В. Афанасьев
У преподобного Сергия

 

Колокол грянул, и медные звуки,
Полные скорби, рыданий и муки,
Льются в кровавую даль,
В даль, где пылает отчизна святая...
              Сергей Бехтеев

       После Царя–колокола следующим по величине считался один из колоколов Свято-Троицкой Сергиевой лавры – в нём, отлитом в 1748 году, было более 4000 пудов. Лавра имела несколько больших и древних колоколов, звоном которых духовная крепость, обитель преподобного Сергия, много говорила русскому сердцу. И при Димитрии Донском и при Димитрии Пожарском, и в другие времена, Сергиева лавра выводила Русь на пути правды Божией. В лавру и в принадлежавшие к ней скиты во множестве стекались паломники. А у москвичей издавна был обычай пешком ходить по известной тропе «к Троице». Ходили не только простые люди, но и дворяне: вот даже императрица Екатерина II совершила такой поход в обществе своих вельмож. Это и монашеская обитель, и учёный духовный городок с академией и семинарией, которые дали церкви много образованных священников и епископов.

       Митрополит Трифон (Туркестанов) в 1890-е по благословению оптинского старца преподобного Амвросия учился в духовной академии. Тогда же написал он небольшой прозаический этюд, и именно о колоколах лавры, со звуком которых он за годы жизни там сроднился душой. Вот он весь: «На лаврской колокольне минорным мелодичным переливом колоколов проиграли башенные часы, напоминая людям о быстротекущем времени, – за ними часовой колокол громче отчеканил шесть ударов и тотчас же резким торопливым тенором зазвенел «ясак» – вестовой колокольчик, повешенный снаружи алтарного соборного окна. Минута тишины – и с высоты нескольких сажен, как бы с неба грохнул чудовищной силы удар 4000–пудового многовекового великана Царя–колокола точно выстрел громадной пушки ... разлился в вечернем воздухе тяжелыми звуковыми волнами и, постепенно ослабевая, наконец, замер. Ещё минута молчания. Ещё удар. И затем торжественно и плавно, уже не переставая, понеслись один за другим ревущие глухие, будто от старости мохом поросшие, звуки, от которых дрожали и звенели в лихорадочном ужасе стекла окон соседней духовной академии. Казалось, нет никакой силы, которая могла бы преодолеть этого Царя–колокола. Вся многовековая церковная история России с её духовными крепостями – безчисленными древними обителями иноческими, златоглавыми храмами – с глубокой, твёрдой как камень, смиренной и терпеливой верой многомиллионного народа выражалась в нём.

       Прошло несколько минут, – и вдруг неожиданно ударил единственный академический колокольчик, в свою очередь призывая на всенощную богомольцев в свой храм. Его жидкий, но необыкновенно звонкий крикливый голос врезался в самую толщу глухого баса лаврского исполина ... пересилил его. Напрасно тот старался его заглушить, напрасно напрягал всю свою мощь, от которой дрожала сама лаврская колокольня, – академический колокольчик как бы насмешливо подразнивая его, заливался своим тенорком на всю монастырскую площадь. Призвал на помощь себе великан всю свою голосистую рать – от маленьких серебряных малинового звона колокольчиков до громадных тысячепудовых старцев–колоколов: Корноухого, Лебедя, Годунова, помнящих ещё и иго татарское, и Смутное время, и осаду лавры, – целую бурю медную поднял он в воздухе. Ревели, гремели, звенели, разливались и сливались звуки в чудовищных аккордах ... и наконец остановились, замолкли, тяжело отдуваясь, и ещё долгое время слышалось их глухое рокотание ... А академический колокол – один – всё продолжал и ещё резче звенеть, торжествуя свою победу».

       В битве со шведами под Нарвой государь-император Петр I потерял почти все пушки. Нужны были новые, но запас меди иссяк. И он решился на необыкновенную меру, которая и ему самому, верующему и православному человеку, казалась дерзкой: собрать нужное количество пушечного металла в виде церковных колоколов. Он поручил это дело думному дьяку Виниусу, назначенному на должность надзирателя артиллерии. В концу мая 1701 года в Москву свезено было колоколов из множества храмов и монастырей до 90 000 пудов. Однако хороших колоколов нигде не снимали, брали только неисправные, треснутые. Из этого металла было отлито 100 больших и 143 малых пушки, 12 [мар]тир и 13 гаубиц. Война продолжалась.

       Сохранился любопытный рассказ некоего С. Григорова о том, как неохотно выполнялся указ царя в Троицкой лавре. «Вечером, – пишет он, – некоторые указали снять один старинный колокол, что в н`м весу, о том не знали, а гласом он был глух и неярок, – но за поздностью времени того не сняли. Монастырь ночью кругом запирался ... Наутро звонарь донёс архимандриту, что колокол с колокольни исчез и братия не ведает, куда он делся. Архимандрит же приказал искать по кельям и подвалам, но колокола не нашлось. Тогда повелел он снять другой колокол, разбить и свезти в Москву. Колокол сняли, но когда человек ударил по нему молотом, он от этого удара не расшибся, но начал гудеть и гудел трое суток непрестанно. Вследствие этого архимандрит повелел снять два иных, но как ни бились, не могли их отцепить ... А те два, которых снять не могли, вдруг сами сорвались, выбили стенку и целыми упали на землю. Обо всем этом донесли царю Петру. Он приехал в обитель, плакал у раки преподобного Сергия, прощения просил, но те два колокола увёз. Они, однако, не пригодились, медь в них оказалась жестка. Так целыми и оставались на Пушечном дворе».

       Через двести с лишним лет большевики действовали в лавре по–иному. Михаил Михайлович Пришвин оставил дневниковые записи и множество фотоснимков, сделанных зимой 1929/30 года в Троице-Сергиевой лавре, когда там снимали с колоколен и разбивали колокола. Вот несколько выдержек из дневника.

      «1929. 22 ноября. В лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт в переливку. Чистое злодейство и заступиться нельзя никому ... 1930. 4 января ... упавший вчера колокол. При близком разглядывании сегодня заметил, что у Екатерины Великой и у Петра Первого маленькие носы на барельефных изображениях тяпнуты молотком: это, наверно, издевались рабочие, когда колокол ещё висел. 8 января. Вчера сброшены языки с Годунова и Карнаухого. Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришёл сюда приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» – и ушёл как пьяный ... 9 января. На колокольне идёт работа по снятию Карнаухого, очень плохо он поддается, качается, рвёт канаты, два домкрата смял ... Внутри колокола полно ребят, с утра до ночи колокол звенит ... 15 января. 11–го сбросили Карнаухого. Как по–разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают. Дался опуститься на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему, и все эти дни звонили в края его ... Карнаухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвётся. И на рельсы пошёл неохотно, его потащили тросами ... При своей громадной форме, подходящей большому Царю, он был очень тонкий: его 1200 пудов были отлиты почти по форме Царя в 4000. Зато вот когда он упал, то разбился вдребезги. Ужасно лязгнуло, и вдруг всё исчезло: по–прежнему лежал на своём месте Царь–Колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Карнаухого ... Лебедкой поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на куски Карнаухого и Большого. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать?.. 23 января. Все воскресенье и в понедельник горел костер под Царём, чтобы оттаяла земля и колокол упал на отбитые края ближе к месту предполагаемого падения Годунова. Рабочие на колокольне строили клетку под Годунова. 24 января. Царя подкопали и подпёрли домкратом. В воскресенье рассчитывают бросить Годунова ... Рабочие сказали, что решено оставить на колокольнях 1000 пудов. «Лебедь останется? – Не знаем; сказали ... – А Никольский? – ничего не ответили рабочие, в сознании их и других разрушителей имя тонуло в пудах ...– Православный? – спросил я. – Православный, – ответил он. – Не тяжело было в первый раз разбивать колокол? – Нет, – ответил он, – я же за старшими шёл и делал как они, а потом само пошло ...» 28 января. Падение Годунова в 11 утра ... 7 февраля. По пути видели остатки колоколов: несколько обломков Царя и тот большой, пудов в 300, кусок Годунова, который отлетелна 15 шагов ... 6 мая. Вот ограбили, сбросили колокола у нас – я понял борьбу Креста и пентаграммы ... С колокольни Растреллиевской сбросить крест не посмели, зато маем и в октябре устраивают из него посредством электрических простых лампочек пентаграмму ... 30 ноября. Приближается годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни».

       Некогда при взятии Константинополя турки уничтожили почти все колокола под тем предлогом, что будто бы звук их возмущает покой душ, витающих в земной атмосфере (мы же знаем, что в земной атмосфере «витают» бесы, и действительно колокола их «беспокоили»). Большевики же говорили о якобы крайней необходимости меди для нужд индустриализации страны, а также и о том, что жители городов и сел России («трудящиеся массы») не выносят колокольного звона. Власти инспирировали постановление «трудящихся» целых городов о запрещении звона и снятии колоколов. Так было, в частности, в Костроме, Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске. Ходатайствовали о том же районы, сельсоветы, заводы, поселки ... Колокола мешали бесам, угнездившимся в большевиках. Между тем колоколами и приторговывали – колокола Московского Данилова монастыря оказались в Америке, а Сретенского – в Оксфорде (они и ныне там).

       Описание колокольных казней составило бы несколько объемистых томов ... Умолкал, уходил из душ новых поколений медный голос Руси Православной.

© В. Афанасьев


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©