колокола на звоннице
 колокола на колокольне


       Звонница – это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором предобладает горизонтальное расположение составляющих членений. К наиболее древнему виду архитектурных сооружений, применяемых для размещения колоколов, относятся звонницы. Их несколько вариантов. Первый – это Псково-Новгородские. Если колоколов было немного, и они были невелики по весу, то над церковными стенами возводили два или более столба, между которыми на специальных балках размешали колокола. Первоначальным способом звона был очепной, когда звонари раскачивали сами колокола. Звонница с качающимися – очепными колоколами сохранилась только в Псково-Печерском монастыре. При сооружении древних звонниц был распространен очепной звон в большие колокола, при котором на каждый колокол требовался отдельный звонарь. Позже, в конце XVII – начале XVIII веков, когда звон в языки постепенно вытеснил очепной звон, звонари стали приспосабливать звонницы для нового способа звона, сооружая у звонниц помосты для подводки шнуров и тяг от колокольных языков к одному центру.

       Для размещения более тяжелых колоколов строили большие звонницы на собственном фундаменте, такие, как Софийская звонница в Детинце Новгорода Великого, при храме Святой Софии. Позже, в XVI–XVII вв. появились звонницы-галереи или палатные звонницы, такие как Успенская звонница в Московском Кремле или знаменитая ростовская звонница при Успенском соборе Ростова Великого, где гигантские колокола весом 8000 и 4000 пудов (в Москве) и 2000, 1000 и 500 пудов (в Ростове Великом) размещались в середине звонницы на специальных конструкциях.

       Колокольня – это архитектурное колоколонесущее сооружение, в котором преобладает вертикальное расположение составляющих членений. Наиболее распространенным типом колоколен являются шатровые восьмигранные колокольни. У них ярус звона в плане составляет восьмигранник, каждая грань которого прорезана сквозным арочным проемом. Чаще всего восьмигранник колокольни завершается шатром с небольшой шейкой над ним с куполом и крестом. Колокольни этого типа появились в середине XVI в. и широкое распространение получили в XVII в. Этот тип колоколен практически исчезает с появлением таких архитектурных стилей как рококо, классицизм и ампир, а также новорусского стиля.

       Во всех восьми арках колокольни, в начале свода арки, обычно закладываются балки для развески колоколов. В сохранившихся старинных колокольнях в этих местах или чуть выше проходят железные связи (тяги). На эти связи можно развешивать мелкие зазвонные и подзвонные колокола. По центру восьмигранных колоколен устанавливают две, а иногда и три балки для размещения необходимого числа больших колоколов от 50 пудов и более. В центре колоколен известных московских храмов Василия Блаженного и Спаса Преображения, что на Песках, размешено по три–четыре больших колокола.

       Рассмотрим принципы размещения колоколов на типичной восьмигранной колокольне XVII в. Над четвериком основания расположен ярус звона – восьмерик, увенчанный шатром с главой и крестом. На плане яруса звона видны арочные пролеты, опоры, балки и колокола. Размещение высокого звонарского помоста определено необходимостью для звонаря свободно ориентироваться в пространстве: видеть начало и конец крестного хода, подъезд архиерея, совершение молебнов вне храма и т.д. Звонарский помост должен максимально приближать звонаря к зазвонным, трельным колоколам и обеспечивать эффективное управление звоном. Обычно помост располагают в арке колокольни на удалении от низа балки колокольни в 170 см. Помост начинается под балкой с колоколами и простирается внутрь на 150 см, так, чтобы звонарь мог слегка отступить от колоколов на достаточно удобное расстояние.

       По периметру помоста установлены перила или решетка высотой не менее 110 см. Художественное оформление ограждения должно соответствовать архитектурному стилю колокольни. Нижние части арок колокольни так же должны быть снабжены ограждениями. Звонарский помост может быть выполнен в виде деревянной конструкции, опирающейся на пол колокольни, или в виде сварной конструкции, прикрепленной к опорам колокольни с помощью металлических штифтов. Для этого в кладке опор сверлят четыре отверстия диаметром приблизительно 20 мм, в них забивают штифты. К штифтам приваривают стальной уголок, образующий соответствующую помосту раму, в которую укладывают доски толщиной 4 см - пол помоста. Пол колокольни и помост соединяют лестницей с перилами.

