Б. Николаев, протоиерей
Значение колокольного звона в богослужении 
// Колокола и колокольни. М., 1994. С. 24 –28

Хвалите Его в кимвалах доброгласных,
хвалите Его в кимвалах восклицания,
всякое дыхание да хвалит Господа.
(Псалом 150, ст. 6)

   Такими словами заканчивается Священная книга – Псалтирь.

 

      Святая Православная Церковь, верная слову Божию, богословствует всеми возможными средствами, видимо и невидимо воздействуя на духовную природу и чувственные органы человека. Освящая в Таинстве Миропомазания органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, Церковь соответственно воспитывает эти чувства, предлагая иконопись, словесную и бессловесную мелодию (пение и колокольный звон), пшеницу, вино, елей, ладан, рукоположение и осязание (прикосновение).

       Православная Церковь узаконила колокольный звон, возвещающий о важнейших моментах совершаемого в храме богослужения всем «оставшимся и во отшествии сущим», призывая их к молитве, освящая воздух и прочие стихии природы.

       Основание к употреблению колокольного звона, как средства призыва верующих к богослужению, мы находим в Священном Писании. «Рече Господь к Моисею: звание сонма ... И да вострубиши ими, и да соберется к тебе весь сонм пред дверьми скинии свидения, и да будет вам законно вечно в роды ваша и во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиих вострубите трубою, и на жертвы спасений ваших, и да будет вам воспоминанием пред Богом вашим, Аз Господь Бог ваш» (Числ. 10.2–3, 8).

       Минуя исследование обстоятельств изобретения колоколов и появления их на Руси, мы должны обратить особое внимание на их значение в Церковном богослужении и во внебогослужебной жизни Православной Церкви.

       В благодатном царстве Нового Завета церковный колокол в сравнении с его первообразом – трубами Моисея – облагодаствован сугубо.

       В чине освящения колоколов Церковь молится о ниспослании небесного благословения «яко да вси, сушащие звенение их (колоколов) во дни или нощи возбудятся к славословию Имени Господня» и «о еже гласом звенение их утолитися, утшитися и престати всем ветром зельним, бурем же, громом и молниям и всем вредным безведриям и злорастворенным воздухом». Далее Церковь молится: «яко да услышавши вернии раби Твои глас звука его (колокола), во благочестии и вере укрепятся и мужественно всем диавольским наветом сопротиву станут, и молитвами и всегдашним славословием Тебе Истинного Бого сия побудят ... Ты бо и бездушными, якоже Моисеевым жезлом вся, еже хощеши твориши», (Требник. Ч. 3. С. 161–162).

       Как неотъемлемая часть богослужения, колокольный звон регулируется церковнобогослужебным уставом – Типиконом и, в соответствии с его требованиями, разделяется на три главных вида: благовест, трезвон и перезвон.

       Благовестом называется последовательно один за другим ритмично звучащие удары в один колокол. Обычно после первого и второго ударов бывает пауза, пока не прекратится звук. Затем равномерные удары с интервалом, в 3–4 четверти целой ноты. Продолжительность времени благовеста ко всенощному бдению определяется прочтением псалма 118 единожды или псалма 50 – 12 раз, т.е. около 15 минут максимально.

       Время начала, продолжительность и ритм благовеста вообще Устав определяет в зависимости от дня и вида данного богослужения. Так о времени начала всенощного бдения мы читаем: «по еже зайти солнцу мало» (т.е. темно уже) ударяет в великий кампан не скоро».

       Благовест разделяется на пять видов: праздничный, воскресный полиелейный, повседневный (похоронный) и великопостный (Скабаланович, Толковый Типикон. С. 10–11). По чину повседневному бывает благовест к часам, повечерию, полунощнице всех видов и малой вечерне. Службы эти во все дни одинаковы. Продолжительность благовеста этих служб – время чтения псалма 50-го единожды. Поэтому же способу, но без двух первых ударов, бывает звон к «Достойно» (в практике 12 раз).

       Благовест великопостный совершается в седмичные дни Святой, Великой Четыредесятницы от понедельника до пятницы вечера в самый малый колокол редко (пока не кончится звук предыдущего удара) по повседневному чину.

