Ныне, когда снят запрет с колокольного звона и светская власть способствует восстановлению порушенного и утраченного, с особой остротой воспринимается вопрос возрождения строгого, канонического церковно–звонарского искусства.

            Известно, что во время гонений на церковь уничтожали не только священников, но и церковнослужителей, в том числе и звонарей. Но со временем звоны воссоздавались, и зачастую священники были вынуждены благословлять заниматься колоколами случайных людей (алтарников, чтецов), порой не имевших понятия о способах и приемах традиционного церковного звона. Поэтому новоначальный звонарь должен усвоить одну важную вещь – не всякий даже очень старый звонарь есть непременный носитель духа и традиций лучших прежних исполнителей звонов.

       Если сравнить звоны прежних звонарей Богоявленского кафедрального собора или Федоровского собора, в Ярославле, со звоном московского Ново-Девичьего монастыря в исполнении Владимира Ивановича Машкова или со звоном Троице-Сергиевой Лавры под руководством игумена Михея, то становится ясной та пропасть, которая лежит между профессиональным исполнением, основанном на глубоком знании традиций церковного певческого и колокольного искусства и неумелом, однообразном исполнении самостийных попевок.

       Еще одна проблема возникает при ознакомлении с творчеством так называемых музейных музыкантов–ударников, исполняющих на совершенно случайно собранных колоколах композиции типа «Белая ночь», «Перистые облака», «Наваждение» и так далее. Вред, наносимый этой аудио-продукцией, тем более велик, что кассеты с этой музыкой, не имеющей ничего общего с церковью и исполняемой людьми не церковными, а иногда и атеистами, распространяются в храмах и церковных лавках. Увлечение подобной случайной звуковой продукцией весьма опасно для новоначального звонаря.

       В 1989 г. в Москве было основано Общество церковных звонарей, целью деятельности которого являлось объединение специалистов в области колокольного и звонарского дела. В рамках Общества действует школа звонарского мастерства, существующая при храме Христа Спасителя. Мы стремимся по крупицам собирать части некогда обширного пласта церковной культуры, помогать, обучать, а иногда и отстаивать чистоту церковного искусства от вредоносных влияний современного обмирщенного сознания.

       Началом начал в обучении колокольному звону мы считаем усвоение духа классических церковных звонов. Звонарь должен хорошо разбираться и в вопросах, связанных со звучанием традиционных, исторических колоколов, чтобы уметь отличить живой звук колокола от «гонгов» и «тамтамов», навязываемых ныне церкви под видом якобы древних бил. Лишь после того, как новоначальный звонарь усвоит, что, собственно он должен исполнять на колоколах, можно переходить к вопросам, связанным с прочими колокольными премудростями.

       Православному звонарю необходимо знать богослужебный Устав Русской Православной церкви, это позволит ему правильно понять, для чего в определенных местах церковной службы положен тот или иной вид звона. Время запрета колоколов в советские времена и тут сыграло свою отрицательную роль. Новоначальные звонари должны научиться хорошо различать характер звона и уметь исполнять звон в зависимости от каждого конкретного богослужения и праздника, которому это богослужение посвящено. Поняв, что колокольный звон – это не просто какие-то определенные ноты, сложенные в ритмическом рисунке, ученик должен почувствовать пение колокола, те звуки, которые сопровождают и продолжают его основной тон, и звонить, исходя из музыки колокола, который сам подскажет и ритм, и рисунок звона.

       Следующие два направления – это техника исполнения звона и принципы оборудования колокольни для звона. Если в результате прослушивания фонограмм классических звонов ученик обнаруживает понимание сути вопроса, то можно переходить к практическому изучению техники колокольного звона. Для этого в звонарском классе Общества церковных звонарей существует специальный тренажер, который в усложненном варианте представляет собой зазвонную трель и большой колокол. В условиях тренажера работа на мелких колоколах специально затруднена (колокола имеют большую, чем обычно, свободу перемещения).

       В результате периодических упражнений с наставником новоначальный звонарь достаточно быстро осваивает основные приемы звона на колоколах. Естественно, что степень подготовки направляемых для обучения весьма различна, и к каждому обучающему необходим индивидуальный подход. Если у кандидата полностью отсутствует чувство ритма, или наблюдается нарушение координации движений, то таковой слушатель имеет полную возможность применить себя в каком-либо другом виде церковного искусства. Ибо церковный звон – это внешний голос церкви, и православные прихожане в храмах лицезреют все виды церковных художеств во всем их благолепии, тогда как с высот церковных колоколен на многие сотни метров распространяются звуки, не всегда соответствующие своему предназначению.

       Вполне понятно, что обучение на тренажере не заменит живого общения с настоящими колоколами, и завершать обучение необходимо не действующей церковной колокольне. В результате изучения колокольного наследия прошлых лет, обнаружился удивительно действенный способ обучения на трельных (мелких) колоколах, который заключается в том, что ученик правой рукой берет связку веревок от трельных колоколов и полностью ослабляет руку, а наставник кладет ему руку на руку и водит ею, описывая фигуры трели. Такой способ обучения называется «снять звон с руки».

       Важно также почувствовать педальные (средние) колокола. Основной ошибкой учеников здесь является то, что, не ощущая момента соприкосновения языка с колоколом, ученик непременно старается дотянуть педаль до пола помоста. Звон на тяжелых колоколах также требует особого навыка потому, что по опыту прошлого известно: именно неумелые, чрезмерно сильные удары зачастую становились причиной разрушения колокола. Чрезмерное усердие здесь не только создает опасность для колокола, но искажает звучание – при слишком сильных ударах даже благозвучный колокол будет издавать хриплые призвуки и будет слышен лязг при ударе языка о край колокола.

       Зачастую, приобретая небольшой колокол, новоявленный звонарь, желая быть услышанным за десяток верст, так усердствует в ударении, что язык бывает совершенно расплющен и колокол скоро выходит из строя. Тогда как опыт учит, что колокол тем дальше слышан, чем дольше происходит благовест. Колокольный звон имеет одно важное свойство – наполнять, буквально напитывать собой окружающее пространство. И если одиночный удар даже самого большого колокола будет слышан лишь неподалеку, то длительный благовест разносится на многие километры. К примеру, ростовский колокол Сысой слышали за двадцать километров от города, а Большой Успенский колокол Московского Кремля узнавали за 30–35 километров. Важным вопросом обучения является развеска колоколов и проблема оборудования колокольни необходимым приспособлениями.

       Бытует мнение, что для звона надо лишь повесить колокола и привязать к языкам веревки, которые звонари прикручивают к локтям, коленкам и так далее. К сожалению, подобное приходится слышать даже от людей, именуемых себя кампанологами и специалистами. Надо отметить, что это далеко не так, но на протяжении десятилетий оттачивалась и совершенствовалась система звона, при которой каждый колокол от самого малого до благовестника имел свое строго определенное место и свой способ извлечения звука.

       Вопрос этот тем более важен, что одинаковых колоколен практически не бывает, каждая колокольня представляет собой уникальное архитектурное сооружение и первое, на что обращается внимание ученика, это сохранность архитектурного облика колокольни или звонницы. Звонарский помост должен быть выполнен из легких, ажурных металлоконструкций, не загромождающих пространство яруса звона. Звонарь должен уметь, при необходимости, составить хотя бы эскиз помоста и прочих приспособлений. Несмотря на то, что колокол, пожалуй, самый тяжелый инструмент, применяемый для извлечения звука, он требует к себе такого же чуткого отношения, как и всякий другой.

       Еще в начале ХХ века во многих изданиях, посвященных колоколам, указывалось, что колокол можно повредить при неправильной подвеске, чрезмерно сильно зажав его. По ходу обучения в нашей школе звонарского мастерства слушатель знакомится с общими принципами развески колоколов. Несмотря на разницу в архитектуре колоколен, развеска колоколов имеет множество общих черт. Например, низкие частоты тяжелых колоколов будут хорошо слышны и из центра колокольни, тогда как средние и мелкие колокола необходимо развешивать в арках колокольни. Подобных правил немного, но их непреложное исполнение гарантирует от серьезных ошибок в общем звучании колокольного ансамбля.

       После первоначального знакомства со звоном и его принципами звонарь может быть приглашен для дальнейшего совершенствования в искусстве звона на другие колокольни и звонницы, где у своих коллег можно воспринять что-то полезное для себя. Так, в Ярославле, вот уже на протяжении ряда лет действует Всероссийская колокольная ярмарка, на базе которой проводятся звонарские мастер–классы. Приезжающие на них звонари под руководством опытных и искусных профессионалов Общества церковных звонарей знакомятся с азами и осваивают тонкости колокольного мастерства. Во время обучения звонари посещают колокольни и звонницы Ярославля и Ростова Великого, получая редкую возможность проявить свое искусство на самых различных колокольных наборах.

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

 

 

 

 

 

 

 

См. также:
Коновалов И.В. Проблемы, возникающие при возобновлении звонов // Колокола и колокольни. М., 1994. С. 24–28.
С колоколами нужно обходиться бережно …  // Ярославские епархиальные ведомости. 1883. Часть неоф. С. 213–214.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов