Виденеева А.Е.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
До настоящего времени при Воскресенской церкви Ростовского кремля сохранилась небольшая шатровая звонница. О том, какие колокола находились на ней в конце XVII – первой половине XVIII веков, почти ничего неизвестно. По данным «Летописи о ростовских архиереях», при митрополите Ионе колокола на звоннице Воскресенской церкви весили 100 пудов [1]. Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1743 г., на Воскресенской колокольне находилось два колокола, а при церкви Воскресения имелась горелая колокольная медь [2]. Между тем, благодаря упоминаниям о колоколах Воскресенской церкви в переписке ростовского архиепископа Самуила мы располагаем сведениями о полном составе её колокольного набора, относящегося к последней четверти XVIII столетия. В феврале 1779 г. архиепископ Самуил, будучи в Москве, сообщил управителям Ростовского архиерейского дома о своём желании приобрести новый колокол для ростовской соборной звонницы. Архиерей предлагал собрать все колокола, находящиеся в Ростовском архиерейском доме, из числа которых «оставя для дому ... два или три колокола», остальные променять во время ростовской ярмарки на один большой колокол, предназначающийся для соборной колокольни [3]. Ответом явилось обстоятельное доношение иеромонаха Венеамина и эконома Порфирия. Они писали, что ростовская соборная звонница имеет достаточное число колоколов, которые «как и Вашему Высокопреосвященству небезизвестно для согласного звону подведены под голос»; следовательно, новый колокол для этого набора необходимо специально и тщательно подбирать, ибо в противном случае «через то может последовать в том звону разногласие и к слышанию неприятность». Подобрать же подходящий колокол на ростовской ярмарке невозможно, поскольку колокола на неё привозят легковесные, «не более как пуд в 30, да и то редкость». «В рассуждении чего», по мнению управителей ростовской архиерейской резиденции, отобранные для обмена домовые колокола следовало оставить в покое [4]. Вместе с доношением к архиепископу Самуилу в Москву была отправлена ведомость о колоколах Ростовского архиерейского дома [5]. В особый раздел этой ведомости выделялся колокольный набор, предназначенный для церкви Воскресения. Он состоял из шести колоколов, их общий вес составлял 33 пуда 33 фунта. В ведомости колокола, отобранные для Воскресенской церкви, были перечислены по порядку, в зависимости от веса, от самого тяжелого до самого лёгкого [6]. При сопоставлении веса этих колоколов обнаруживается определенная закономерность: вес самого тяжелого колокола в два раза превосходил вес второго колокола и почти в три раза – вес третьего. В то же время в группе трёх малых колоколов разница в весе была незначительна и составляла всего лишь несколько десятков фунтов. И в доношении управителей, и в ведомости особо подчеркивалось, что колокола в этом наборе «подобраны под голос и чрез то в звуке согласные» [7]. Таким образом, основным достоинством данного колокольного набора признавалась гармоничность и слаженность звучания составляющих его колоколов. Окончательное решение архиепископа Самуила относительно домовых колоколов было следующим: «Отобранные и ко употреблению неспособные колокола хранить в целости, ... а шесть колоколов поднять на Воскресенскую колокольню» [8]. Намерению архиепископа Самуила приложить к соборной звоннице новый колокол не суждено было сбыться, однако с именем этого архиерея связано появление на Воскресенской колокольне Ростовского архиерейского дома гармоничного колокольного набора. Итак, в XVIII столетии в Ростовском архиерейском доме осознавалась особая значимость специального подбора колоколов в ансамбль для их слаженного и согласного звучания.
ПРИЛОЖЕНИЕВЕДОМОСТЬ учиненная 1779-го года февраля 16 дня для поднесения великому господину Святейшаго Правительствующаго Синода члену Преосвященнейшему Самуилу Архиепископу Ростовскому и Ярославскому, сколько имется в доме Его Преосвященства колокол и сколько в них в каждом и особливо того во всех состоит весу, о том значится в сей ведомости следующее, а имянно:
© А.Е. Виденеева |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English | © |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||