"... главное достоинство всякого колокола – его благозвучность, но отлить колокол в требуемый тон и нужного веса не так легко, хотя и существуют различные правила постройки колоколов, но всё же даже и опытному мастеру не всегда удаётся вполне удовлетворить всем требованиям".

Н.И. Оловянишников

 

 

 

   благозвучие
   профиль
   формовка


 Ныне в России вновь льют колокола …

       Колокол – предмет весьма многосторонний, соединяющий в себе только ему одному присущий особенный звук, рожденный сочетанием формы и сплава, внешнее оформление, состоящее из различных рельефных изображений, поясков, бороздок и надписей и при всем этом обладающий необходимой механической прочностью.

       При создании колоколов мастера решали целый ряд сложных проблем. Одной из основных был секрет получения «певучего» колокольного сплава. Считается, что повышенное содержание олова, составляющего, наряду с медью, колокольный сплав, улучшает звуковые качества колокола, но при том делает бронзу хрупкой, что приводит к быстрой потере колокола.

       Что же касается внешнего оформления колоколов, то на вопрос, должен ли колокол быть чем-то украшен, можно ответить и да, и нет. Да – потому что православный храм являет собой средоточие всего наиболее духовно-прекрасного. На протяжении веков все без исключения богослужебные предметы, создаваемые мастерами, украшались с примерным трудолюбием и изяществом. Между тем, рельефные изображения Святых и иконы, отливаемые на поверхности колоколов, видят только звонари и немногие посетители колоколен. Очевидно, вопрос украшений колоколов лежит в плоскости вкуса заказчика и уровня художественного воспитания мастера. Отметим, что особый вклад в украшательство колоколов внес XIX век, особенно его вторая половина, когда внешнюю поверхность колоколов протачивали, серебрили, золотили и покрывали бронзовой пудрой, а всевозможные священные изображения и орнаментальные пояса порой покрывали собой всю свободную поверхность колоколов, иногда даже искажая их профиль.

       Процесс рождения колокола напоминает появление на свет живого существа. На качество отливки после заполнения формы металлом никак не возможно повлиять. Если при создании иконы мастер видит какие-либо огрехи, он может их исправить. Вносятся определенные коррективы в процессе строительства храма. При неудачной отливке рельефных деталей или украшений из той же бронзы существует множество способов исправлений внешнего вида изделия. С колоколами – совершенно иначе. Часто единственным способом исправить неудачную отливку является ее уничтожение и переливка. Так было всегда. И, порой, ни опыт мастера, даже выдающегося литейщика, ни устоявшиеся традиции не помогали. Неудачи преследовали даже Александра Григорьева – мастера, создавшего один из самых благозвучных колоколов России. Только со второй попытки ему удалось отлить большой колокол для Саввино-Сторожевского монастыря. Да и самый большой русский колокол – московский Царь-колокол тоже отлился не с первого раза.

       Технология колокололитейного производства, основанного на Руси как первое крупное промышленное государственное предприятие в конце XV века (московский Пушечный двор на Неглинке) итальянскими мастерами, была с успехом воспринята их талантливыми русскими учениками, превзошедшими своих наставников по весам и благозвучию колоколов. Развитие европейской науки в XVIII–XIX веках привело к усовершенствованию технологических процессов, появлению ранее неизвестных измерительных приборов, что нашло применение в колокололитейном производстве. Наряду с возможностью более точного замера состава и веса металла колоколов протоиереем отцом Аристархом Израилевым был изобретен прибор для точного определения звучания колоколов. Сохранилось достаточно много статей и изданий с описаниями технологий тяжелого цветного, в том числе и колокольного, литья.

       При настоящем кратком описании процесса отливки мы будем ориентироваться на наиболее интересное, с нашей точки зрения, издание – книгу Николая Ивановича Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», опубликованную в Москве, в 1912 г. Этот труд до сих пор остается наиболее фундаментальным отечественным историческим исследованием, посвященным российским и зарубежным колоколам. Бесспорную значимость этому изданию придает то, что автор одновременно являлся руководителем одного из лучших колокололитейных предприятий России. Завод Оловянишниковых имел государственные награды, дипломы и медали различных российских и зарубежных выставок и ярмарок. Описанный в книге способ построения профиля колоколов и технология отливки дали на практике замечательные результаты. Об этом свидетельствуют колокола завода, сохранившиеся во множестве на российских и зарубежных колокольнях среди коих самый тяжелый известный нам – пятисотпудовый колокол, находящийся на колокольне церкви села Левашово, стоящего на дороге между Костромой и Ярославлем.

       Главное достоинство колокола – его благозвучие. Отлить колокол в требуемый тон и нужного веса нелегко. Даже опытному мастеру не всегда удается вполне удовлетворительно справиться с этой сложной задачей. Многое зависит от состава металла. Для отливки колоколов применяется сплав из меди и олова (около 80% меди и 20% олова, который называют «колокольная бронза» или «колокольный металл».

Медь  – металл достаточно мягкий, имеет характерный красноватый цвет, обладает ковкостью, пластичен. Температура плавления меди –1084 градуса по Цельсию.

Олово   металл мягкий, белый с серебристым блеском. Температура плавления олова 228 градусов по Цельсию.

Колокольная бронза  – сплав твердый, хрупкий, имеет характерный серебристый излом. Температура плавления колокольной бронзы – 880 градусов по Цельсию. Колокольную бронзу еще называют высокооловянистой, в отличие от других бронз (скульптурной, пушечной), содержащих меньший процент олова и другие добавки.

       Распространенный в народе взгляд, будто бы примесь серебра улучшает звук, совершенно ошибочен. Известные по своему приятному звуку колокола, в которых предполагалось значительное количество серебра, не дали при химическом анализе ни малейших его следов. Так, например, знаменитый колокол «Roneni», который, как предполагали, должен содержать золото и серебро, дал при анализе: меди – 71 %, олова – 26 %, железа – 1,2 %, цинка – 1,2 %. Медь для колоколов должна быть как можно более чистая, без примесей, тогда при известном профиле и количестве металла можно более точно рассчитать звук колокола.

       Практике современного российского колокольного литья доказывает, что изменения в составе колокольного сплава и технологии отливки ведут к отклонению в звуке колоколов одного и того же веса и формы порой до целого тона, что затрудняет отливку колокольного подбора с условием предварительно заданного звука . На некоторых производствах такие несоответствия в созвучии колоколов исправляют путем подстройки. Мнение о якобы неправославном и недуховном способе создания подбора колоколов для цельного звона путем подточки является в корне неверным, потому, что подточенные в прошлом колокола звучат в подборе звона Троице-Сергиевой Лавры, есть исторические подточенные колокола на колокольнях в московском Новодевичьем монастыре и в Московском Кремле. Единственно важным в вопросах подточки представляется сохранение прочностных свойств колоколов. Современные производства обладают различными приборами для контроля за исполнением технологического процесса. Но все же на практике приготовлением металла и заливкой колоколов руководит наиболее опытный мастер-плавильщик, который по внешним, иногда только ему известным признакам, определяет время начала заливки бронзы в приготовленную форму колокола.

       Одним из главных факторов, определяющих звучание будущего колокола, является его профиль. От линий чертежа, по которому изготавливают доски или лекала, служащие для откручивания внутренней (болвана или стержня) и внешней (фальшколокола) форм колокола, будет зависеть основной тон и обертоны проектируемого колокола.

       Н.И. Оловянишников пишет, что для построения профиля колокола проводят пинию В – Г, которая делится на 12 частей, равных одному «Бою» (Бой или боевая часть равен 1/14 диаметра и максимальной толщине стенки колокола). Из каждой полученной точки восстанавливаются перпендикуляры, на которых откладывают расстояния от точек с 1 по 12 на линии В – Г до точек 1А,1Б; 2А,2Б и так далее. Расстояния 1А, 1Б; 2А, 2Б...12А, 12Б определяются соответствующими частями Боя. Затем все полученные точки соединяют между собой, скругляя углы. Расстояние от точки В до 10,5 загиба плеча называют вышиной колокола. Этой величиной практики определяют диаметр колокола: из вышины колокола вычитают третью часть и остаток множат на 2. Получаем, что боевая часть равняется 1/14 диаметра. Часть колокола от деления 10,5 до Д называется плечо, которое равно 1/10 вышины, то есть около 1 боя, затем идет шейка, равная 1/20 вышины до точки Е, которую называют стрелкой, за ней следует сковорода.

