А.А. Израилев
|
||
В начале июня прошедшего 1888 года, проходя мимо церкви св. Николая Чудотворца (Явленного, Арбатской ц. Серебрянный пер.), я услышал благовест к ранней обедне. Звук колокола был очень мелодичен и тягуч. Через несколько дней я отправился на колокольню этой церкви и стал тщательно рассматривать тот колокол, звук которого мне так понравился. На колоколе не оказалось никаких рельефных изображений и украшений: он гладкий, а только вверху, около головы его, вырезана надпись. Этому я очень обрадовался, потому что рельефные изображения и украшения на колоколе считаю лишними, и надпись на колоколе нахожу лучшей вырезанную, нежели рельефную. Исследовав Ростовские соборные колокола, в 1884 году я писал: «рельефные изображения на колоколе – в действительности наросты на звучащем теле, мешающие ему издавать один чистый тон; они заставляют колокол издавать при ударе два, немного отличающиеся друг от друга тона, производящих дрожания звука – недостаток колокола, но считаемый многими за достоинство. И кто может видеть на колоколах рельефные изображения, например, святых, государей и проч., когда колокола уже висят на высоких колокольнях? Положим, что кто-нибудь, кроме звонаря, пожелает взойти на колокольню и будет обозревать там все; но при этом обозрении едва ли возбудится в нем чувство благоговения, потому что там весьма часто обезображивается все птичьим пометом. Довольно на колоколе, после обточки его, поместить одну вырезанную надпись, и только вокруг одной головы колокола, хотя бы в две или три строки. Здесь в словах можно обозначить все, даже и то, чего пожелает покупщик или заказчик колокола. Вырезанная надпись будет и удобнее, и яснее, и правильнее, и удовлетворительнее рельефной, которая заготовляется еще до отлития колокола в глиняной форме его». (См. в Памятниках Древней Письменности «Ростовские колокола и звоны»: Чтение в Обществе любителей Древней Письменности 11-го Мая 1884 г.). Прочитав вырезанную надпись вверху, около головы колокола при церкви св. Николая, я чрезвычайно был заинтересован ею. Она славянская, помещена вязью на одной с половинной строчке.
Узнав из надписи, что колокол к церкви св. Николая Чудотворца (Явленного) пожертвован родоначальником Царствующего Дома Романовых, Царем Михаилом Федоровичем и Его Августейшей фамилией, я стал доискиваться повода, по которому колокол был сюда пожертвован? В «Родной Старине» (стр. 34) говорится: «1618 года 20 Сентября Владислав (Королевич, сын Сигизмунда) стал в Тушине. Поляки, видя приближение зимы, решились взять Москву приступом. Самое горячее дело загорелось у Арбатских ворот. Но поляки, не смотря на все их усилия, были отбиты». Вероятно, царь Михаил Феодорович с супругою своею Евдокиею Лукьяновною и с детьми своими пожертвовал этот колокол к церкви св. Николая Чудотворца Явленного, что за Арбатскими воротами, в память того, что у этих ворот были отбиты поляки, которыми в 1634 году заключен мир. С древнего и замечательного по истории сего колокола, который на колокольне висит вторым, я снял мерку, и по мерке оказалось:
По снятии с колокола мерки, я начертил шаблон, по которому можно было бы отлить такой же колокол. Шаблон этот отдал на колокольный завод в Москве Павлу Николаевичу Финляндскому и просил его отлить по этому шаблону колокол. П.Н. Финляндский отлил просимый мною колокол и в минувшем мае 1889 года повесил его на своем заводе. Колокол вышел точно такой же, по образцу которого лит. Теперь весьма многие слушают его. Весу в сем колоколе 66 пудов. |
||
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English | © |
||