Традиционно колокола льют из высокооловянистой (колокольной) бронзы, содержащей до 20 % олова и 80 % меди. Как показала практика, такой сплав обладает наивысшей способностью переводить энергию удара в звук. Извлечение звука происходит при ударе языка в стенку колокола. Вес языка строго определен и не может превышать одну двадцать пятую веса колокола. Серьезные недостатки поверхности колокола (каверны, раковины и сквозные трещины) также недопустимы.

       Основным критерием оценки качества колокола является его благозвучие. Николай Иванович Оловянишников в своей книге «История колоколов и колокололитейное искусство», изданной в Москве в 1912 г., так описывает звучание хорошего колокола: «Лишь в XIII столетии удалось достичь правильной формы колокола, значительно расширив основание колокола против прежних узких форм. В этом же веке вывели правило, что колокол должен совмещать в себе три гармоничных тона, которые можно регулировать лишь определенным профилем колокола. В нижнем крае – основной тон, в верхней части колокола выше на октаву, а в средней части делали большую или малую терцию, а иногда и кварту».

       Набор колоколов, располагающийся на колокольне, в прежние времена обозначался термином «звон».

       Наименьшее количество колоколов в звоне – три: один большой и два поменьше. Однако, чем больше колоколов участвуют в звоне, тем разнообразнее и интереснее он бывает. Хороший, полный звон предполагает участие 9–16 колоколов.

       Прежде всего, для звона необходим большой колокол, на практике часто именуемый благовестником. Естественно, чем тяжелее благовестник, тем мощнее будет и весь звон. К большому благовестному колоколу подбирают второй колокол. Сочетание их как одновременно, так и попеременно будет хорошо совместимо, если их звучание подобрано с интервалом в большую или малую терцию. Второй колокол в звоне зачастую именуют полиелейным. С таким же интервалом к полиелейному колоколу подбирают третий большой колокол – славословный. Три больших колокола составляют басовую основу звона и определяют различия будничных, полиелейных, воскресных и великих праздничных богослужебных звонов в зависимости от того, какой именно большой колокол благовествует и ведет ритмическую основу звона.

       В конце XVII – начале XVII вв. определились три основных ряда (партии) звона. Следующий за большими колоколами ряд составляют так называемые средние, подзвонные или красные колокола, от количества которых зависит разнообразие рисунка звонов. Для подзвона необходимо минимум три колокола, реально – значительно больше. Например, на колокольне Ново-Девичьего монастыря подзвонный ряд образуют 8 колоколов, на колокольне Свято-Данилова монастыря  – 7. Музыкальный интервал в этом случае могут составлять большая терция, большая секунда или малая терция. Ряд зазвонных  колоколов может состоять из 2, 3 или 4 колоколов.

       Трель, – особый прием игры на зазвонных колоколах, – исполняется на 2, 3 или 4 колоколах. Трель на двух колоколах, достаточно тяжелых, в 4–6 пудов, употребляется обычно при очень больших основных колоколах весом в тысячу или две тысячи пудов. В ростовских звонах эту трель называют «пересечкой». Реже можно услышать трели на трех колоколах. Колокола в этом случае используют с меньшим весом, чем в «пересечке», что обеспечивает большее количество вариаций рисунка трели. Вес колоколов в «тройке» колеблется обычно в пределах 3,5 до 1,5 пудов. Наибольшее распространение получила трель, состоящая из четырех колоколов. Умелое исполнение зазвона «четверкой» обеспечивает множество вариаций и создает яркий праздничный трезвон. Пример тому – звон большой колокольни Троице-Сергиевой лавры, напоминающий радостные песнопения пасхального канона. Следует отметить, что умелое исполнение зазвона великолепно слушается на всех трех видах трели, и опытные звонари могут составить «пересечку», «тройку» и «четверку» на своей колокольне и использовать различные варианты зазвона, исходя из конкретных возможностей набора колоколов. Основные звуки трельных колоколов должны вписываться в обертоны больших основных колоколов, как бы повторяя их на несколько октав выше. Таким образом, общее звучание всего звона приобретает большую целостность.

       Минимальное количество колоколов, необходимое для исполнения церковного колокольного звона – три: один большой и два малых или зазвонных колокольчика. Для хорошего созвучия колоколов музыкальный интервал между двумя колоколами близкими по весу должен быть от малой до большой терции. Так, предположим большой колокольчик звучит в ноту До, тогда второй должен звучать в ноту Ми, третий в Соль. Таким образом, минимальный подбор колоколов будет состоять из колоколов весом 4 кг, 8 кг, и 14 кг, исходя из средней стоимости колокольного литья в 12 у.е. за один килограмм получается 9360 рублей.

       Как обычно, зачастую во всякое благое дело примешивается коммерческий интерес, в результате, у перекупщиков колокольной продукции стоимость литья увеличивается почти вдвое. При этом из всевозможных колокольных центров заявляют о высокой стоимости колоколов, о нехватке меди и олова для колокольной бронзы об отливке колоколов из титана и циркония. Естественно, что пока имеются залежи готового титана на складах, то титановая пластинка – лжебило будет стоить дешевле колокола, но на практике и титан и цирконий в изготовлении более дорогостоящие металлы, чем колокольная бронза. Не нужно изобретать велосипед и обвешивать церковные колокольни побрякушками из редкоземельных металлов. Проще и честнее не гоняясь за подделкой звучания кремлевских и ростовских древних колоколов со смирением приобрести по доходам хорошие современные колокола, составить из них благозвучный подбор и обучить звонаря.

       В дополнение необходимо сказать несколько слов и о стоимости колоколов на современных производствах. Нужно проявить максимум осторожности при выборе колоколов, особенно если цена много ниже той, о которой говорилось выше. Это свидетельствует сразу о двух вещах. Во-первых, что для отливки колокольного изделия применялась дешевая технология (литье в землю) которая не дает и не может дать ни чистой поверхности, ни правильной геометрии колокола. Зачастую то и другое заменяется полировкой неровных полей главы и вала колоколов. Во-вторых: для литья использовалось третьесортное сырье или олово со свинцом, железом, алюминием и т.д.

       Специалистами Общества церковных звонарей оказывается квалифицированная помощь в оформлении заказа изготовление качественных колоколов, выборе лучших современных колокололитейных производств, комплектации колокольных наборов, оборудовании звонницы и обучении звонарей.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов