С.А. Лапшина
|
|
Сейчас уже трудно определить, что послужило поводом для начала работы по сбору колоколов для борисоглебской звонницы. Возможно, это было страстное желание сохранить остающиеся в районе колокола. В 1980-х годах какие-то ловкачи сняли колокол с церкви с. Протасьево. Некоторое время он пролежал на складе «Заготконторы», об этом мы узнали от старого конюха деда Вали, метнулись было туда, да поздно, его уже увезли в Ярославль во «Вторцвет». Помнится, кто-то нас успокоил: «Не бойтесь, в плавку он сразу не пойдет, берегут их, копят. Надеются, что найдутся чудаки, которые купят этот утиль за бешеные деньги, да и оптом их сдать куда выгоднее, колокольная бронза – металл ценнейший». Но проникнуть в склады этого уважаемого учреждения нам не представилось возможным. Оказывается, нужны и связи, и деньги. У нас не было ни того, ни другого. Тогда же, увлечённые новой модой на колокола, повсюду стали, рыскать мелкие воришки, мечтающие нажиться на этом доходном деле. Методы достижения цели у них были различные – и уговоры, и подкупы, а чаще – вероломный грабёж. Так исчезали колокола в Малахове, Стрелке, Спасе, Уславцеве и других сёлах. Нам ясно было одно – колокола надо спасать. Мы – это Марина Залыгалова, Ольга Грамагина и я, Светлана Лапшина. Над нами смеялись, но мы были уверены, что найдутся сподвижники, которые поймут и помогут. Господь послал нам двух рабочих реставрационного участка – С. Филатова и В. Масленникова, без которых работа была бы просто немыслима. Именно с ними мы отправлялись на тракторе в мороз и вьюгу, по бездорожью, в отчаянные путешествия, во время, для этого неподходящее – февраль-март (в 1988 г. зима была снежная). Помнится наша поездка в Закедье – затерявшееся в глухомани село. Трактор шёл полем довольно легко, снежный покров был невелик, но у деревни Кедское мы увязли основательно, как сказал Сергей, «сели по самое брюхо». Пришлось ни с чем повернуть назад. Только через месяц нам удалось добраться до Закедья, сняли колокол с колокольни, он оказался сколотый и с глубокой внутренней трещиной, так что он не пел, а гудел, как кастрюля. Но он все-таки был подвешен на звоннице Борисоглебского монастыря, да так, что сколотый край был виден снизу. «Пусть видят, что Россия болеет», – сказал Андрей Онегин, московский звонарь, помогавший нам подвешивать колокола. Позднее этот колокол был запечатлен на обложке музыкального альбома «Колокольные звоны Золотого кольца России». Мы и подумать не могли, сколько трудностей встретится нам на этом пути. Как тяжелы были разговоры с селянами, ведь без их разрешения мы не имели права снять колокол. Приехав в село, ходили по домам, просили выйти людей на сход. Ужасно трудно было говорить, когда видишь в их глазах недоверие и даже злобу: «Ишь чего захотели, колокол им подавай, убирайтесь, ничего не получите!» Наши жалкие бумажки, заверенные председателем райисполкома, вызывали ещё большее негодование. «Не отдадим, он у нас по делу висит, когда коров согнать, брякнем, или получку получать, – всё сигнал». «Люди добрые, да разве ж ваши предки для того колокола отливали?! Петь он должен, дарить радость людям! Не спрячем мы их, развесим на звоннице, скоро действующий храм откроют в монастыре, дело-то богоугодное. А ведь вы не сбережете колокол, приедут, увезут, вы и опомниться не успеете». C большим трудом соглашались люди, а в некоторых случаях мы получали отказы. Обидно, что почти во всех сёлах колокола позднее были таинственным образом похищены. Лишь в Вощажникове уцелел колокол в 183 пуда, но его не так-то просто снять с колокольни. Да и люди там бдительны. До сих пор испытываю чувство вины по отношению к жителям села Георгиевское. Наверное, многие помнят наши визиты. Приехав первый раз в село и спросив разрешение сельсовета, мы уже готовили инструмент для снятия и транспорт. Но тут сбежался народ, и нас с позором выгнали. И тут мы совершили страшный проступок, решили использовать в своих интересах местную власть. Второй секретарь райкома партии Н.А. Шолин, побывав на собрании в колхозе, «положительно решил и этот вопрос» (сработала старая традиция – начальству не возражать). Второй раз в Георгиевское мы ехали с пренеприятнейшим чувством. В селе – тишина. День – субботний. Чтобы не встречаться ни с кем, я тоже поднялась на колокольню. Перед тем, как начать спускать колокол, мы три раза ударили в него на прощанье. Стали потихоньку подходить люди. Машину подогнали прямо к колокольне. Колокол плавно спускался на лебедке. Стоило огромных усилий выйти к людям. Вся съёжилась, ожидая очередной словесный удар. Но люди уже по-доброму смотрели на меня, окружили колокол, внимательно его рассматривая и поглаживая, вблизи они его видели впервые. Он весь почернел от времени, покрылся патиной, с литыми иконками и херувимами, с надписью: «Лит на заводе купца Семёна Чарышникова в Ярославле, весу 21 пуд 4 ф.». Прощание было печальным, никто не сдерживал слёз, одна женщина сказала нам вслед: «Везите, да звоните там хорошо, чтобы и у нас, в Егорьевском, было слышно». И вот они все восемнадцать на звоннице: из Вески, Георгиевского, Семеновского, Щурова, Буйкина, Языкова, Березников, Никола-Пенья, с. Сипягиной Горы, Закедья, Козина, Титова-2, Мичкова, дар З. Еремеевой, два колокола были куплены у жителя Борисоглеба С.К. Шеина и Н.С. Смирнова из с. Андреевского. Прекрасная коллекция, представляющая лучшие колокололитейные заводы купцов Оловянишникова, Чарышникова, Самгина. Есть и совершенно уникальный колокол, от других он отличается даже формой своей юбки, отлит был ещё в 1659 г., на нём насечкой надпись: «Поставлен колокол в церковь Ильи Пророка на реке Белыни даяние Ивана Харитонова «Железнова». Встретились на нашей звоннице после долгой разлуки три брата-колокола, отлиты они были в конце XVIII века московскими купцами Набилковыми, владельцами многих мануфактур. Их родина – село Веска. Тщанием и радением этих купцов, содержанием их капитала в 12 тысяч рублей жила в Веске богадельня, в народе называемая «набилковской». В том же селе, на старом кладбище покоится прах родителей купцов Набилковых. В 1778 г. Набилковы отливают в память о родителях сразу несколько колоколов и размещают их на кладбищенской Троицкой церкви. После закрытия церкви судьба разметала их: один перемещается в вескинский Никольский храм, два – в Троицу на Бору. Позднее больший из них, 15-пудовый, оказался в д. Кузнечиха. В начале 1980-х годов священник церкви с. Павлова купил колокол у его «владельца» за 50 руб. Мы нашли его в притворе Тихвинской церкви, заваленным бочками из-под лампадного масла. Поднять его на колокольню не решались, лестница, да и сама колокольня были аварийными. В 1987 г. мы выменяли его на шестипудовый колокол, привезенный из Внукова, да ещё уплатили в казну 100 руб. Колокол в Веске нам не отдавали. После нескольких попыток мы отступились. Помнится, во время споров на сходе я в глубине души радовалась за этих людей. Ведь они говорили об исторической памяти, о предках, о прежней красоте села. Вскоре украли колокол из с. Уславцево, а через месяц воры наведались и в Веску. Подкупили местных мужиков, и те за несколько бутылок водки с лёгкостью продали то, о чем говорили с такой любовью и бережением. Колокол ночью воры поволокли на тросах, но неподалеку от Вощажникова спрятали в яму у дороги и засыпали ветками; то ли силенок не хватило, то ли решили подождать, пока утихнут страсти. Утром выехали на поля механизаторы, увидели колокол, привезли в мастерскую и тут же позвонили нам в музей. Теперь он у нас на звоннице, самый большой, красавец – 22 пуда. С того времени прошло несколько лет. Борисоглебцы привыкли к колокольному звону, он стал не сенсацией, а привычным атрибутом в нашей повседневной жизни. Однако все эти годы я жила сомнениями о правильности содеянного. Снимая колокол с разрушенных церквей, мы одновременно отнимали у народа и последнюю память о прошлом. Понимала тогда, что во многом дело это было процессом искусственным, но мы были одержимы идеей. Летом 1991 г. в редакцию нашей газеты пришло письмо от уроженца с. Веска, ныне жителя Ярославля. Последние строки его пространного письма были посвящены именно мне: «Света, Вы молоды, жизнерадостны, а вас толкают на преступление. Впоследствии вы будете отвечать за этот грязный подвиг, всё мы поймем, что не имеем права безнаказанно распоряжаться этим народным достоянием. Света, подумайте хорошенько и прикиньте, что Вы сделали». Я не хочу прикидывать, нас рассудит время, потомки. Список колоколов Борисоглебского музеяНастоящий список включает в себя краткие сведения о 18 колоколах, которые в настоящее время находятся на звоннице Борисоглебского монастыря. 1 колокол – 358 кг (21 п. 36 ф.), конец XVIII в. Колокол привезён в музей из механической мастерской совхоза «Вощажниково», был найден механизатором в яме недалеко от совхоза. В июне 1989 г. был снят с колокольни Никольского храма с. Веска. 2 колокол – 346 кг (21 п. 4 ф.), вторая половина XVIII в. Колокол был снят с колокольни церкви св. Георгия с. Георгиевского. 3 колокол – 259 кг (15 п. 33 ф.), 1788 г. Колокол поступил в музей из с. Павлово, был куплен за 100 руб. у старосты Тихвинской церкви с. Павлово. В 1788 г. колокол был отлит московскими купцами Набилковыми, уроженцами с. Веска, для Троицкой кладбищенской церкви с. Веска. 4 колокол – около 150 кг (ок. 9 п.), XIX в. Колокол поступил в музей в марте 1988 г., был снят с колокольни церкви Положения пояса Богоматери с. Семёновское. 5 колокол – около 80 кг (ок. 5 п.), XIX в. Колокол поступил в музей из с. Деревеньки Высоковского сельсовета, был обменен на колокол с трещиной по тулову из с. Щурово. У колокола отсутствуют две проушные петли. 6 колокол – 132 кг (8 п. 3 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей из с. Буйкино-Каликино. До 1930-х годов находился на колокольне с. Молокша (ныне – Большесельского района). 7 колокол – 72 кг (4 п. 16 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей из деревни Языково. У колокола отсутствуют две проушные петли. 8 колокол – около 80 кг (ок. 5 п.), XIX в. Колокол поступил в музей из д. Березники Покровского сельсовета. Вероятно, колокол происходит из церкви Симеона и Анны с. Новосёлка. 9 колокол – 1659 г. Колокол был снят с колокольни с. Николо-Пенье, куда был привезён в конце 1930-х годов из с. Ильинское на Белыни. В середине XVII в. колокол являлся вкладом купца Железнова в деревянную Ильинскую церковь с. Ильинского на Белыни. У колокола отсутствует одна проушная петля. 10 колокол – 73 кг (4 п. 19 ф.), середина XIX в. Колокол поступил в музей из деревни Сипягина Гора. Колокол был отлит в Ярославле на заводе Оловянишникова. 11 колокол – около 165 кг (ок. 10 п.); вторая половина XIX в. Колокол поступил в музей в феврале 1988 г., был снят с колокольни церкви Воскресения с. Закедье. У колокола отсутствует язык. 12 колокол – около 16 кг (ок. 1 п.); вторая половина XIX в. Колокол поступил в музей от отца Владимира Сочивко из действующей Никольской церкви г. Ростова в обмен на двухпудовый (33 кг) колокол из д. Баскачи. 13 колокол – 131 кг (8 п. 1 ф.), 1798 г. Колокол поступил в музей в 1970-х годов из с. Троицы-Бор. В 1798 г. колокол был отлит купцом Василием Набилковым для деревянной Троицкой кладбищенской церкви в память его матери Варвары. 14 колокол – 68 кг (2 п. 5 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей из деревни Козино в мае 1988 г., получен в дар от З. Еремеевой. 15 колокол – 69 кг (2 п. 7 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей в феврале 1988 г. из с. Титово-2. 16 колокол – 76 кг (4 п. 25 ф.), XIX в. Колокол поступил и музей в мае 1988 г. из деревни Мичково Высоковского сельсовета. У колокола отсутствуют две проушные петли. 17 колокол – вторая половина XIX в. Колокол куплен за 50 руб. у жителя п. Борисоглеб Шеина Сергея Константиновича. У колокола отсутствует одна проушная петля. 18 колокол – XIX в. Колокол поступил в музей в октябре 1991 г., был куплен за 200 руб. у жителя с. Андреевское Смирнова Николая Сергеевича. У колокола отсутствуют две проушные петли. Колокол пока не укреплён на балке и в звоне не используется. Все колокола поступили в Борисоглебский музей из сел и деревень Борисоглебского района. © Лапшина С.А. |
|
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English | © |
|