       В XVIII-XIX вв. в России строили многоярусные квадратные в плане колокольни. В этом случае колокола следует вешать на верхний ярус, тогда звон будет слышен дальше. Арочные проемы в таких колокольнях обычно относительно широкие, в них помещаются один или два колокола подзвона вместе с зазвоном. В остальном, принципиальных различий в организации звона на рассмотренных колокольнях нет.

       На звонарском помосте располагают столбик с клавишами, а также педали тяжелых колоколов. Высота столбика обычно составляет 100 см, диаметр – 20 см. Вверху столбика прикрепляется металлический обруч с гребешком. В гребешке просверлены отверстия диаметром 12–15 мм на расстоянии 15 мм друг от друга. Количество отверстий должно быть не меньше количества подзвонных колоколов. При помощи тонких тросиков диаметром 3–5 мм языки подзвонных колоколов подсоединяют к столбику. Тросик крепится к распиленному звену цепи, которое в свою очередь, вставляется в отверстие гребешка, что предохраняет тросик от перетирания. Толщину звена подбирают соответственно диаметру отверстия в гребешке. Язык колокола подводится к колоколу на расстояние 4–5 см, что позволяет легким нажатием левой руки на тросик-клавишу сверху подвести язык к краю колокола и ударить в него. Размеры и расположение описанной системы должны отвечать требованиям надежности и аккуратности. Если невозможно напрямую присоединить язык колокола к столбику, для этого используют нескольких оттяжек к балкам или к перилам колокольни. Иногда эту задачу решают с помощью блоков.

       Языки тяжелых колоколов подводят на помост также при помощи оттяжек и педалей. Если язык тяжелый (100 кг и, более), то увеличивают вес педали, как это сделано на колокольне Ново-Девичьего монастыря. Соединять тросы на колокольнях можно при помощи несложных зажимов, состоящих из двух пластин размерами 30х50мм, толщиной 5 мм с двумя болтами и гайками. Этот зажим обеспечивает надежность соединения тросов и возможность регулировки.

       Зазвонные колокола располагаются следующим образом: меньший колокол своей широкой частью (зевом) входит в узкую часть большего, расстояние между ними должно оставаться в 4–5 см, чтобы не допустить взаимного прикосновения или удара при звоне. Языки четырех трельных колоколов присоединяются к звонарской рукоятке (палочке) следующим образом: первый и третий – к верхнему концу, второй и четвертый – к нижнему. Взяв палочку в правую руку, звонарь подводит все четыре языка к краям колоколов, затем подает руку на 2–3 см вперед и, перемещая рукоятку снизу вверх, поочередно ударяет то в одну, то в другую пару колокольчиков – получается трель . Длина рукоятки составляет 16–17 см, толщина  – 2–2,5   см. Веревки от зазвонных колоколов привязывают к кольцевым выемкам на краях рукоятки.

       Для сохранности колоколов необходимо правильно подвесить языки, особенно если они имеют шарообразную форму. Основной принцип подвески языка таков: язык самой толстой частью должен ударять не ниже музыкального кольца на зеве колокола. Языки на мелких и средних колоколах можно подвешивать на кожаных ремешках, к большим же колоколам языки обычно подвешивают на толстых брезентовых ремнях, скрепляя их двумя стальными пластинками с болтами и контргайками. Мягкая подвеска языков позволяет избежать призвуков, возникающих при подвеске языков на железных крюках или петлях. Подвешивая языки на кожаных и брезентовых креплениях, следует учитывать, что эти крепления могут со временем растянуться, и языки будут ударять ниже положенного места Подвеску языков на тяжелых колоколах необходимо подстраховать на случай разрыва троса.

       Для развески колоколов в арках колокольни и по центру лучше всего использовать стальные двутавровые балки. Балки нужно подбирать соответственно весу колоколов и архитектуре колокольни. В каждом конкретном случае необходим рассчет балок и выбор швеллера или двутавра с достаточным запасом прочности. Для уменьшения передачи вибрации от колоколов на стены колокольни балки обшивают деревом, заключая их в деревянные короба из досок толщиной от 25 до 40 мм, в зависимости от веса колокола.

       Зазвонные и мелкие подзвонные колокола можно подвешивать при помощи П-образных хомутов, зацепляя за двойные уши колокола. Хомут сверху устанавливают на балку, снизу подают колокол, пропускают стальной палец через хомут в промежуток между двойными «ушами» и маточником. На свободный конец пальца с резьбой навертывают две гайки – одну против другой – таким образом их стопорят. Аналогично ставят второй хомут, зацепляя его за противолежащие двойные уши того же колокола.

       Колокола весом более 30 пудов (600 кг) лучше всего вешать за центральное отверстие в маточнике. Для этого делают так называемую матицу - металлический брус прямоугольного сечения. Матица должна с минимальным зазором (2–3 мм) входить в отверстие в маточнике колокола. Выступающие концы матицы при помощи хомутов крепятся к балке. Подвеска колокола за маточник предпочтительна по сравнению с подвеской за двойные уши. Во первых, силовое отверстие в маточнике гораздо надежнее «ушей». Во вторых, колокол, подвешенный за маточник, ни когда не перекосится в результате звона, что нередко бывает с колоколами, подвешенными за уши. Подвешенный за маточник колокол можно слегка растянуть за двойные уши, чтобы избежать чрезмерной раскачки при звоне. В матице необходимо выфрезеровать фаску под палец хомута. Растянутые хомуты к деревянному коробу балки можно крепить специальными штифтами или просто гвоздями. Подвеска должна обеспечивать колоколу возможность слегка перемещаться от удара языком, тогда во время звона трудно повредить колокол.

       Примером поиска, отбора и совершенствования звонарских приспособлений и систем звона стала история устроения звона на воссозданной надвратной колокольне Свято-Данилова монастыря в Москве. В мае 1985 г. строительные работы были в основном завершены, и на ярусе звона колокольни были подвешены 16 колоколов. В их составе 200-пудовый благовестник, 107-пудовый полиелейный колокол, 135-пудовый великопостный, колокола подзвона и трели. Первоначально, для исполнения звона, требовалось 5–6 звонарей. Звонари заранее определяли каждый конкретный ритмический рисунок. Для управления большими колоколами требовалось два человека, подзвонными – средними – колоколами звонили тоже два человека, на маленьких – трельных колоколах – был занят один человек. Малоопытные новоначальные звонари часто сбивались с ритма, полностью отсутствовала регулировка по силе звука различных групп колоколов.

       С самого начала для обучения и исполнения были выбраны канонические звоны. Была создана фонотека лучших звукозаписей классических церковных звонов. Это записи в Ростове Великом в 1963 и 1967 гг., записи звонов Свято Троице-Сергиевой лавры  – большой колокольни и Духовского храма, звоны Псково-Печерского монастыря. Особо следует отметить звон Ново-Девичьего монастыря в исполнении старейшего звонаря Русской Православной Церкви Владимира Ивановича Машкова. Только усвоив основу – классику звонов, можно было приступать к изучению приспособлений, образующих систему звонов. Как известно, техника в любом деле выступает вторичным, вспомогательным фактором. Сравните записи звонов стариков-ростовцев и современных исполнителей. Одна и та же звонница, те же колокола и приспособления, но как не похожа духовная песнь старых звонарей на правильное – по нотам – холодное и не трогающее душу исполнение наших современников.

       Вначале на Даниловской колокольне был сооружен деревянный звонарский помост. Место помоста выбирают так, чтобы звонарь–трезвонщик видел главный (западный) вход в храм. Хорошо, когда звонарь сам видит начало и конец крестного хода, подъезд архиерея и т.д. Прототипом расположения помоста Даниловской колокольни был выбран помост в южной арке колокольни Свято Троице-Сергиевой лавры. Помост строят с учетом архитектурных особенностей колокольни. Звонарский столбик и педали Даниловской колокольни были изготовлены и смонтированы по образцу колокольни Ново-Девичьего монастыря, храма Ильи Пророка в Черкизове и ряда других церквей. После оснащения колокольни полиелейный звон смог исполнять один звонарь, а праздничный – двое. Уменьшение количества звонарей и переход звона на профессиональный уровень снискали добрую славу колокольному звону одного из старейших московских монастырей.

       Желающим обучиться колокольному звону можно дать несколько советов. На колокольне, где проходит обучение, должны быть три ряда колоколов, в том числе большой колокол весом более тонны. Ритм басового колокола – это основа звона всего набора колоколов. Колокольня должна быть оборудована, как это описано выше. Обучать должны звонари, владеющие всеми каноническими звонами Лучшая школа там, где звон сложился давно. Это Свято Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, где звон не прекращался. С 1992 г. зазвучал Иван Великий в Кремле, с 1996 г. звонит воссозданный храм Христа Спасителя, где ныне отрабатываются канонические звоны. Так что есть, где обучаться традициям церковных колокольных звонов.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов