отец Сергий (Голубцов) 
Строительство и реставрация колокольни со звонницей
Троице-Сергиевской лавры
// Колокола и колокольни. М. 1994. С. 51–59

колокольня
звонница

Колокольня

       Колокольня Троице-Сергиевой лавры, «одно из пленительных созданий русской архитектуры», по выражению И.Э. Грабаря, является самым высоким сооружением монастыря, объединяющим его памятники архитектуры и венчающим звеном всего лаврского ансамбля.

       История строительства колокольни довольно сложная. Новгородско-псковский тип звонниц не привился в Москве. Во времена патриаршества Никона было решение не строить шатровых церквей. Но русское самобытное искусство, создавшее удивительный храм Василия Блаженного, не могло забыть шатровое покрытие. Запрещение патриарха Никона на строительство колоколен не распространялось, и поэтому возникают чудные шатры с колоколами, на которые особое внимание было обращено в эпоху Ренессанса. Большое нововведение вызвало устройство своеобразной колокольни ярусного типа при Ярославском Толчковском храме (около 1687 г.) Затем тип ярусной колокольни повторяется, например, в колокольне Иосифо-Волоколамского (1680 г.), Московского Ново-Девичьего (1690 г.) монастырей.

       Для большей выразительности всего ансамбля Троицкого монастыря было решено ввести в композицию архитектуры обители грандиозную вертикаль колокольни. По просьбе монастырских властей из Петербурга в 1738 г. было дано распоряжение снять план монастыря и разобрать старую колокольню. Все эти работы были поручены И.Ф. Мичурину. Разрешение на строительство новой трехъярусной колокольни было дано в 1740 г. по плану, сделанному' придворным архитектором Шумахером. Руководство строительством поручалось П.Ф. Мичурину.

       В 1756 г. колокольня после неоднократных, переделок проекта вчерне была достроена, и каменщики были переведены в северную столицу на строительство собора в Троицкой Новосергиевской пустыни.

       В 1757 г. началась разработка способов и конструкций для подъёма тяжелых колоколов. Уже в декабре 1758 г. подняли и подвесили Царь-колокол, а к февралю 1760 г. завершили установку всех колоколов. Сооружение же купола короны и её золочение завершилось только к концу 1763 г.

       Отделочные работы – оштукатуривание, окраска и украшение фасадов были закончены к 1770 г. Окраска по указанию митрополита Платона была произведена серой (дымчатой) краской, вероятно, с пробелами по пилястрам. Высота колокольни с крестом в 1768 г. составляла 41 сажень или 87,33 м, в то время как высота Новодевичьей – 72 м, а башни Ивана Великого в Кремле – 82 м (с крестом около 100 м).

       В завершении сооружения колокольни сказались типичные черты архитектуры эпохи XVIII в. Отправляясь от традиционных форм, в то же время широко используя возможности и средства классического ордера, архитектор Д.В. Ухтомский достиг в колокольне необычайной стройности, воздушности. Зодчий противопоставил мощному четверику основания легкий каркас колокольни. Здесь чувствуется максимальная облегченность открытых ярусов, пронизанных светом и воздухом. Эта кажущаяся легкость достигнута посредством сохранения во всех ярусах одинаковой ширины арок. Пилоны, на которые опираются арки, постепенно, от яруса к ярусу, становятся все менее массивными.

       По первоначальному проекту Д.В. Ухтомского колокольню предполагалось украсить 32 женскими скульптурами, аллегорический смысл которых был бы: Разум, Любовь, Мужество, Верность и т.д. Однако установка таких скульптур в монастыре вызвала протест со стороны монахов. Вместо статуй ярусы колокольни украсились множеством декоративных ваз.

       На ярусах колокольни были повешены 42 колокола. Самый большой из них был отлит в лавре и весил четыре тысячи пудов.

       Над третьим ярусом помещены большие часы, имеющие циферблаты на четыре стороны. Изготовлены они тульским оружейным мастером Иваном Кобылиным в 1784 г. Только в 1905 г. они были заменены новыми.

       Увенчана колокольня чашей с крестом. Под чашей купола поставлены клейма, имеющие форму гербовых щитов с вензелями Екатерины II и императорскими коронами.

       Колокольня в основном сохранила свои архитектурные особенности и по сей день. Наиболее существенными изменениями являются переделки крылец и окраска фасадов в другой цвет. В 1785 г. по распоряжению митрополита Платона были разобраны восточные и западные крыльца, а вместо них сделаны окна.

       В 1905 г. дубовые балки подвеса Царь-колокола были заменены на стальные по распоряжению наместника о. Товии, обнаружившего трещину в одной из балок по неравномерности звона. Тогда были заменены башенные часы на новые, о чем упомянем ещё ниже.

       27 октября 1947 г. здание колокольни было передано в ведение Московской Патриархии.

       Детальное обследование, произведенное после передачи памятника, обнаружило, что колокольня находилась в весьма плохом состоянии, если не сказать, в аварийном.

       Если первый этаж находился относительно в хорошем состоянии, за исключением сильно выветрившегося цоколя на восточной стороне, то верхние ярусы колокольня – в очень плохом, белокаменные архитектурные украшения сильно обветшали, падали и разрушались. Особенно угрожающим было состояние арок четвертого яруса, где были обнаружены большие трещины.

       Большинство железных покрытий проржавело и давало течь. В верхнем купольном ярусе остались только следы позолоты.

       Указом Настоятеля Лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия сразу же после передачи начался ремонт памятника.

       В 1947–1948 гг. были первоначально проведены самые срочные и необходимые работы по ремонту кровель. На всех ярусах колокольни все кровли были заново перекрыты новым железом и покрашены. Купол, кресты и чаша были отмыты от покрывавшей их маскировочной краски, утраченные места были вновь позолочены сусальным золотом. В первом ярусе отремонтировано помещение для жилья и устроен склад материалов. В колокольню проведено электроосвещение. Стропильная система верхнего яруса была очищена от коррозии и окрашена киноварью.

       В 1950 г. произведены работы по восстановлению цоколя восточной стороны колокольни, все выветрившиеся камни кладки заменены новыми. Восстановлена в своем прежнем виде южная торжественная лестница (из белого камня).

       В первом ярусе восстановлены все белокаменные украшения о очисткой их от следов масляной краски. Во втором ярусе – заменены все выветрившиеся и прошедшие в негодность белокаменные украшения.

       В третьем и четвёртом ярусах все архитектурные украшения очищены от масляной краски, тщательно, без нарушения поверхности белою камня, швы и поврежденные места заполнены алебастровым раствором.

       Особенно сложным был ремонт арок четвёртого яруса, которые после расчистки трещин и обвалившихся мест были укреплены нагнетанием алебастро-цементного раствора под давлением до двух атмосфер. Вышеперечисленные большие капитальные работы, на которые было израсходовано более миллиона рублей, устранили аварийное состояние памятника.

       На колокольне в 1959 г. промыта медная чаша под крестом. С северной стороны здания произведена белокаменная чинка части фасада.

       В 1967–1968 гг. было произведено оборудование помещений в 2-х атаках, устроен лифт, отопление, освещение, канализация, водоснабжение. С северной стороны выложена лестница из белого камня.

       В 1974–1976 гг. был произведен ремонт фасадов и золочение венца колокольни.

Звонница
описание составлено с помощью игумена Михея (Тимофеева)

       Четырехъярусная звонница расположена над 1-м двухэтажным ярусом колокольни.

       Вход на звонницу начинается с южного портала колокольни, обращенного к Троицкому собору. За массивными железными дверями его расположена слева довольно узкая, примерно в 1 м шириной, фундаментальная белокаменная лестница, покрытая чугунными плитами, которая выходит на своего рода гульбище вокруг 1-го яруса звонницы. Раньше оно было открыто, теперь закрыто сверху мошной 4-скатной с малым наклоном кровлей, почти не видной с земли. Но ажурные чугунные решетки открывают доступ ветрам и голубям, находящим на гульбище место для укрытия от непогоды.

