Немаловажная проблема, с которой часто приходится сталкиваться приходу или обители при заказе колокола или колокольного набора – это художественное оформление церковного колокола.


                   Возникают вопросы об изображениях на колоколах, о надписях: что традиционно и что недопустимо располагать на церковном колоколе. Прежде всего, оговорим основное назначение колокола – созывать на богослужение и оповещать всех ненаходящихся в храме о том, что происходит во время богослужений. В этом основная задача церковного колокола-благовестника. Подбор колоколов или «звон» должен удовлетворять более сложным параметрам и законам, связанным с благозвучием колоколов в подборе. Сложная круглая в плане и расширяющаяся к низу вдвое относительно верха внешняя поверхность собственно колокола, исключая Корону (узел подвески) имела на себе различные, выполненные технически или художественно украшения.

В общей сложности, все оформление колоколов
можно разделить на:

 горизонтальные пояски или бороздки, исполненные в модели или открученные на фальшколоколе при помощи доски-лекала
 орнаментальные фризы (растительные или геометрические)
 надписи, выполненные выпукло в литье, гравированные, или их сочетание
 рельефноисполненные иконы Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.



       Горизонтальные пояски, расположенные на внешней поверхности колокола, подобно тонким одинарным или двойным полуциркульным обручам закрепляют каждое изменение кривой, образующей внешний профиль колокола. При переходе округлого Плеча колокола в отвесную часть между Плечом и Полями колокола ставится поясок. Далее при утолщении профиля книзу и переходу к Полям также ставят поясок. В месте перехода Полей к Валу (наиболее утолщенной части колокола) располагается сложный тройной пояс. Самая нижняя часть колокола – Губа отделяется от Вала одинарным пояском. Нужно сказать, что иноземные мастера, обучавшие своих русских учеников иначе располагали пояски на своих колоколах, допуская более произвольное обращение с архитектурой колокола и только русские мастера выработали данный свой способ, расположения поясков, украшающий колокол. С незначительными изменениями этот порядок расположения поясков дошел до начала XX века – времени прекращения колокололитейного дела в России. Ныне лучшие современные производства изучили и используют ставшую классической систему украшения церковных колоколов.

       Ко времени правления царя Бориса Федоровича Годунова, концу XVI века относится первый зафиксированный случай украшения колокола растительным орнаментом готического происхождения, известный в колокольной литературе, как трилистник, так же дошедший до нашего времени с незначительными изменениями, по которым можно отличить разные российские колокололитейные производства прошлого. Трилистник мог располагаться как под верхними поясками, так и над ними или в сочетании.

       С середины XVII века, в основном на колоколах веса от 12 пудов и более появляется орнаментальный фриз из так называемых арабесок. Присутствуют также сложные пояса, состоящие из перевивающегося растительного орнамента с включениями элементов геометрических вставок.

       Надписи на русских церковных колоколах появляются достаточно рано. На Никоновском колоколе Троице-Сергиевой лавры 1420 года имеется пространная вкладная надпись, повествующая о времени отливки колокола, и его вкладчиках. Таким образом, колокол воспринимался как поминовение заказчика и его, близких о здравии при их жизни или об упокоении после кончины. И если колокол при повреждении переливался, зачастую с добавлением веса, металл старого колокола в новом продолжал звучать, сохраняя в своей памяти имена своих создателей. Большей частью надписи на колоколах отливались при изготовлении колокола, но неоднократны случаи, когда надпись вырезали на отлитом или приобретенном колоколе по желанию заказчика. В Горицком монастыре города Переславля Залесского находится колокол XIX  века с заводскими рельефами и литыми надписями с добавлением вырезанной надписи места вклада колокола и имен его вкладчиков. Надписи на колоколах должны нести информацию о храме, в который вкладывается данный колокол, о весе и заводе-изготовителе колокола. Кроме этого надпись может содержать сведения, включающие в себя имена заказчиков колокола, при каком правящем архиерее и священниках отлит колокол. Могут быть надписи и поминального характера, включающие в себя имена покойных родственников заказчика (естественно, речь идет о крещенных православных христианах).

 

Декоративное убранство Царь-колокола Троице-Сергиевой лавры, отлитого в 2003 году

 

Образец надписи, разработанной в Обществе церковных звонарей
Московской Патриархии

ОТЛИТ КОЛОКОЛ СЕЙ КО ХРАМУ (название храма) В ЛЕТО (…) ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА А ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА (…) В ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСТВО СВЯТЕЙШЕГО АЛЕКСИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ПРИ ЕПИСКОПЕ (далее титул правящего архиерея) В НАСТОЯТЕЛЬСТВО (титул настоятеля храма) ТЩАНИЕМ РАБОВ БОЖИИХ (имена вкладчиков). ЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ НА ЗАВОДЕ (наименование предприятия) МАСТЕРОМ [ИЛИ МАСТЕРАМИ] (имена). ВЕСУ В СЕМ КОЛОКОЛЕ ПУДОВ (…) ФУНТОВ (…).

       Надписи на колоколах традиционно исполняются заглавными буквами без знаков препинания.

       Наиболее ранними из рельефов на колоколах встречаются изображения Сил Небесных шестикрылых Серафимов и Херувимов. При этом на разных колоколах они встречаются различных рисунков, но, как правило, одному колоколу соответствует один определенный вид Сил небесных. Рельефные иконы в поточном производстве российских колоколов появляются относительно поздно, не ранее XVIII века, хотя встречались в единичных случаях и прежде. Против икон на колоколах выступал известный исследователь звучания русских колоколов протоиерей Аристарх Израилев, полагая, что рельеф, особенно высокий не улучшает звучания колоколов. Высказывались мысли о том, что колокола в большинстве своем для осмотра недоступны и неизбежные следы посещения птиц на иконах так же не способствуют благовосприятию церковных колоколов.

       Разумеется, в момент освящения весьма эффектно смотрятся богато украшенные и до блеска начищенные колокола. Но по прошествии нескольких лет колокол покрывается темно-серой патиной и именно в таком виде сохраняется надолго. Мы не ставим вопрос о том быть или не быть иконам на колоколах. Скорее всего, ответ на него зависит от вкуса заказчика и художественного чутья мастера-исполнителя. Вполне допустимы иконы и прочие украшения исполненные в низком рельефе, при соблюдении меры и красоты. Практически на малых колоколах от 1 пуда до 10 допустим рельеф не выше 4–5 мм. На больших колоколах возможен более высокий рельеф, который даже на сверхтяжелых колоколах (от 1000 п. и более) все же не должен превышать 30–40 мм в максимальном уровне. Главным должен оставаться разумный принцип – рельеф для колокола, а не колокол для рельефа.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

 

 

 

 

 

 

 

См. также:
Коновалов И.В. Художественное оформление воссозданных больших благовестников Троице-Сергиевой лавры // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 475–485.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов