отец Сергий (Голубцов)
|
|
КолокольняКолокольня Троице-Сергиевой лавры, «одно из пленительных созданий русской архитектуры», по выражению И.Э. Грабаря, является самым высоким сооружением монастыря, объединяющим его памятники архитектуры и венчающим звеном всего лаврского ансамбля. История строительства колокольни довольно сложная. Новгородско-псковский тип звонниц не привился в Москве. Во времена патриаршества Никона было решение не строить шатровых церквей. Но русское самобытное искусство, создавшее удивительный храм Василия Блаженного, не могло забыть шатровое покрытие. Запрещение патриарха Никона на строительство колоколен не распространялось, и поэтому возникают чудные шатры с колоколами, на которые особое внимание было обращено в эпоху Ренессанса. Большое нововведение вызвало устройство своеобразной колокольни ярусного типа при Ярославском Толчковском храме (около 1687 г.) Затем тип ярусной колокольни повторяется, например, в колокольне Иосифо-Волоколамского (1680 г.), Московского Ново-Девичьего (1690 г.) монастырей. Для большей выразительности всего ансамбля Троицкого монастыря было решено ввести в композицию архитектуры обители грандиозную вертикаль колокольни. По просьбе монастырских властей из Петербурга в 1738 г. было дано распоряжение снять план монастыря и разобрать старую колокольню. Все эти работы были поручены И.Ф. Мичурину. Разрешение на строительство новой трехъярусной колокольни было дано в 1740 г. по плану, сделанному' придворным архитектором Шумахером. Руководство строительством поручалось П.Ф. Мичурину. В 1756 г. колокольня после неоднократных, переделок проекта вчерне была достроена, и каменщики были переведены в северную столицу на строительство собора в Троицкой Новосергиевской пустыни. В 1757 г. началась разработка способов и конструкций для подъёма тяжелых колоколов. Уже в декабре 1758 г. подняли и подвесили Царь-колокол, а к февралю 1760 г. завершили установку всех колоколов. Сооружение же купола короны и её золочение завершилось только к концу 1763 г. Отделочные работы – оштукатуривание, окраска и украшение фасадов были закончены к 1770 г. Окраска по указанию митрополита Платона была произведена серой (дымчатой) краской, вероятно, с пробелами по пилястрам. Высота колокольни с крестом в 1768 г. составляла 41 сажень или 87,33 м, в то время как высота Новодевичьей – 72 м, а башни Ивана Великого в Кремле – 82 м (с крестом около 100 м). В завершении сооружения колокольни сказались типичные черты архитектуры эпохи XVIII в. Отправляясь от традиционных форм, в то же время широко используя возможности и средства классического ордера, архитектор Д.В. Ухтомский достиг в колокольне необычайной стройности, воздушности. Зодчий противопоставил мощному четверику основания легкий каркас колокольни. Здесь чувствуется максимальная облегченность открытых ярусов, пронизанных светом и воздухом. Эта кажущаяся легкость достигнута посредством сохранения во всех ярусах одинаковой ширины арок. Пилоны, на которые опираются арки, постепенно, от яруса к ярусу, становятся все менее массивными. По первоначальному проекту Д.В. Ухтомского колокольню предполагалось украсить 32 женскими скульптурами, аллегорический смысл которых был бы: Разум, Любовь, Мужество, Верность и т.д. Однако установка таких скульптур в монастыре вызвала протест со стороны монахов. Вместо статуй ярусы колокольни украсились множеством декоративных ваз. На ярусах колокольни были повешены 42 колокола. Самый большой из них был отлит в лавре и весил четыре тысячи пудов. Над третьим ярусом помещены большие часы, имеющие циферблаты на четыре стороны. Изготовлены они тульским оружейным мастером Иваном Кобылиным в 1784 г. Только в 1905 г. они были заменены новыми. Увенчана колокольня чашей с крестом. Под чашей купола поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов с вензелями Екатерины II и императорскими коронами. Колокольня в основном сохранила свои архитектурные особенности и по сей день. Наиболее существенными изменениями являются переделки крылец и окраска фасадов в другой цвет. В 1785 г. по распоряжению митрополита Платона были разобраны восточные и западные крыльца, а вместо них сделаны окна. В 1905 г. дубовые балки подвеса Царь-колокола были заменены на стальные по распоряжению наместника о. Товии, обнаружившего трещину в одной из балок по неравномерности звона. Тогда были заменены башенные часы на новые, о чем упомянем ещё ниже. 27 октября 1947 г. здание колокольни было передано в ведение Московской Патриархии. Детальное обследование, произведенное после передачи памятника, обнаружило, что колокольня находилась в весьма плохом состоянии, если не сказать, в аварийном. Если первый этаж находился относительно в хорошем состоянии, за исключением сильно выветрившегося цоколя на восточной стороне, то верхние ярусы колокольня – в очень плохом, белокаменные архитектурные украшения сильно обветшали, падали и разрушались. Особенно угрожающим было состояние арок четвертого яруса, где были обнаружены большие трещины. Большинство железных покрытий проржавело и давало течь. В верхнем купольном ярусе остались только следы позолоты. Указом Настоятеля Лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия сразу же после передачи начался ремонт памятника. В 1947–1948 гг. были первоначально проведены самые срочные и необходимые работы по ремонту кровель. На всех ярусах колокольни все кровли были заново перекрыты новым железом и покрашены. Купол, кресты и чаша были отмыты от покрывавшей их маскировочной краски, утраченные места были вновь позолочены сусальным золотом. В первом ярусе отремонтировано помещение для жилья и устроен склад материалов. В колокольню проведено электроосвещение. Стропильная система верхнего яруса была очищена от коррозии и окрашена киноварью. В 1950 г. произведены работы по восстановлению цоколя восточной стороны колокольни, все выветрившиеся камни кладки заменены новыми. Восстановлена в своем прежнем виде южная торжественная лестница (из белого камня). В первом ярусе восстановлены все белокаменные украшения о очисткой их от следов масляной краски. Во втором ярусе – заменены все выветрившиеся и прошедшие в негодность белокаменные украшения. В третьем и четвёртом ярусах все архитектурные украшения очищены от масляной краски, тщательно, без нарушения поверхности белою камня, швы и поврежденные места заполнены алебастровым раствором. Особенно сложным был ремонт арок четвёртого яруса, которые после расчистки трещин и обвалившихся мест были укреплены нагнетанием алебастро-цементного раствора под давлением до двух атмосфер. Вышеперечисленные большие капитальные работы, на которые было израсходовано более миллиона рублей, устранили аварийное состояние памятника. На колокольне в 1959 г. промыта медная чаша под крестом. С северной стороны здания произведена белокаменная чинка части фасада. В 1967–1968 гг. было произведено оборудование помещений в 2-х атаках, устроен лифт, отопление, освещение, канализация, водоснабжение. С северной стороны выложена лестница из белого камня. В 1974–1976 гг. был произведен ремонт фасадов и золочение венца колокольни. Звонница
|
|
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English | © |
|