       На северной стороне гульбища находится закрытое помещение – верхняя часть шахты лифта, где помещается его подъемное тяговое устройство. С западной стороны между несущими пилонами находится небольшая каменная лестница в 12 ступеней, выводящая на упомянутую кровлю 1-го яруса, служащую теперь, своего рода, полом 2-го яруса колокольни, или 1-го яруса звонницы.

       Теперь этот ярус пустует, осталась лишь система подвеса трёх самых мощных колоколов лавры: Царь-колокола, Корноухого (Воскресного) и Годунова (Полиелейного).

       Новая система подвеса 65-тонного Царь-колокола, установленная в 1905 г. и вызванная трещиной в старых дубовых балках, обнаруженной после того, как архимандрит Товия уловил дефект в звучании колокола, включала главную двутавровую балку, покоящуюся на выступах юго-западного и северо-восточного пилонов, поддерживаемую снизу по центру системой двух откосов, укрепленных на тех же пилонах и сверху, с помощью серёг системой двух других откосов, укрепленных на северо-западном и юго-восточном пилонах. Впрочем, верхняя часть крепления с верхней частью основной балки скрыта от глаз наблюдателя деревянной обшивкой потолка этого яруса.

       Интересны сохранившиеся и более древние, деревянные балки, на которых висели в западном пролете – Корноухий в 1275 пудов (20,4 т) и Годунов в 1700 пудов (28 т) – в восточном пролете того же яруса. Их балки состоят из деревянных стянутых между собой брусьев, причём верхний брус, состоящий из двух изогнутых половин, предотвращал, очевидно, прогиб балки вниз.

       Узкая винтовая лестница почти в 70 ступеней, сделанных из дуба и обитых по краю полосой стали, круто вьется в юго-восточном пилоне, сложенном из красного кирпича, и ведет на крышу 2-го яруса колокольни, служащую полом 3-го яруса.

       Здесь с южной стороны находится относительно недавно построенная келия звонарей площадью около 7 кв. м с окошком на Троицкий собор, оборудованная освещением и телефоном для связи со служащим причтом, чтобы вовремя начать звон.

       Здесь же видим нижнюю часть вертикального деревянного короба, внутри которого подвешены тяжелые гири часового механизма, находящегося гораздо выше. Этот ярус относительно легким деревянным перекрытием разделен на два этажа. Первый высотой около 2,5 метров, где находится келия звонарей; на второй этаж ведут три легких деревянных лестницы. Этот второй этаж 3-го яруса колокольни в настоящее время и является, собственно говоря, звонницей.

       В центре на небольшой высоте подвешен Лебедь – 10-тонный (625 пудов) колокол – самый большой в лавре. Размеры его относительно невелики, нижний диаметр (юбки) – 2,25 м, высота по вертикали – 1,6 м (с проушинами – 2,3–2,4 м). Массивный язык колокола свисает примерно на 0,5 м ниже края юбки колокола.

       Помощник главного звонаря раскачивает с помощью небольшого каната язык колокола, совершая равномерные удары об один или оба края колокола.

       Главный, опытный звонарь, поднимается на деревянную антресоль и занимает позицию перед восемью часовыми колоколами, отбивавшими «четверти» часов о помощью наружных молоточков, имеющих привод от программного механизма часов.

       К правой и левой руке звонаря подходят по 4 шнура от языков этих восьми колоколов, с помощью которых он совершает определенный трезвон. Справа и слева – по 2 колокола также небольшого размера.

       Под ногами этого же звонаря находятся 4 педали, которые через систему блоков связаны с языками среднего по размерам колоколов, висящих в остальных пролётах этого яруса: Варсонофьевским, Никоновским, «Старцев Собора» и Новым колоколом, подвешенным, очевидно, уже в наше время. Второй помощник звонаря отзванивает в маленькие колокольчики.

       В необходимых случаях (при звоне «во вся») третий помощник может с помощью ножной педали звонить в «Переспор», висящий в 4-м ярусе колокольни.

       В 3-ем же ярусе помимо колоколов находятся вход в деревянную винтовую лестницу, ведущую наверх и заключенную в относительно невысокую деревянную башню, и кончающуюся наверху наклонной лестницей, заключенной в короб, врезающийся в потолок 3-го яруса.

       Часовщикам, поднимающимся в этот зал, приходится преодолевать не только упомянутые лестницы, сплошь испачканные пометом голубей, спугивая их с насиженных ими здесь гнёзд, но и очень низкий лаз, который можно преодолеть, лишь согнувшись «в три погибели».

       Часовой механизм находится в особом застекленном помещении и собран на бронзовой станине общим размером примерно 1,5 х 1,8 х 0,8 м. Почти все детали механизма выполнены также, по-видимому, из бронзы и приводятся в движение 3-мя гирями, подвешенными на тросах, которые через систему полиспастов проходят на барабаны лебёдок.

       С помощью поворотной рукоятки и этих лебёдок раз в неделю все три гири поднимаются на исходную высоту. Каждая гиря имеет внушительные размеры: высота 50–60 см, диаметр 28–35 см, и соответственно вес, примерно, в пределах 350–400 кг, и ходят они в шахте между 4-м и 3-м ярусом высотой, вероятно, в 13–14 метров.

       Лет 10-ть тому назад, по словам отца Михея, по его инициативе и с помощью одного старого часового мастера удалось цапфы основных осей механизма заключить в подшипники качения, вместо подшипников скольжения, что значительно улучшило работоспособность часов, до этого часто не ходивших в зимнее время, когда загустевала смазка.

       3 гиревых механизма обслуживают:

  1. систему «боя четвертей»
  2. систему «боя часов» – исполнительным органом которого является молоток, ударяющий снаружи по «Переспору»
  3. систему собственно часов, приводящую в движение «минутный» вал, выходящий из механизма вертикально и через систему четырех конических шестерен, осуществляющий поворот осей минутных стрелок (через промежуточные муфты, позволяющие изменять положение каждой стрелки относительно приводной оси).

       С обратной (тыльной) стороны каждого циферблата имеется зубчатая передача, осуществляющая движение и часовой стрелки. Один из секторов циферблата открывается для ремонтных или наладочных работ. Система «боя четвертей» включает, как уже было упомянуто, часовые колокола. Их 8-мь, они подвешены в один ряд, имеют помимо обычных ударных «языков», молоточки, расположенные снаружи от колокола и приводящиеся в движение системой тяг от «программного» барабана часов колокольни. Деревянный барабан, находящийся в часовом механизме, несёт по своей окружности четыре ряда спирально расположенных зубьев по восемь в каждом ряду.

       Каждая спираль относительно другой сдвинута на 90° по окружности барабана. При отзвоне 1-ой четверти барабан поворачивается на 1/4 оборота и благодаря системе в ряд расположенных качающихся: рычагов, оканчивающихся своего рода пальцами, входящими в контакт с зубьями барабана при его повороте, рычаги поочередно приводятся в движение, благодаря чему производится разовый перебор всех 8-ми часовых колоколов, отбивающих 1-ю четверть.

       При отбое получаса производится полоборота барабана, что вызывает двойной перебор тех же колоколов. При 3/4 – поворот барабана на 270° и соответственно тройной перебор колоколов, перед боем каждого часа – полный оборот барабана и 4-кратный перебор колоколов.

       Небольшая лестница из часового зала ведет на 4-й ярус, пол которого находится примерно на уровне опрокинутого серпа главного креста Успенского собора.

       В южном пролете этого яруса подвешен «Переспор», единственный колокол этого яруса, благовествующий о начале богослужения в будни и отбивающий часы.

       В пятом ярусе колокольни нет работающих колоколов.

© С. Голубцов


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©