       Перед тем, как дать примерное описание способа построения профиля колоколов Н.И. Оловянишников замечает, что обычно мастера держат профиль своих колоколов в секрете, что вполне понятно, так как именно профиль определяет организацию звука того или иного колокола. Такая практика сохраняется и поныне. Высота ушей  (система подвески колокола к балке) считается 1/5 вышины колокола, т.е. почти 2 боя. Русские мастера при постройке профиля колокола руководствуются размером, именуемым переченъ, который равен боевой части.

       Современные российские мастера при расчете профилей своих колоколов, зачастую упускают из виду фразу Оловянишникова о секрете и при отливке выходит совершенно различное по форме колокольное литье, хотя построения велись точно по описанию. Учитывая последнее, мы сознательно не даем те дроби частей боя, которыми определяется профиль колокола, но даем абсолютно точный чертеж профиля оловянишниковского колокола, весом в 1 пуд 23 фунта (пуд = 16,38 кг, гривенка-фунт = 409 г), построенного на основе точного измерения геометрии старинного колокола. По окончании всей чертежной работы, согласно чертежу из дерева выпиливаются шаблоны или доски: одна для внутренней формы колокола-болвана или стержня, другая для внешней формы – фальшколокола.

       Кратко процесс формовки колокола выглядит так. На свободновращающийся, закрепленный сверху и снизу стержень-веретено устанавливается и закрепляется первая доска, при помощи которой образуется внутренняя форма колокола или болван. Болван формуют на стопе – круглом основании, большем, чем диаметр будущей формы. Болван сначала выкладывается из рядов кирпичей без перевязки на глиняном растворе, затем окончательно из глины, постоянно сверяясь с доской. Проводя шаблоном, снимают лишнюю массу глины. При формовке колокола глина наносится слоями. Каждый слой просушивается огнем, для чего внутри стопы оставляется полость, в которой разводят огонь. Высушенный болван смазывается салом, чтобы получить промежуточный слой. После этого на веретено закрепляется вторая доска-шаблон для фальшивого колокола, который откручивается таким же образом.

       Фальшколокол просушивается, и на его поверхность наносятся выполненные из воска с необходимыми для пластичности добавками рельефные изображения, орнаментальные пояски и надписи. По окончании художественного оформления фальшколокола его внешняя поверхность также смазывается салом, и на нее слой за слоем наносится формовочная глина, в которую между слоями вставляются металлические крючья для подъема формы и обручи для прочности. По достижении необходимой толщины и прочности внешней формы под болваном, в стопе снова разводят огонь, чтобы выплавились восковые детали украшений. Тогда при помощи подъемника поднимается внешняя форма и мастера осторожно удаляют фальшколокол с болвана. Так между болваном и внешней формой образуется пустота, в которую позже заливается бронза. После этого внешняя форма снова опускается на болван и скрепляется с ним.

       Поверх полученной формы колокола устанавливается форма короны колокола, образованная из глиняной массы с пустотами в форме маточника и ушей. Уши колоколов бывают различных фасонов и рисунков, с украшениями и без них. Русские мастера XVI века украшали уши своих колоколов растительным и геометрическим орнаментом. Обычно восковые уши, отлитые в гипсовые формы, обмазываются формовочной глиной. При просушке воск вытекает, и остается глиняная форма. Таких форм должно быть изготовлено по количеству ушей будущего колокола от 2 до 6 или 8 на колоколах более 2000 пудов. Затем форма ушей приставляется к форме маточника - центральной пирамиде и вся эта конструкция вместе заформовывается и составляет целую форму короны. Вверху короны оставляются два отверстия: литник для заливки металла и выпар для выхода воздуха. Если колокол невелик, то его формуют наверху перед ямой. Большие колокола формуются непосредственно в литейной яме.

       Литейная яма  принадлежность любого колокололитейного производства. Она располагается рядом с литейной печью. Отверстие в печи, из которого поступает металл, должно быть чуть выше литника и выпара на форме колокола, чтобы металл стекал в форму спокойно, без особого усилия. Размещение литейной формы в яме не только удобно с точки зрения простоты заливки металла, но и необходимо из соображений безопасности, так как были случаи прорыва формы металлом.

       После заливки должно пройти некоторое время для полного остывания колокола, после чего колокол поднимают из ямы при помощи крана, очищают внутреннюю и расчеканивают внешнюю поверхность. Здесь же, на заводе, готовые колокола проверяют на качество звучания.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

 


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов