В конце 80-х годов теперь уже прошлого, ХХ-го века, в рамках развивающегося мелкого и среднего кооперативного производства появилась возможность отливки колоколов. Первые колокольные отливки, произведённые кооператорами, весьма слабо напоминали старинные церковные колокола. Основной задачей тогда было заполнение множества пустующих церковных колоколен и звонниц. Производители колокольной продукции первой волны не утруждали себя ни акустическими, ни технологическими изысканиями с целью воссоздания звучания колоколов дореволюционных российских колокололитейных производств. Результатом этой деятельности явилась завеска многих церковных колоколен продукцией, не отличающейся ни звуковыми, ни эстетическими качествами. Первая волна современного российского колокольного литья была подхвачена многими другими литейщиками. Поток колокольной продукции стал разнообразнее. Однако, зачастую мастера скульптурного литья, упуская акустическую составляющую колокола, чрезмерно увлекались украшением и полировкой внешней поверхности своих изделий; а производства, имеющие своей основой акустику, в свою очередь, нередко забывали о внешнем виде и декоре отливок.

       Общим недостатком почти всех направлений было то, что практически все колокололитейные производства для отливки колоколов использовали ту или иную знакомую им технологию, приспосабливая технологические процессы, применявшиеся на их производствах. Сугубо научный подход акустиков приводил к тому, что в звук колокола пытались заложить неестественные для звучания старинных русских колоколов музыкальные обертоны, что зачастую приводило к искусственному звучанию, как отдельных колоколов, так и колокольных подборов в целом. Таким образом, были применены искусственные для традиционных старинных колокольных подборов созвучия типа Ля-минор или До-мажор.

       Современный заказчик располагает возможностью широчайшего выбора колоколов для своей колокольни или звонницы и может использовать наряду с колоколами одного производства сочетания колоколов различных производств в одном наборе. В зависимости от различных технологий, источников сырья, сложности художественного убранства, механической обработки поверхности стоимость колокола колеблется в пределах от 11–12 у.е. до 14–15 у.е. за кг.

       В случае намного более низкой стоимости литья нужно иметь в виду, что это скорее всего отход от традиционной технологии в сторону удешевления технологического процесса (литьё в землю) или использование дешёвого (загрязнёного) сырья, или уменьшение количества олова, наиболее дорогого компонента колокольной бронзы – до 11–12 % (традиционная колокольная бронза содержит до 20 % олова). Если цена на современные колокола поднимается выше 16 у.е. – до 20 и более – значит, в дело вмешиваются перекупщики колокольной продукции, именующие себя колокольными центрами и различными объединениями околоколокольной направленности. К примеру, в газете «Русский вестник» и в журнале «Русский Дом» были опубликованы статьи звонаря московского храма Ризоположения, что на Донской улице Константина Володина о коммерческой деятельности так называемого «Московского колокольного центра», в результате которой на счетах руководителей этой организации оседают десятки тысяч долларов США.

       Одним из направлений деятельности Общества церковных звонарей являются консультации для всех желающих приобрести церковные колокола и устроить полноценный звон в своём приходе или обители, ознакомление всех интересующихся с современными колокололитейными производствами. Мы располагаем большим опытом и работаем в непосредственном контакте с лучшими литейщиками, эти обстоятельства значительно упрощают процедуру оформления заявки на колокола и удешевляют стоимость заказа, как на литьё колоколов, так и на оборудование колокольни.

       Профессиональный подход и многолетний опыт по обустройству более чем сотни колоколен и звонниц в России и зарубежом, позволяют нам гарантировать высокое качество своей работы.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов