*Для просмотра текста документа нажмите значок   , расположенный напротив его названия.

текст  1796 г., июль. Доношение соборных ключарей Александра Афанасьева и Антипы Иванова в Московскую Синодальную контору о дозволении поручить переливку разбитого колокола Немчин колокольни Ивана Великого содержателю московского колокололитейного завода Михаилу Ефимовичу Астраханцеву.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1796. Д. 94. Л. 1.

текст  1796 г., сентябрь. Доношение содержателя московского колокололитейного завода Михаила Ефимовича Астраханцева в Синодальную контору о согласии на собственный счет перелить разбитый колокол Немчин колокольни Ивана Великого Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1796. Д. 94. Л. 2.

текст  1797 г., 30 июля. Рапорт Московской Синодальной конторы в Синод об успешной переливке разбитого колокола Немчин Московского Кремля, совершенной содержателем московского колокольного завода Михаилом Ефимовичем Астраханцевым на его собственный счёт.

текст  1841 г. Дело о пении на колокольне Ивана Великого Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1841. Д  175. Л. 1–4.

текст  1885 г., 11 апреля. Заявление Николая Дмитриевича Финляндского в Московскую Синодальную контору по поводу возможности переливки колокола Реут Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 115–116 об.

текст  1885 г., июнь. Заявление Андрея Дмитриевича Самгина в Московскую Cинодальную контору по поводу возможности переплавки колокола Реут Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 133–136.

текст  1885 г., 27 июня. Заявление Ивана Порфирьевича Оловянишникова в Московскую синодальную контору по поводу возможности переплавки колокола Реут Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 141–142.

текст  1887 г., 7 июня. Письмо исполняющего должность прокурора Синодальной конторы Андрея Николаевича Шишкова обер-прокурору Константину Петровичу Победоносцеву о возможных вариантах разрешения проблемы исправления колокола Реут Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 307–308 об.

текст  1895 г. Инструкция должностных обязанностей сторожей и звонарей Успенского собора Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1894. Д. 159. Л. 3–3 об.; Музей «Московский Кремль»
ОРПГФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 85. Л. 140.

 1900 г. Дело о вымогательстве звонарями Московского Кремля денег с посетителей колокольни Ивана Великого.
Музей «Московский Кремль» ОРПГФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 81. Л. 66–67.

текст  1902 г. Дело об изготовлении особой формы для сторожей и звонарей Успенского собора Московского Кремля.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1902. Д. 130 Л. 1–1 об.

текст  1907 г., 30 июня. Прошение игуменьи Московского Вознесенского монастыря Евгении протоиерею Успенского собора Владимиру о разрешении сопровождать монастырские крестные ходы звоном колоколов Ивановской колокольни.
Музей «Московский Кремль» ОРПГФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 88. Л. 73(в)–73(в) об.

1796 г., июль. Доношение соборных ключарей Александра Афанасьева и Антипы Иванова в Московскую Синодальную контору о дозволении поручить переливку разбитого колокола Немчин колокольни Ивана Великого содержателю московского колокололитейного завода Михаилу Ефимовичу Астраханцеву

Святейшаго Правительствующаго Синода в Кантору Большаго Успенскаго собора ключарей Александра Афанасьева и Антипы Иванова

Доношение

      Означеннаго собора на Ивановской колоколне разбитой имеется колокол, называемой Немчин, без назначения, на нем весу, по примеру же близ ево висящаго двусотаго колокола надлежит быть и в нем столко же весу, как звонари на требование наше показали; по призыву же нашему колоколнаго заводу содержатель казанской купец Михайла Ефимов Астраханцов объявил за прелитие онаго колокола и приведение в тот же вес, какой в нем окажется, хотя бы более двусот пудов было, как он думает, с прибавкою его меди четыреста рублей, а с пуда по два рубля с прибавкою ж его меди и за повешение на прежнее онаго колокола место, но таковой суммы в означенном соборе не имеется.

      Того ради с дозволения синодалнаго члена онаго собора протоиерея Александра Георгиевича Левшина контора Святейшаго Синода сим на багорассмотрение благопочтенно и представляем.

Успенский ключарь Александр Афанасьев
Успенский ключарь Антип Иванов
Июля дня 1796 года.

      РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1796. Д. 94. Л. 1.

1796 г., сентябрь. Доношение содержателя московского колокололитейного завода Михаила Ефимовича Астраханцева в Синодальную контору о согласии на собственный счет перелить разбитый колокол Немчин колокольни Ивана Великого Московского Кремля

Святейшаго Правительствующаго Синода в Кантору Московскаго купца Михайла Ефимова сына Астраханцова, содержателя колоколнаго завода

Доношение

      На Ивановской Болшаго Успенскаго собора колоколне имеется разбитый колокол, называемой Немчин, котораго о перелитии онаго собора ключари в кантору Святейшаго Синода доношением представляли, с платежом за перелитие онаго колокола. Ныне же я, именованный, по усердию моему к оному первопрестолному Успения Божией Матери храму желание имею означенной колокол своим коштом с колоколни снять и при ключарях свесив, перелить в тот же вес, какой в нем окажется и на прежнее место подвесить. Того ради Контору Святейшаго Правительствующаго Синода прошу означенной колокол мне, Астраханцову, повелеть для перелития отдать.

Сентября … дня 1796 года.
К сему доношению московской купец Михайла Ефимов сын Астраханцов руку приложил.

      РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1796. Д. 94. Л. 2.

1797 г., 30 июля. Рапорт Московской Синодальной конторы в Синод об успешной переливке разбитого колокола Немчин Московского Кремля, совершенной содержателем московского колокольного завода Михаилом Ефимовичем Астраханцевым на его собственный счёт

Святейшему Правительствующему Синоду Московской Святейшаго Синода Канторы

Репорт

       Указом из Святейшаго Правительствующаго Синода прошедшаго 1796 года октября от 22 дня последовавшим на доношение сея Канторы велено: имевшейся на Ивановской колоколне разбитой колокол, называемой Немчин колокольнаго завода содержателю Московскому купцу Михайле Астраханцову по его к соборному храму Успения Пресвятыя Богоматери усердию собственным Его Астраханцова коштом перелить соответственно условию его в тот же вес, какой в нем по снятии с колоколни окажется дозволить; и по исполнении сего репортовать во известие Святейшему Синоду.

       Вследствие сего в должном исполнении того ж 796 года ноября 10-го числа от Конторы предписано было Синодальному члену Успенскаго собора протоиерею с ключарями, которыя ключари сего июля 17-го дня репортовали, что означенной колокол Немчин колокольнаго завода содержателем Астраханцовым перелит и на прежнее ево место повешен.

       Весу в разбитом колоколе было двести пуд десять фунтов, а в новом оказалось сто девяносто девять пуд дватцать пять фунтов, следовательно, и не достает в прежний вес дватцать пять фунтов. Сей недостаток, в разсуждении небольшаго его количества, Святейшаго Синода Конторою определено оставить без внимания. О чем за известие Святейшему Синоду его Контора сим и репортует.

Донской архимандрит Иоакинф Карпинский.
Секретарь Петр Иванов.
Июля 30 дня 1797 года.

       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1796. Д. 94. Л. 13-13 об.

        1841 г. Дело о пении на Ивановской колокольне

        В делах синодальной конторы сохранилось разбирательство не совсем обычного происшествия, случившегося на Ивановской колокольне 31 июля 1841 г. В тот летний день на звонницу поднялся некий чиновник со своими друзьями, которые, встав рядом с большим колоколом, вдруг начали громко петь. Сопровождавший звонарь, испугавшись, начал было их останавливать, но его не слушали. Вызвали соборного священника, которому нарушители спокойствия заявили, что они «певцы с Пиринейских гор» и пообещали на днях снова вернуться на колокольню для очередной спевки. Разумеется, веселая компания не сдержала своего слова, и других попыток развлечься подобным образом не предприняла, но выводы из этого инцидента были сделаны. Данный случай, получивший огласку, разбирался на заседании Московской синодальной конторы, после чего дежурным звонарям был отдан приказ: впредь при сопровождении посетителей быть более внимательными и осмотрительными .

1841 г., 4 августа. Выписка из журнала Московской синодальной конторы

       1841-го года августа 4-го дня в журнале Московской Святейшаго Синода Конторы за № 18 записано:
       Рапорт Успенскаго Протопресвитера Василия Ивановича Платонова, при коем предоставляет на благоусмотрение Конторы полученное им от Сакеллария Успенскаго собора Александра Попова доношение о случившемся на Ивановской колокольне 31-го числа минувшаго июля нижеследующем произшествии:
       Означеннаго числа, в три часа по полудни какой-то чиновник, как видно по мундиру, сказавшийся присланным от военнаго Генерал Губернатора, приведши с собою каких-то людей на Ивановскую колокольню, требовал посмотреть, коего дежурные звонари Иван Прохоров и Иван Матвеев и пропустили с провожавшим их звонарем. Осмотревши колокольню, они, подошед к большому колоколу, начали что-то петь, а звонарь начал их останавливать, но чиновник оный говорил, чтобы он не препятствовал петь, говоря что он с ними прислан от военнаго Генерал Губернатора; почему звонарь Николай Леонтьев тот час побежал к нему, Сакелларию, в квартиру и сказал, что какие-то люди, взошедши на колокольню посмотреть, что-то поют; почему он, Сакелларий, немедленно поспешил на колокольню, между тем как они уже петь перестали, а чиновник оный начал говорить Сакелларию, почему звонари запрещают им петь, ибо они присланы от военнаго Генерал Губернатора спеваться и сказал, что он придет с сими людьми завтра или послезавтра, то есть сего августа 1-го или 2-го числа часу во втором по полудни, коих он назвал певцами с Пиринейских гор, и они будут петь; но Сакелларий сказал сему чиновнику, что здесь петь не место, и что сего допустить никак не смеет без предписания от своего начальства, а естли это нужно, то пусть просят на бумаге Контору Святейшаго Синода, каковый чиновник с певцами оными тотчас сошел с колокольни.
       Приказали: Рапорт с доношение принять к сведению, а Сакеллариям Успенскаго собора предписать указом, чтоб они в предотвращение подобных произшествий вменили звонарям Ивановской колокольни в обязанность пускать на оную людей, пришедших в значительном количестве, осмотрительно и при значительном их самих числе.
       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1841. Д  175. Л. 1–4.

       1885 г., 11 апреля. Заявление Николая Дмитриевича Финляндского в Московкую Синодальную контору по поводу возможности переплавки колокола Реут Московского Кремля

       В Московскую Святейшаго Синода Контору колокольнолитейнаго заводчика Потомственнаго Почетнаго Гражданина Николая Дмитриевича Финляндскаго

Заявление

       Согласно сделанных мне 4-го сего Апреля в заседании Конторы Святейшаго Синода вопросов относительно переливки поврежденнаго колокола Реут, находящагося на Ивановской колокольне в Москве, сим имею честь заявить следующее:
       1. Если будет благоугодно Святейшему Синоду поручить мне переливку колокола Реут, то я могу взять цену по 10 рублей серебром с каждаго пуда, который окажется по свешании колокола Реут, в одной цене имеют быть за мой счет весь угар, который должен быть при переливке и добавке должнаго количества олова, которое неминуемо потребуется; т.е. я обязан дать во вновь отлитом колоколе тот же вес, какой будет принят в колоколе Реут с платою мне по десяти рублей за пуд, без всякой утраты веса колокола Реут для Синода. За ту же означенную цену я обязан спустить поврежденный колокол Реут с колокольни моими канатами, блоками и проч. инструментами, под наблюдением моих мастеров, разбить и перевести из Кремля на завод, а так же доставить вновь отлитый колокол в Кремль по зимнему пути и поднять оной на колокольню.
       2. Устройство лесов, как для спуска стараго колокола с колокольни, так и поднятие новаго на оную, устройство балок и всех железных укреплений для подвешивания колокола на колокольню, рабочий народ или временная сила при снятии и подъеме колоколов и прочия при этом приспособления к моей обязанности не относятся и должны быть за счет Конторы Святейшаго Синода и в вышеозначенную цену не входят, и за прочность устройства я не отвечаю.
       3. Вновь отлитый колокол не может выдти обязательно в тот же вес, какой находится в колоколе Реут и легко выйдет на 10% более или менее: в первом случае за излишний вес, сколько таковаго окажется, следует получить мне от Конторы Синода по 22 рубля 50 коп. за каждый пуд; при втором, за недостаточный вес колокола Реут вычитается с меня из заработанной платы по 12 руб. за пуд.
       4. Добавочная медь, как для колокола на угар, так и излишка на осадку в желобах – должна быть красная или штыковая заводов Пашкова или Демидова и английское олово Банка.
       5. Новый колокол может быть отлит и отделан в течении восьми месяцев со дня заказа, при чем для скорейшаго определения его веса необходимо знать вес поврежденнаго колокола Реут, которой следует снять с колокольни, разбить и свешать на месте в Кремле одновременно с заказом колокола новаго.
       6. Рисунки орнаментов и изображений для новаго колокола я имею представить Конторе Синода для выбора, если же Синоду благоугодно будет дать рисунки свои, то цена работы в том случае будет увеличена от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. на пуд против означенной цены и даже более, смотря по сложности рисунка и стоимости изготовления по оному нарочно форм и моделей.
       7. Соображаясь с тяжестью колокола, легко может произойти и неудача в отливке, то для вторичной переливки колокола потребно пять месяцев.
       8. Согласно моего словеснаго заявления 4 апреля сего года в заседании Конторы Синода, имею присовокупить, что при благополучной с Божиею помощию, отливке колокола с одного раза, я понижаю цену на 3 рубля на каждый пуд переливки Реута, в противном же случае, чего Боже сохрани, будет отливка неудачная, т.е. не с одного раза, то цена должна быть оставлена назначенная, именно по десяти рублей с пуда.
Если Святейшему Синоду благоугодно будет иметь мои личныя объяснения и подробности по этому делу, то я могу явиться в Петербурге по первому требованию.
              Колокольнолитейный заводчик Потомственный Почетный Гражданин Николай Дмитриевич Финляндский.
       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 115–116 об.

       Опубликовано: Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокол Реут Московского Кремля в последней четверти XIX в. // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 107–109.

       1885 г., июнь. Заявление Андрея Дмитриевича Самгина в Московскую синодальную контору по поводу возможности переплавки колокола Реут Московского Кремля

       В Московскую Контору Святейшаго Синода Потомственного Почетного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина

Заявление

       По приглашению Конторы Святейшаго Синода мною, через сына моего, мастера Николая Андреевича Самгина, колокольного мастера моего Акима Воробьева и плотничной артели десятника Панкратия Степанова, было сделано изследование колокола Реут и укреплений, на которых он висит, так как сам я, по причине болезни моей, на колокольню входить не могу. Выслушав их заявления и разсмотрев чертежи, сделанныя для меня сыном моим, я узнал:
       1) что на колоколе Реут из числа бывших восьми коленцев (ушей) четыре отломаны, вероятно, при падении колокола, а из числа остальных четырех - два не представляют гарантии для поддержки колокола, так как одно из них совершенно отстало от верхней части колокола, к которой оно примыкало, а другое дало трещину и вскоре тоже отстанет, и что колокол поддерживает почти только с одной стороны прочно сделанными приспособлениями, продеты через сковороду (ту часть колокола, которая находится непосредственно ниже ушей) и на болте, проведенном через часть колокола, к которой примыкают уши сбоку;
       2) что железные хомуты (подвески), хотя и надежны, но не лишним было бы сделать их в виду большей безопасности, из полос железа несколько более широких, хотя бы для того пришлось несколько (приблизительно на 3/4 вершка на сторону) удлинить болты;
       3) что болт, проведенный через верхнюю часть колокола, вероятно, проходит через железную петлю, а не сверх ея, так как он находится на разстоянии приблизительно 1 1/2 вершка выше сковороды и теперь, по крайней мере, голова петли большаго колокола пропускается кверху выше, чем на 1 1/2 вершка; изследовать же прохождение или непрохождение болта через петлю возможно, только вынувши болт; но в изследовании там, впрочем, особой надобности не представляется;
       4) что сковорода колокола (плоскость, к которой примыкают уши) не представляет никакой опасности прорваться, так как, хотя и тяжеловесен, и толст в стенках колокол, но соразмерно тому толста и сковорода, и что если бы сковорода была бы ненадежна, то после просверки ея в 1855, а может быть, в 1813 году, оказалась бы трещина около болта, сквозь ея проведеннаго, чего не заметно;
       5) что балка, на которой висит колокол, представляется надежною, но, принимая во внимание тридцатилетнюю давность ея вложения, не будет лишним укрепить ея железными шпренгелями.
       Затем имею честь представить на усмотрение Конторы Святейшаго Синода следующее заключение мое.
       1) Колокол переливать не представляется никакой надобности; вполне достаточно с другой стороны его, противоположной той, с которой уже сделаны укрепления, сделать такия же; то есть просверлить сковороду и провести через нее железныя подвески, а два ненужныя коленца, хотя и отбить, все равно. Примером прочности и солидности такого рода приспособлений можно привести находящийся в Троице-Сергиевской Лавре 1300 пудовый колокол, назвающийся «Корноухий», отлитый без ушей и, следовательно, без верхней части, который много более, нежели сто лет висит на железных подспорьях, проведенных через просверленную сковороду.
       2) Если г. Архитектор найдет нужным, то подпереть балку железными шпренгелями и для хомутов употребить железо несколько шире того, на котором колокол висит. Последнее мнение я позволил себе высказать только потому, что я имел честь быть приглашенным осмотреть укрепления подвески, но не позволяю себе в этом деле противоречить архитектору, в данном случае более меня сведущему. Одно могу сказать, как колокольный заводчик, что если брусья будут сделаны железные, то нужно, что бы поверх лежал деревянный брус, так как железные хомуты во время звона при трении о железную балку будут непременно звякать и, следовательно, вредить тону колокола; и что колокол должен быть подвешен так, что бы при звоне он имел качку, иначе звук, при недостаточных условиях для вибрации его, будет много терять и колокол, не имеющий качки во время звона, то есть уклона от удара, может преждевременно разбиться.
       Просверление же сковороды и введение туда железных подмог ни малейшим образом на звон не повлияют, так как вибрация звука в колоколе оканчивается много ниже сковороды – именно на изгибе плеча. За тем, не полагаясь вполне на себя по вопросу о просверлении сковороды я, с согласия Его Превосходительства г. Прокурора Конторы Святейшаго Синода, пригласил для осмотра колокола и подачи мнения Густава Листа, хорошо знающаго технику механическо-слесарного дела, который и будет иметь честь подать свое мнение.
       Если я посильными сообщениями и советами мог принести пользу и сохранить если не древний, то все-таки давний памятник Москвы и избавить Святейший Синод от ненужной затраты, то я сочту себя счастливым; сам же я от дальнейшаго вмешательства в это дело отказываюсь, так как крайне разстроенное здоровье мое вынуждает неотложный отъезд мой за границу на довольно продолжительное время, да при том же г. Лист или другой механик-слесарь будет в деле укрепления колокола много компетентнее меня. Относительно вопроса достаточно ли положено олова в колокол Реут, могу сказать только то, что при взгляде на окислившуюся поверхность его, ни один колокольный заводчик и ни один профессор металлургии не могут определить этого; нужно видеть не поверхность, а излом, чтобы сказать, да и то приблизительно, доложено, переложено или положено сколько следует олова; для точного же определения процентнаго отношения металлов в сплаве, нужно сделать химический количественный анализ в лаборатории.
       Не лишним считаю при том сообщить, что в продолжение 102-летнего содержания нами завода, нам случалось переливать старые колокола, много раз, и в большинстве случаев встречалась не недокладка, а перекладка олова, в особенности, в колокола заводчика Слизова.
       За тем, если Святейшему Синоду угодно будет назначить переливку или перемену колокола, то я имею честь заявить, что если бы у меня были приспособления для колокола такого веса, то есть печь, весы и канаты, то я назначил бы такие условия. За переливку, принимая во внимание обыкновенную цену переливки 4 руб., за провоз стараго в завод, разбивши его предварительно в Кремле, и за провоз новаго в Кремль по зимнему пути – 1; и за изысканную орнаментировку – 1; всего за переливку шесть рублей; в случае же неудачи отливки, чего, впрочем, на заводе Самгиных, не случалось, вместо шести руб. – десять руб. с пуда. За отливку из новых металлов по существующей теперь цене 18 руб., что, прибавив 1 руб. за привоз стараго и новаго колоколов, 1 руб. за орнаментировку и 1 руб. % на затраченный при покупке новых металлов капитал, составит дватцать один рубль; а в случае необходимости переливки 25 руб. Старый колокол можно принять по двенадцати руб. за пуд, исключая из веса онаго железную петлю, которую тоже следует исключить из веса новаго колокола, поставив последнюю в одну цену с языком, то есть по десяти руб. за пуд. Народ, нужный для спуска и подъема колоколов и лес, нужный при этом, не должен быть отнесен на счет заводчика. Разница недостатка или перевеса колокола должно равняться 10% выше и 10% ниже назначеннаго веса. Время изготовления колокола должно быть восемь месяцев со дня заказа.
       Но так как имеющияся у меня весы могут свесить колокол не свыше 1000 пуд., а весы для 2000 пуд. груза, по сделанной мною у г. Листа справке, стоят 4000 руб., канат для подъема 2000 пуд. на Ивановскую колокольню будут стоить 1500 руб. и переделка печи, вмещающей на заводе моем 1200 пуд., и переустройство литейной ямы будут стоить, по меньшей мере, 2500 руб., т.е. по 4 руб. на пуд сверх назначенных мною цен. У заводчика же г. Финляндского, по случаю отливка им ко храму Христа Спасителя колоколов, имеется и печь, и канаты, и весы на 2000 пуд. колокол; то я, не желая показаться неблаговидно, от подрядной конкуренции с ним отказываюсь.
              Владелец колокольно-литейного завода Потомственный Почетный Гражданин временно Московской 2-й гильдии купец А. Самгин.
       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 133–136.

       Опубликовано: Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокол Реут Московского Кремля в последней четверти XIX в. // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 109–113.

       1885 г., 27 июня. Заявление Ивана Порфирьевича Оловянишникова в Московскую синодальную контору по поводу возможности переплавки колокола Реут Московского Кремля

       В контору Святейшаго Синода в Москве от Колоколо-Литейнаго Завода в г. Ярославле, торгующаго под фирмою «П.И. Оловянишникова сыновья»
       Вследствие приглашения Господина Прокурора Московской Святейшаго Синода Конторы 1-е) осмотреть на Ивановской колокольне Колокол «Реут» 2000 п., как опасновисящий и 2-е) стоимости его преливки или отливки новаго.
       На первое я имею честь заявить: 5-го июня я осматривал Колокол «Реут» с людьми моего завода, знающих практически подвеску и укрепление колоколов. (При) тщательном осмотре укрепления, пришли к такому заключению, что колокол укреплен хорошо и нет опасности для продолжения его звона; но что бы с моей стороны не было ошибки, я осмотрел Колокол «Реут» второй раз 6-го июня с людьми, которыя могли бы определить с научной стороны прочность укрепления, для чего были приглашены инженеры г.г. Трунин Павел Викторович, член Управы, и инженер Попов Михаил Александрович. При строгом обсуждении Колокола «Реута» пришли к одинаковому со мной заключению, что Колокол «Реут» висит прочно и при настоящем укреплении не угрожает опасности для продолжения его звона.
       2-е) Переливку вышеозначеннаго «колокола «Реута» я, Торговый Дом П.И. Оловянишникова сыновья, не принимаю, а имею честь предложить Конторе Святейшаго Синода вылить из новой штыковой меди завода Демидова и олова «Банка», а изполнение заказа таковаго буду я считать для себя за особую честь, которой и обязываюсь исполнить на собственном заводе в г. Ярославле. Изображение Св. Икон, Портреты и Арнаменты поставить по рисункам, какия будут даны Конторою Святейшаго Синода, ценою за пуд по двадцати однаго рубля с доставкою к Ивановской колокольни; нужныя для поднятия его канаты и блоки я обязан дать. Старой же Колокол «Реут» я принимаю в цену по одиннадцати рублей за пуд.
       За тем, имею честь присовокупить, сто настоящий Колокол «Реут» весом должен быть много менее 2000 пуд, как об этом говорится. Настоящая цена, назначенная мною, обязательна для меня до 1 сентября.
              Потомственный Почетный гражданин Иван Порфирьевич Оловянишников, торгующий под фирмою П.И. Оловянишникова сыновья.
27 июня 1885 года.
       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 141–142.

       Опубликовано: Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокол Реут Московского Кремля в последней четверти XIX в. // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 113–114.

       1887 г., 7 июня. Письмо исполняющего должность прокурора Синодальной конторы Андрея Николаевича Шишкова обер-прокурору Синода Константину Петровичу Победоносцеву о вариантах разрешения проблемы исправления колокола Реут Московского Кремля

   Июня 7 дня 1887 года.
        Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь Константин Петрович.
       В настоящее время Попов уже производит на Ивановской колокольне работу по перевеске Царь колокола, так как члены комиссии технически разных ведомств пришли к соглашению, как и что сделать. Надо надеяться, что по милости Божией, все окончится благополучно и прочность подвески Царя колокола надолго будет обезпечена.
Затем возбуждается вопрос о колоколе Реут. Колокол этот весит 2000 пуд и вылит весьма неискусно. Форма его неправильная и он настолько толст, что два раза упав с подвески, он каждый раз проламывал все своды, уничтожая все, встречавшееся по пути, сам же оставаясь невредим; что же касается до ушей, на коих он подвешен, то из них сохранилась лишь половина, а отломавшияся заменены железными болтами, пропущенными сквозь верхнее дно колокола. При этом оставшиеся не надежны, ибо имеют раковины, пленки и т.д. В настоящем виде, по мнению техников, колокол этот употреблять в дело опасно, а поэтому под него подведена платформа, поддерживающая его.
       При этом вопрос о том, что с ним делать, решается различно: одни, как известный колокольный заводчик Финляндский советует его перелить, так как переливка испорченных колоколов не затрагивает каких-либо суеверных народных поверий, но составляет весьма обычное явление, хотя, по преимуществу, исполняется потомками лица, пожертвовавшаго тот колокол. При том из заключающейся в колоколе Реут меди, с добавкою металлов лишь в количестве, потребном для приведения состава колокола до установленной до сего рода сплавов пропорции (колокольный металл), можно вылить колокол, коего звук будет более громок и приятен, чем настоящаго. Стоимость этой работы, считая снятие колокола с колокольни, перевозка его до завода, разбивка его и по изготовлении, вновь поднятие и подвеска, могут, в общем, обойтись около 20.000 рублей. На новом колоколе может быть возобновлена прежняя надпись, что оный вылит при Царе Михаиле Федоровиче, также изображено и Высочайшее имя ныне благополучно царствующаго Его благочестиваго потомка.
       Другие советуют сохранить колокол как древность, поставив его на пьедестал или у подножия колокольни близ большаго колокола, или где-либо в другом месте, а для употребления отлить новый – что обойдется до 45.000 рублей.
       Наконец, некоторые уверяют (колокольныя заводчики Оловянишников, Самгин и Техническое Общество), что есть возможность, отбив остальныя уши колокола, повесить его на введенном внутрь его стальном кольце, от коего, сквозь верхнее дно колокола, были протянуты к подвесным балкам железные болты. Последний способ наиболее дешев, хотя и не всеми одобряемый. Некоторые техники находят, что так как форма колокола цилиндрическая, без обычнаго сужения верхней части его, то кольцо это подойдет вплоть к верхнему дну колокола, так что весь вес колокола и различныя силы, возбуждающияся при качании столь тяжелой массы при звоне в нем, будут напирать на верхнее дно с таким напряжением, что трудно поручиться, что бы оно не оторвалось. В точности же исчислить сопротивление металла затруднительно и рискованно. По всем сим причинам я позволяю себе придти к заключению, что наиболее целесообразным оказывается первое предложение, именно: перелить Реут, сохранив за ним прежнее название и надписи, ходатайствовать пред Его Императорским Величеством, не благоугодно ли будет ему повелеть произвести эти работы на средства Государства или вполне, или, если будут допущены на дело это пожертвования частных лиц и собранных денег окажется недостаточно, то восполнить сколько потребуется.
       Предварительно же имею честь почтительно испрашивать указаний, какое дать направление делу этому [На черновике доношения в этом месте имеется приписка: «для соответствующих с моей стороны по сему действий»]
       С глубочайшим уважением и преданностию, имею честь быть Вашего Высокопревосходительства почтительным слугою
                     А. Шишков.
       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1883. Д. 40. Л. 307–308 об.

       Опубликовано: Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокол Реут Московского Кремля в последней четверти XIX в. // VII научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 114–116.

       Инструкция для сторожей и звонарей Успенского собора Московского Кремля 1895 года

       Инструкция для сторожей и звонарей Успенского собора, разработанная в 1894 – начале 1895 гг., была утверждена на заседании Московской Синодальной конторы 14 марта 1895 г. В сопровождавших документах особо подчеркивалось: «Московская Св.   Синода Контора имели суждение о преподании инструкции сторожам Большаго Успенскаго собора и звонарям Ивановской колокольни для упорядочения деятельности сих служителей и установления мер взыскания в случае их неисправности».

       1895 г. Инструкция для сторожей Большого Успенского Собора

       1. По штату при Большом Успенском соборе состоят десять сторожей.

       2. Сторожа собора избираются Старостой онаго и определяются Протопресвитером. Ближайшим их начальником является старший Сакелларий.

       3. Для удобства при дежурствах и надзора за порядком в Соборе существуют сторожевые посты, числом шесть, порядок которых следующий: первый в приделе св. апостолов Петра и Павла; второй у Владимирский иконы; третий у иконы Спасителя с правой стороны у царских врат; четвертый у икон Успения Божией Матери при правом клиросе; пятый в западном шатре при Плащанице; шестой у раки Святителя Ионы; седьмой и осьмой посты при свечных ящиках постоянно занимаются одними и теми же сторожами; на вышеуказанных же шести дежурные чередуются понедельно. Один из сторожей, сдавши пост в приделе, считается рассыльным, а другой, отстоявший у мощей святителя Ионы, делается алтарным (которого на время поездок со святынею заменяет сторож, стоящий на четвертом посту у св. иконы Успения Божией Матери при правом клиросе).

       4. Сторожа разделяются на:
а) очередных, остающихся в Соборе во все время его открытия, за час до утрени до закрытия по окончании вечерни, при чем постовые № 1 и 2 остаются безсменно, 5 и 3 меняются с 6 и 4;

б) свободных, обрегающих свои посты только во время Богослужений, к последним принадлежат Спасский и Ионинский. По оставлении собора свободными сторожами, чередные охраняют все посты без исключения. Все сторожа обязаны являться в Собор за час до благовеста к Богослужению.

       5. Заняв свой пост, сторож обязан следить за целостию церковно-богослужебных предметов, входящих в круг его поста, их исправностию и чистотою, при чем он отвечает за всякую неисправность, которая будет замечена в пределах его поста. Так, каждый сторож на своем посту обязан зажечь свечи и лампады, равно и погасить их в свое время, очищать подсвечники от воска и т. под.; при смене постовых по окончании недели все имущество, входящее в пределы поста, должно быть сдаваемо в полной чистоте и исправности.

       6. Постовые № 1 и 2 исключительно охраняют свои посты, следя за порядком при поклонении богомольцев святыне, и считаются свободными от других обязанностей по Собору. Постовой № 3 подготовляет к архиерейскому служению ковры и кафедру, № 4 по окончании службы убирает приготовленное, этими же постовыми приготовляется все необходимое для пения братии: скамейка, аналой и проч. В страстную седмицу № 3 и 4 приготовляют все необходимое для служения на средине Собора; в течение всего года аналой для Евангелия выносит из алтаря и поставляет на солее и принимает обратно постовой № 3, он же вместе с № 4 исполняет разныя мелкия слуги при Богослужении. Во время митрополичьих служений большую кафедру приготовляют постовые № 5 и 6, они же постилают ковры для встречи митрополита и архиереев в зимнее время; а в летнее время то же выполняет рассыльный.

       Примечание. Когда Икона Владимирская износится в крестных ходах, стоящий при ней постовой сопровождает икону в ходе, следит за ее сохранностью и осторожным с ней обращением, его место у списка иконы занимает сторож № 3. В крестном ходе вокруг Кремля при иконе Благовещения идет Успенский постовой.

       7. Из четырех постоянных дежурных в соборе один считается дневальным, его обязанность – после вечерни осмотреть весь собор и принять сторожевые посты; в случае неисправностей и нечистоты на них и вообще каких-либо опущений, обязанность дневальнаго донести о том начальству. В присутствии Сакеллария он отпирает и запирает Собор, относит ключи в палатку, помещает в шкаф, запирает и печатает его, а печать передает Сакелларию. Дневальный отвечает за целость соборного имущества в течение ночи; отпирая собор, он обязан тщательно осмотреть его; дневальной ночует в палатке при ключах, следит за целостию печати на ящиках и будит священно-церковно-служителей к службе.

       Примечание 1. Придельный и Владимирский сторож, а также свечники встают к утрени поочередно.

       Примечание 2. Порядок дневальства начиная с вечера субботы идет в порядке постов: с субботы на воскресенье состоит дневальным постовой № 1, с воскресенья на понедельник – № 2 и т.д.; с вечера пятницы до вечера субботы исполняют обязанности дневальных поочередно свечники.

       8. Разсыльный обязан исполнять приказания Сакеллария по части нарядов к архиерейскому или иному торжественному Богослужению и управлять звоном.

       Примечание. Разсыльный не встает к утрени, кроме Пасхальной и Успенской седьмиц; вместо него за утреней управляет звоном постовой № 5.

       9. Алтарный сторож имеет обязанностью помогать пономарям в соблюдении чистоты в алтаре, приносить воду, угли, поддерживать жаровню, помогать в уборке облачений и проч., он же нанимает карету для поездок со святынею по приглашению.

       Примечание. В малых и больших крестных ходах разсыльный и алтарный сторожа, состоя в распоряжении Сакеллария, исполняют его приказания.

       10. Обязанность двух сторожей при палатке поочередно караулить Собор в течение ночи; они отвечают за наружную сохранность Собора, как дневальный за внутреннюю.

       11. Заправка паникадил совершается во вне богослужебное время и лежит на обязанности всех сторожей, не занимающих постов.

       12. В случае неисправности или неблагоприличнаго поведения, по докладу о том Сакеллария, виновные назначаются к исполнению звонарских обязанностей при Ивановской колокольне, распоряжением Протопресвитера, на срок по его усмотрению.
       Музей «Московский Кремль» ОРПГФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 85. Л. 140.

       1895 г. Инструкция для звонарей колокольни Ивана Великого Московского Кремля

       1. По штату Большаго Успенскаго Собора при Ивановской колокольне состоит 16 звонарей. Звонари избираются соборным старостой и определяются Протопресвитером Собора. Ближайшее наблюдение за звонарями принадлежит соборному старосте. Один из звонарей по избранию старосты Собора и на отчет перед ним заведует продажей свеч в Николо-Гостунском храме.

       2. Обязанность звонарей состоит в совершении звона, который должен начинаться немедленно, после того, как дан будет знак постовым сторожем Успенскаго собора посредством ясака.

       В воскресные и будничные дни звонари становятся к звону по четыре человека, неизменно соблюдая очередь, в праздник звон исполняет 11 человек, при чем одна половина сменяет другую; а в торжественные дни звонят все 15 человек, то же соблюдается и в двунадесятые праздники. При торжественном звоне у Большаго колокола стоят 4 человека, у Реута 2, у Воскреснаго 2, в первом ярусе 6, в третьем 2.

       Для звона при выходах Государя Императора в Успенский Собор, сверх существующих звонарей приглашаются посторонние лица.

       3. У входа на Ивановскую колокольню ежедневно дежурят трое звонарей, которые сопровождают посетителей колокольни, не требуя за сие никакой платы; для доброхотных же даяний посетителей Ивановской колокольни в пользу звонарей существует кружка, которая ежемесячно делится межу наличным составом звонарей, при чем раздел утверждается Протопресвитером, который имеет право увеличивать часть исправных и уменьшать часть неисправных.

       4. В случае неисправности или неблагоприличнаго поведения звонарей по докладе о том соборнаго подстаросты виновные назначаются Протопресвитером собора к звону вне очереди на срок до его усмотрения.
       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1894. Д. 159. Л. 3–3 об.

       Опубликовано: Виденеева А.Е., Коновалов И.В. О доступе посетителей на колокольню Ивана Великого Московского Кремля в XVIII–XIX  веках // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 167.

       Дело о вымогательстве звонарями Московского Кремля денег с посетителей колокольни Ивана Великого 1900 г.

         20 марта 1900 г. на заседании Московской синодальной конторы расматривалось заявление прапорщика запаса Федора Щукина о вымогательстве у него денег и оскорблении его достоинства звонарем Валерианом Кирьяковым. В целях предупреждения подобных неприятностей, прокурор конторы разработал для звонарей инструкцию, которая регламентировала их поведение во время дежурств на колокольне. В двух словах суть этих правил заключалась в следующем: с посетителей Ивановской колокольни звонари вознаграждения требовать не должны и отказывать им в сопровождении на колокольню не имеют права. Расписание дежурных звонарей помещается на видном месте, для того, чтобы посетители могли знать, к кому предъявлять претензии. Звонарскому старосте поручался контроль за поведением дежурных. Настоятель собора с сакеллариями должны рассматривать все жалобы, поступающие на звонарей и должным образом наказывать провинившихся «на первый раз вычетами жалованья в пользу собора, а при повторении проступков, увольнением виновных». Звонарь Валериан Кирьяков, чье поведение вызвало столь основательное разбирательство, понес заслуженное наказание.

     1900 г., 20 марта. Выписка из протокола заседания Московской синодальной конторы

       Московская Святейшаго Правительствующаго Синода Контора слушали:

       1) Жалобу прапорщика запаса Федора Щукина, в которой изложено:
       6 сего марта Щукин, вместе с одним приезжим лицом возымел намерение осмотреть Ивановскую колокольню и отправился для этой цели в Кремль. Придя в притвор вышеназванной колокольни, был остановлен грубым окриком положить что-либо звонарям в кружку. Безпрекословно исполняя это приказание, Щукин подошел к кружке, стоящей на видном месте и хотел опустить туда гривенник, предполагая, что эта монета удовлетворит просившаго, но отпустить монету не пришлось, звонарь закрыл рукой кружку и потребовал показать ему, какую монету опускает Щукин. Увидя гривенник, он возмутительным тоном заявил, что мало, и за двоих никак не меньше двугривенного взять нельзя. Когда же Щукин полюбопытствовал о причине такого вздорожания, то получил столь дерзкие ответы, что в прошении из чувства благопристойности, привести не может. И когда Щукин все-таки не пожелал платить больше, то был буквально осыпан целым потоком таких отборных издевательств и насмешек, что принужден был постепенно удалиться и долго еще звонарь кричал им вслед, что «солдат с кухаркой платит больше, чем ты, барин с барыней». Точно такое же вымогательство было со знакомым Щукина три недели тому назад.

       2) Рапорт секретаря Конторы Дорофеева, производившаго по поручению г. прокурора расследование по этой жалобе. В рапорте изложено:
       По опросе звонарскаго старосты Лаврова и звонарей, дежуривших 6 марта, когда происходил заявленный г. Щукиным случай, оказалось, что в тот день ничего подобнаго не было, а накануне, в воскресенье, 5-го, звонарь Валериан Андреев Кирьяков действительно спорил с одним из посетителей колокольни, молодым человеком, который был с дамою, по поводу того, что тот хотел положить в кружку только 10 коп. Спрошенный по сему оговору Кирьяков объяснил, что такого случая, бывшаго в воскресенье 5-го, он не помнит, но что весьма возможно, он и был.
       Обыкновенно все звонари, в том числе и староста, прежде допуска посетителей на колокольню, требуют от них пожертвования в кружку, следя при том за тем, какую именно монету опустит посетитель. Делается это в виду того, что некоторые посетители опускают в кружку пуговицы и иностранныя медныя монеты. Когда опускаемая монета звонарю покажется недостаточной, то обычно начинаются споры, происходят они очень часто, как секретарь убедился из не раз заявлявшихся в канцелярию Конторы посетителями колокольни жалоб.
Настаивая на увеличении жертвуемой в кружку суммы, каждый звонарь радеет об интересах не только лично своих, но и товарищей по дежурству. Последних ежегодно бывает по два: с 8–3 час. дня и с 4–6 час. вечера дежурят трое дневальных, а с 3–4 час. вечера пятеро звоновых, в число которых всегда входит староста. Кружка делится три раза в день между участниками каждаго дежурства, которые и соревнуют между собою всякими способами об увеличении сбора.
       Выставленное над кружкой печатное объявление о бесплатном пропуске посетителей на колокольню уничтожено во время ремонта колокольни в 1895–1897 годах.

       3) Предложение г. прокурора о том, что в виду неоднократно поступавших жалоб на вымогательства звонарями денег с посетителей колокольни, необходимо издать инструкцию для звонарей, которую выставить на видном месте при входе на колокольню. Проект этой инструкции г. прокурором предложен в следующем виде:

       1. С посетителей Ивановской колокольни звонари вознаграждения требовать не должны, отказывать в сопровождении посетителей на колокольню звонари не имеют права.

       2. Для доброхотных пожертвований устанавливается кружка, сбор которой распределяется между дежурными звонарями.

       3. Дежурства звонарей для сопровождения назначаются:
1. от 8-3 час. дня, 2. от 3–4 час. дня, 3. от 4–6 час. вечера.

       Расписание дежурных звонарей вывешивается на видном месте при входе в колокольню.

       4. Староста звонарей наблюдает за дежурными и ему заявляются жалобы посетителей на звонарей.

       5. Жалобы на звонарей могут быть направляемы по почте протопресвитеру Московскаго Большаго Успенскаго Собора (Воздвиженка, дом Крестовоздвиженского монастыря) с обозначением часов, когда произошел случай, подавший повод к жалобе.

       Приказали:
       1. Проэкт инструкции для звонарей Ивановской колокольни, предложенный г. прокурором, утвердить.

       2. Вашему Высокопреподобию с сакеллариями послать указ, в коем изложить дело о жалобе Щукина и предписать:

       а) что бы утвержденная инструкция была напечатана и выставлена в рамке над кружкой для сбора пожертвований в пользу звонарей, каковая кружка должна быть помещаема на видном месте при входе в колокольню;

       б) что бы предписали старосте о заявляемых ему жалобах на звонарей доводить до сведения Вашего Высокопреподобия с сакеллариями;

       в) как по этим, так и по жалобам, поступающим по почте, Ваше Высокопреподобие с сакеллариями должны наказывать виновных звонарей на первый раз вычетами жалованья в пользу собора, а при повторении проступков, увольнением виновных;

       г) за вымогательство звонарем Кирьяковым платы с прапорщика Щукина взыскать с получаемаго им содержания в пользу собора двадцать пять руб., а со старосты звонарей Лаврова, за допущенный им безпорядок, месячный оклад жалованья, так же в пользу собора;

       д) об исполнении сего определения донести Конторе Святейшаго Синода.

       Марта 20 дня 1900 года.
       Музей «Московский Кремль» ОРПГФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 81. Л. 66–67.

       Опубликовано: Виденеева А.Е., Коновалов И.В. О доступе посетителей на колокольню Ивана Великого Московского Кремля в XVIII–XIX  веках // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 167–169.

       Дело об изготовлении особой формы для сторожей и звонарей Успенского собора

       12 августа 1902 г. протопресвитер Успенского собора Владимир Марков направил донесение в Московскую синодальную контору с предложением ввести будничную форменную одежду для сторожей Успенского собора и звонарей Ивановской колокольни по образцу праздничной формы.

      1902 г., 12 августа. Донесение протопресвитера Успенского собора Владимира Маркова в Московскую синодальную контору.

        В Московскую Святейшаго Правительствующаго Синода Контору Московскаго Большаго Успенскаго Собора Протопресвитера Владимира Маркова с сакеллариями
                                                               Донесение
       В случаях жалоб посетителей на грубое обращение и неблаговидное поведение лиц, прислуживающих при Успенском соборе и Ивановской колокольне, иногда непрестанно приписывается им неблаговидность поведения, которая часто всецело относится к лицам посторонним, с которыми смешиваются сторожа и звонари, потому, что они не имеют внешних видимых знаков своего служебного положения. Хотя в других случаях виновные из сторожей и звонарей легко ускользали от наказания, приписывая факты грубости и неблаговиднаго поведения посторонним лицам.
       Посему в предупреждение возможных напрасных нареканий на сторожей Успенскаго собора и звонарей Ивановской колокольни со стороны публики, посещающей Успенский собор и Ивановскую колокольню, а с другой стороны, в целях достижения более строгаго надзора за поведением и отношением к служебным обязанностям, мы считаем целесообразным присвоить сторожам и звонарям Успенскаго собора одежды определенной формы, которая бы отличала их от посторонних лиц, а также для того, чтобы не только соборная власть, но и посещающая собор публика могла контролировать поведение соборной прислуги, было бы не лишне ввести знаки с нумерациею, как сторожей, так и звонарей.
       Для достижения однообразия в одежде настоящие мундиры с светлыми пуговицами сторожей, употребляемые ими в будничное время, было бы удобнее заменить костюмом, по форме одинаковым с праздничной одеждой, отличающейся от последней более темным оттенком (малиновым) в красном цвете, согласно с прилагаемым образцом. А форменной одеждой звонарей было бы практично установить обыкновенную со светлыми пуговицами тужурку.
       Представляя вышеозначенные соображения на благоусмотрение Московской Святейшаго Синода Конторы, протоиерей с сакеллариями испрашивает разрешения израсходовать соборную сумму на изготовление одежды как сторожам Успенскаго собора, так и звонарям Ивановской колокольни, вменив им в обязанность на будущее время, пои мере надобности, приобретать на собственныя средства.
                     Московскаго Большаго Успенскаго Собора Протопресвитер Владимир Марков
                     Сакелларий протоиерей Николай Пшеничников
                     Сакелларий пресвитер Василий Субботин
       12 августа 1902 года.
       РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1902. Д. 130 Л. 1–1 об.

       30 сентября дело слушалось на заседании синодальной конторы. После обсуждения, было приказано «изготовить из темно-синего сукна для сторожей Успенского собора и звонарей Ивановской колокольни форменные кафтаны по образцу праздничных из темно-синего сукна». Введение в качестве знаков отличия индивидуальных номеров контора не одобрила.
       Итак, в конце 1902 г. для сторожей и звонарей была введена будничная униформа. К началу февраля 1903 г. форма была изготовлена на средства собора. 5 февраля 1903 г. протопресвитер сообщил синодальной конторе о том, что для изготовления форменных кафтанов темно-синего цвета было израсходовано 337 руб. 25 коп. В последствии сторожам и звонарям приходилось обновлять эту форму за собственный счет.

       1907 г., 30 июня. Прошение игуменьи Московского Вознесенского монастыря Евгении протоиерею Успенского собора Владимиру о разрешении сопровождать монастырские крестные ходы звоном колоколов Ивановской колокольни.

       Имею честь сообщить Вашему Высокопреподобию, что Святейшим Правительствующим Синодом от 14-го марта сего года за № 2996 разрешено ознаменовать 500-летие со дня кончины Преподобной Евфросинии Великой княгини Московской церковным торжеством по утвержденной программе. Согласно оной будущаго 6-го июля, по совершении поздней литургии в Соборном храме вверенного мне монастыря, участники торжества во главе с Преосвященным епископом Трифоном, в предшествии всех Кремлевских соборных и монастырских хоругвей, имеют идти в Архангельский собор с иконою Вознесения Господня для возложения оной на гробницу Великаго князя Дмитрия Ивановича Донского. По совершении панихиды в сем соборе, крестный ход возвратится прежним порядком в обитель.
       7-го июля, по окончании поздней литургии, в сопровождении Его Высокопреосвященства митрополита Московскаго Владимира будет совершен крестный ход из Вознесенскаго монастыря и направится чрез Спасския ворота к Никольским Кремлевским воротам, на мести смерти Великаго князя Сергея Александровича совершится заупокойная лития; а затем крестной ход, по прошествии между Чудовым монастырем и Ивановской колокольней, возвратится в обитель.
       Так как во время шествия двукратных крестных ходов потребно быть торжественному звону на Ивановской колокольне, находящейся в ведения Вашем, то прошу Ваше Высокопреподобие употребить надлежащее распоряжение, относящееся до звона на Ивановской колокольне в указанные крестные ходы.
                     Настоятельница Московского Вознесенского монастыря Игумения Евгения.
       Музей «Московский Кремль». ОРПГФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 88. Л. 73(в)–73(в) об.

© А.Е. Виденеева, И.В. Коновалов

 


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов