М.П. Фабрициус
Кремль в Москве, очерки и картины прошлаго и настоящаго [ Колокольня Ивана Великого ]
М., 1997. С. 258–262

Колокольня Ивана Великого

      Одно из чудес Кремля, которому удивлялись прежде и которое считают долгом посетить теперь многочисленные туристы, есть так называемый в старину Ивановский столп, а ныне просто Иван Великий. Не чуден он своей архитектурой, крайне незамысловатой и простой, не замечателен он также по конструкции сооружения, так как теперь строительное искусство ушло далеко, но слыл он за чудо в XVII веке, и слава эта осталась за ним в народе до наших дней.

      Воздвигнутый в 1600 году при Борисе Годунове, Ивановский столп как по положению своему на вершине кремлевского холма, так и по высоте, более 46 сажен, останавливал на себе взоры не только москвичей, но всех подъезжавших к городу. С какой бы стороны Москвы ни приблизишься к ней, золотая глава Великого Ивана видна уже издалека, окруженная золотыми же куполами соборов, церквей, шпилями дворцов и высоких остроконечных башен. На него глядя, православный, подъезжая к городу, творит крестное знамение, и турист, завидя блестящую точку, уже не отходит от окна вагона, любуясь на обрисовывающийся все более и более чрезвычайно живописный издали город.

      Прошлое колокольни не замечательно особо. Воздвигнутый на месте старинной церкви Иоанна Лествичника, отчего и получил, как думают, свое название, Иван Великий уже в 1611 году приводил в удивление известного Маскевича и стоял отдельно от прочих зданий. При Михаиле Федоровиче к нему были сделаны две пристройки, но частые пожары, а в особенности знаменитый пожар 1737 года, послужили тому, что здание было несколько раз возобновлено, а колокола, упавшие во время этого страшного пожара, были снова перелиты и повешены на места уже при Анне Иоанновне. 1812 год оставил ещё более значительные следы. Две пристройки к нему, Успенская и Филаретовская (времен Михаила Федоровича) были взорваны при известных взрывах в Кремле, сам Ивановский столп дал трещину, а ярко блестевший крест был снят, но оказался не золотым, а потому оставлен изломанным. Вскоре, однако, пристройки воздвигнуты снова, придерживаясь старины, трещины заделаны, попадавшие колокола частью перелиты и повешены вновь, а крест, найденный среди развалин, обновлен и снова засиял на вершине золотой главы колокольни.

      В прошлом, кроме назначения своего быть общей колокольней для всех соборов, верхний этаж Ивана Великого служил ещё обсервационным пунктом, так как на нём находились, по словам Снегирева, сторожа, высматривавшие приближающихся к Москве врагов. Кроме того, до начала XIX столетия здесь был пожарный пост.

      Местность около колокольни Ивана Великого замечательна еще тем, что здесь в Кремле находилась при Борисе Годунове первая в России бархатная и парчовая фабрика, а в другой пристройке при Алексее Михайловиче помещался громадный глобус. Само здание служило помещением для некоторых канцелярий, а площадь Ивановская – местом сборища подьячих, писавших народу за плату челобитные, купчие и проч. Здесь также объявлялись разные царские указы во всеуслышание, как говорит Снегирев, «во всю Ивановскую» и совершались до перенесения на Красную площадь публичные казни. Таково прошлое Ивана Великого, но церкви, в нём помещенные: 1) Иоанна Лествичника и в особенности 2) Св. Николая Гостунского в пристройке, замечательны еще по другим историческим воспоминаниям.

      Церковь Св. Иоанна Лествичника, находящаяся на 1-м этаже колокольни, впервые была деревянная, построенная в 1320 году. Затем при постройке колокольни она была сломана и перенесена впоследствии в само здание воздвигнутого на её месте Ивановского столпа. Теперь в ней находится несколько замечательных древних икон; сама же внутренность церкви, переделывавшаяся не один раз, носит на себе характер обыкновенной новой церкви, заключенной в очень тесном пространстве.

      Храм Св. Николая Гостунского памятен потому, что был воздвигнут на площади перед колокольней на том месте, где до конца XV века стояло Ханское подворье, с её построением Кремль совершенно избавился от присутствия татар. Дьякон этой церкви Иван Федоров первый в России положил начало книгопечатанию в 1567 году изданием Часослова. В 1816 году собор сломан, место очищено, и престол перенесен в пристройку к колокольне, где и теперь находится.

      Внешний вид сооружения не имеет однообразного характера: главное здание и Успенская пристройка носят следы, подобно соборам византийского стиля, а на другой пристройке, с остроконечной крышей и башенками, видно влияние готики. Шестигранная форма в плане колокольни сохраняется почти доверху, где переходит в цилиндрическую с готическими орнаментами и оканчивается известной византийской золотой луковицей с крестом, наверху которого надпись: «Царь славы». Под главой три черных пояса испещрены надписью золотыми буквами: «Изволением Святыя Троицы, повелением Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Бориса Феодоровича всея России самодержца, и сына его Благовернаго Великаго Государя, Царевича, Князя Феодора Борисовича всея России храм сооружен и позлащен во второе лето Государства их 108 года (1600)».

      Иван Великий и теперь служит колокольней для всех трёх больших кремлевских соборов. На нем находится всего 34 колокола, из которых 4 самых больших в Успенской пристройке. Между ними замечательны:

1
Успенский или праздничный (4000 пуд.), самый большой, отлитый Богдановым из старого, разбившегося при взрыве пристройки в 1812 году. Это тот колокол, в который звонят в большие праздники и ударяют три раза по смерти государей. Звук его замечателен по полноте тона, гармоничности и силе. Во время звона он как бы поет мощным величественным голосом, его заслушиваются многие любители музыки; им даётся с иллюминованной колокольни начало тому торжественному звону всех московских церквей в великую ночь перед Пасхой, который сзывает толпы народа на площади Кремля.

Гигант, люблю твой царский гул,
Несомый в воздухе привольном,
Лишь он бывало не тонул
В аккорде медно-колокольном,

– говорит Трилунный, и, действительно, звук Успенского колокола царит и не тонет среди звона колоколов Кремля и Москвы вообще.

2 Реут (2000 пуд.), вылитый в 1689 году мастером Чеховым. В 1812 году он упал, но не разбился и потому повешен вновь на место.
3 Вседневный (1017 пуд.), отлитый из старого в 1782 году и
4 Семисотенный, литый в 1704 году.

       Все эти колокола работы русских мастеров – Богданова, Чохова, Завьялова и Маторина. Между прочими колоколами есть несколько обращающих на себя внимание своим иностранным происхождением или древностью.

       Звонят в колокола обыкновенно звонари, живущие в пристройке, но в праздники обыкновенно звон привлекает на колокольню любителей, которые и исполняют роль звонарей. Но не колокола привлекают туристов на колокольню, а тот чарующий вид, который открывается с верхнего уступа колокольни на город, пригороды и окрестности верст более чем на 30 вокруг. И действительно, тяжелый труд поднятия по крутой лестнице на колокольню вполне вознаграждается созерцанием дивной картины громадного города, который расстилается у ног обозревателя. Недаром император Римский Иосиф II в 1780 году и Наполеон I со всеми маршалами в 1812 году поднимались на колокольню, чтобы любоваться чудной панорамой Москвы.

       И теперь многие, посещающие Москву и осматривающие её достопримечательности, редко минуют небольшую дверку, находящуюся близ Царя–колокола и ведущую на колокольню Ивана Великого. Здесь обыкновенно туриста встречают звонари колокольни, имеющие как бы привилегию водить на колокольню, и предлагают желающим подняться на высоту балкона её, чтобы полюбоваться с высоты птичьего полёта разбросившимся по холмам семисотлетним стариком городом. В солнечный теплый день этот вид способен надолго задержать на высоте колокольни всякого любителя-туриста, и воспоминание о нём надолго сохранится в его памяти.

       Во время праздников, а в особенности во время торжеств коронации, колокольня обыкновенно роскошно иллюминуется, и зажжение иллюминации служит сигналом для начала иллюминации всего города.

       Таково одно из чудес Кремля – Иван Великий, и мы, покидая его, воскликнем вместе с А. Полежаевым:

Живи, цвети, Иван Кремлевский
И, утешая слух Московский,
Гуди во все колокола!...


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©