перил, звонарь ставит левую ногу В правую руку он берет соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов. На локоть левой руки надевает петлю, имеющуюся на конце веревки от языка «Безыменного» 8-го колокола (с), а в левую руку берет соединенные веревки от языков «Безыменных» колоколов 10-го (f) и 11-го (g).
Примечание. При этом звоне колокол будничный «Лебедь» (s) не употребляется: в него только благовестят.


«Звон будничный,
употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи»

производится: одним звонарем в 5 колоколов: в два «Зазвонные», в «Баран» (е), «Козел» (as) и «Красный» (g). Языки от «Красного» и «Козла» притянуты к краям веревками, которые другими своими концами привязаны к верху железных перил колокольни, и язык от «Барана» также притянут веревкою, которая другим своим концом привязана к середине железных перил. У этой веревки, в расстоянии одного аршина от перил, есть петля; в петлю вложена одним концом деревянная доска. На эту доску звонарь ставит левую ногу, чтобы ударять в «Баран». В «Козел» же и «Красный» он ударяет попеременно, налагая на натянутые веревки их левую руку. А соединенные веревки от языков «Зазвонных» колоколов находятся у него в правой руке. См. чертеж колоколов с надписью: «Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи».

Заключение

          Три вышеозначенные звона: «Ионинский», «Акимовский» и «Егорьевский» нельзя назвать правильными по отношению к музыке, потому что в музыкальный аккорд С–dur входят звуки таких колоколов, которые весьма разногласят. Я со своей стороны нахожу необходимым при этих звонах выпустить следующие колокола: «Голодарь» (аs), «Безыменные» 9-й (d) и 10-й (f) и первый «Зазвонный» (а), но с тем, чтобы этот зазвонный заменить «Ясаком» (с). На месте «Ясака» можно повесить другой подобный ему колокол, находящийся на колокольне кремлевской церкви Иоанна Богослова.

          Производить же эти звоны, удерживая характер их, должнотак, как они изображены в нотах, под заглавием: «Исправленный Ионинский звон», «Исправленный Акимовский звон», «Исправленный Егорьевский звон».

          Обыкновенный «Будничный» звон также весьма неправилен. Его исправить можно таким образом. Разбитый колокол «Козел» заменить новым колоколом, тон которого соответствовал бы ноте си (si или h), находящейся выше пятой линии нотной системы с басовым ключом; 8-й колокол, «Безыменный», выпустить и, наконец, звонить так, как изображено в нотах под заглавием: «Исправленный будничный звон».

          Этот «Будничный звон» будет основан на аккорде С–dur, который есть самый сродный аккорду С–dur.

          Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи, можно исправить так же, как и обыкновенный. Разница та, что при исполнении сего звона звонарь звонит только в 5 колоколов; звонит же он так, как изображено в нотах, под заглавием: «Исправленный будничный звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи».


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©