Всем, кто приезжает в старинный русский город Углич, обязательно покажут, как особую достопримечательность, «ссыльный» колокол. Это тот самый колокол, в который 15-го мая 1591 года, в час после обеденного сна, соборный сторож Максим Кузнецов и священник Федот, усмотрев убийство благоверного царевича Димитрия, «стали зычно и необычно звонить и народ в город сзывать, и на тот тогда горько несчастный глас граждан множество сошлося, и убийц Борисовых изымаша, и камением побиша». Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского», ссылаясь на сибирские летописи, также рассказывает историю колокола соборной церкви Спаса в Угличе. Смерть царевича Димитрия вызвала стихийные волнения в Угличе, сопровождавшиеся самосудом над предполагаемыми убийцами.
Последовавшая карательная акция Годунова была жестокой: двести человек казнены, тысячи высланы в Сибирь. Судьбу ссыльных разделил и колокол. «За донос» его высекли двенадцатью ударами кнута и с вырванным языком отправили в Сибирь. Причем есть свидетельства, что ссыльные угличане почти год волокли колокол на себе в ссылку. И доволокли, несчастные! Ибо Н.М. Карамзин приводит такой факт:
Продолжение истории ссыльного колокола заслуживает того, чтобы о ней рассказать. В 1677 году, во время большого пожара в Тобольске колокол этот расплавился. В XVIII веке был отлит новый колокол, равный по весу, но несколько отличавшийся от прежнего, хотя и считался «угличским». Угличские граждане, в свою очередь, не забыли о своем колоколе. В 1849 году 40 человек из Углича подали министру внутренних дел просьбу об исходатайствовании им разрешения для возвращения из Тобольска на их счет этого колокола. После многомесячной бюрократической переписки был получен отказ. Но в 1882 году отправились в Тобольск новые искатели колокола. И обнаружили, что ссыльный угличский колокол висит там. На нем высечена надпись:
В конце концов жители Углича добились своего – колокол вернули из ссылки на родину. Из книги: Добрынин В. Ссыльный колокол © В. Добрынин
См. также: Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897. С. 288-320 |
|||
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English | |
|||