       Трезвоном называется звон во все колокола в три приема (Закон Божий). Точных и подробных указаний о способе трезвона в уставе нет. В наши дни трезвоном считаются звоны во все колокола, а способ  – дело искусства звонаря: одни вызванивают несложные мелодии церковных песнопений, другие – звуковые «узоры» и разного вида комбинации.

       Трезвон полагается перед началом всенощного бдения после благовеста и перерыва (Типикон. Гл. 2), перед чтением Евангелия на утрени после краткого звона в один колокол, перед началом Литургии, во время выноса Креста и Плащаницы, во время крестного хода, при встрече и отъезде архиерея. Трезвон в два приема бывает перед чтением шестопсалмия, почему и называется в народе «двузвоном». Существует обычай ударять 9 раз в большой колокол на 9-й песни канона, на Царских и великопостных часах 3, 6 и 9 раз. На утрени в Великую пятницу обычно звонят на каждое Евангелие: на первое один раз, на второе – два и т.д. Итак, благовест как продолжительный, так и самый короткий, благовествует (извещает) о начале богослужения, об особо важных моментах и призывает находящихся вне храма соединиться в молитве с молящимися в самом храме; трезвон же бывает в самый момент особо важных событий, происходящих в храме, и призывает к духовной радости.

       Перезвоном называется звон, при котором медленно ударяют в каждый колокол по три раза, начиная с самого большого колокола. Перезвон бывает во время Великого славословия перед выносом Креста в праздник Воздвижения, в неделю Крестопоклонную, а также 1-го августа; перед малым освящением воды и перед крестным ходом. В Великую Пятницу перед выносом Плащаницы ив Великую субботу во время Великого славословия бывает звон, при котором ударяют медленно в каждый колокол, начиная от малого или от большого. Этот вид колокольного звона приготовляет верующих к восприятию особо важных моментов в церковном богослужении.

       Существует еще один вид звона  – это похоронный перебор, при котором ударяют в каждый колокол по одному разу, но обязательно с малого.

       Следует отметить, что указания Типикона в отношении колокольного звона вообще очень скудны и неясны, это дало возможность нашим древним звонарям усовершенствовать своё искусство. Но, к сожалению, никаких письменных данных до нас не дошло. Поэтому мы вынуждены следовать указаниям первоисточника – Типикона и сохранившимся местным обычаям.

       Русский народ всей душой полюбил и достойно оценил благочестие и красоту духовную св. Православия. Расширенный, украшенный и усовершенствованный народной мудростью колокольный звон так же, как иконопись и словесная мелодия – знаменный распев, широко и прочно вошел в церковный обиход и в домашнюю жизнь наших благочестивых предков.

       В канун воскресных и праздничных дней русские православные христиане с первым ударом благовеста, сотворив краткую молитву, оставляли все житейские (кроме неотложных) дела. Так было везде, где жили древние традиции и страх Божий. После всего сказанного естественно возникает вопрос: нужен ли колокольный звон в наши дни? Возможно ли восстановить его во всей полноте? И стоит ли говорить о нем вообще? Да, нужен.

       Призывы к покаянию и исправлению мы слышим в наших храмах вторую тысячу лет, но едва ли когда так остро чувствовалась потребность во всеобщем покаянии, как в наше время, время всеобщего упадка веры и нравственности, религиозного невежества и начинающегося возрождения.

       Отравленный разного рода ядовитыми веществами окружающий нас воздух и вся видимая природа, зараженная также всякими мерзостями, «совоздыхают и соболезнуют с нами», по выражению Апостола Павла (Рим. 8, 22), требуя благодатного освящения. И Церковь должна воспользоваться дарованным ей средством.

       Колокольный звон создали люди, люди же его разорили, люди восстанавливают, они же и воссоздадут его. А Господь крепость людем своим даст и благословит люди своя миром (Псалом 28, 11).

       Церковь остается Церковью и в наши дни. Являясь сама обществом званных, она не перестает призывать к вечному спасению всех требующих помощи свыше, созывая нас на «Вечерню Велию» (Лука 14, 16–24). Церковный звонарь, исполняя свое служение, пусть твердо помнит, что он исполняет святое и великое дело евангельского приставника, созывавшего званных на «Вечерню Велию». Предварив мысленно краткой молитвой первый удар благовеста, пусть он скажет своим колоколам: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» (Псалом 95, 2). И в бессловесных звуках колокольного благовеста он втайне услышит ответ: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу».

© Б. Николаев


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов