И.В. Коновалов
К вопросу о колоколах времени святителя Макария
// Макариевские чтения
Можайск, 2003. Вып. X. С. 142–151

текст статьи
приложение: мастера колокололитейного дела XVI века псковские, новгородские

       Настоящая работа является первой попыткой осмыслить роль святителя Макария митрополита Московского в становлении и развитии раннего этапа колокололитейного искусства на Руси. Утраты архивных источников и невосполнимые потери церковных колоколов в XX в. позволяют лишь частично представить себе первую половину XVI столетия в развитии русского колокололитейного искусства и той определяющей роли, которую в нем играл владыка Макарий архиепископ Новгорода Великого, затем митрополит Московский и Всея Руси.

       Следует отметить, что колокольные отношения между Москвой и Новгородом существовали издавна. В летописи под 1342 г. находим следующее сообщение: «повеле владыка Василий слиять колокол велик к святой Софии и привезе мастера с Москвы, человека добра именем Бориса», а под 1346 г. говорится, что по воле великого князя Симеона Иоанновича «на Москве слиты быша три колоколы больших, да два меньших, а лил мастер Бориска». Никоновская летопись именует того Бориску Римлянином. Скорее всего, этот итальянский мастер был приглашен московскими князьями специально для отливки новых больших колоколов к строящемуся тогда посреди Соборной площади Московского Кремля первому столпу церкви Иоанна Списателя Лествицы храму типа «иже под колоколы» и принял православное крещение с именем Борис. О весах колоколов, отлитых мастером Борисом–римлянином, сведений не сохранилось, но можно предположить, что эти колокола не превышали 30–40 пудов.

       Настоящий взлёт колокольного делания на Руси относится к самому началу XVI в., когда на основанном по повелению великого князя Московского, государя Всея Руси Ивана III Пушечном дворе сперва итальянские, затем немецкие мастера отливают гигантские по тому времени, не бывавшие прежде на Руси колокола, весом в 500 и 1000 пудов. Таковыми благовестниками Русь отмечает победу над двухвековым татарским владычеством, обретение самостоятельности в делах церковных и, возможно, отвечает туркам на запрещение колокольного звона в покоренной Византии.

       По счастливой случайности, от тех времен, в музее «Коломенское» сохранился колокол весом около 25 пудов, отлитый для Пафнутьев-Боровского монастыря на московском Пушечнолитейном дворе мастером Федько Пушечником в 1488 г. Будучи иноком Пафнутьева монастыря, будущий святитель несомненно внимал этому колоколу.

       Колокол Федько–Пушечника отличается архаичностью формы, относящейся к так называемому итальянскому профилю. По главе колокола в два ряда идёт вкладная надпись с указанием имени великого князя Иоанна Васильевича, места вклада и имени мастера–литейщика. Поля колокола отделены от вала одинарным пояском. Поясок по губе отсутствует. По способу изготовления верхних поясков видно, что восковые детали украшений мастер накладывал вручную. Очевидно, способ открутки горизонтальных поясков в глине вместе со всей внешней формой колокола мастерам, работавшим в XV в., был неизвестен. Пока не установлено состояние этого, одного из ранних сохранившихся русских колоколов, но при подробном изучении возможно вывесить, прослушать, записать и проанализировать звучание колокола времен подвижничества инока Макария в Пафнутьв-Боровском монастыре.

       Начало самостоятельной колокольной деятельности святителя было положено в 1530 г. отливкой благовестного колокола весом 250 пудов для Софийского собора его новгородской кафедры. Поводом к отливке колокола послужил радостный случай рождения долгожданного наследника у великого князя московского Василия Ивановича. По словам русских летописей, «Егда бысть рождение государя, великого князя Ивана Васильевича всея Руси, тогда в Великом Новгороде вылили колокол к соборной церкви Святой Софии, повелением Боголюбивого архиепископа Великого Новгорода и Пскова владыки Макария велик добре …». К сожалению, мы не знаем имени мастера, исполнившего заказ владыки, не известно также, как был украшен этот, судя по всему, выдающийся колокол. Есть сведения об отливке в то же время, или несколько спустя колокола весом в 500 пудов для звонницы Софийского собора. Очевидно, данный новый колокол надолго стал большим благовестником Новгорода Великого.

       Если предположить, что все шесть столбов и соответственно пять арок Софийской звонницы относятся к первой половине XVI в. и выкладывались одновременно под уже имеющиеся колокола, то вполне вероятна последовательная отливка 250-ти и 500-пудового больших благовестников по благословению владыки Макария во время его пребывания на новгородской кафедре. Ясность в этот вопрос может внести изучение архитектуры Софийской звонницы. Так, центральное расстояние между столбами было позже внизу растесано под нынешний благовестник, отлитый мастером Ермолаем Васильевым в 1654 г. Благовестник весит 1614 пудов и имеет нижний диаметр 3 метра 8 сантиметров. Несколько больший размер имеет и растесанная арка. Если восстановить расстояние между столбами до растески, то получается расстояние равное 2 метрам, то есть нижнему диаметру пятисотпудового колокола XVI в.

       Известно, что пятисотпудовый колокол был вывезен в Александрову слободу во время карательного похода на Новгород виновника отливки колокола владыки Макария – грозного царя Ивана Васильевича. В 1570 г. в Александровой слободе был подвешен пятисотпудовый колокол, привезенный из Новгорода. По описи конца XVII в. на Распятской колокольне Александровой слободы находилось 12 колоколов. Один из них – тот самый пятисотпудовый благовестник, который во времена Петра I был перелит на пушки.

       В старину поврежденные колокола переливались, зачастую, с существенной прибавкой в весе и хочется надеяться, что 250–пудовый колокол владыки Макария вошёл своим металлом в трехсотпудовый колокол XVII в. Василия, Якова и Федора Леонтьевых, стоящий ныне в детинце Великого Новгорода, пьедестале под Софийской звонницей.

       Неизвестно, как выглядели утраченные колокола владыки Макария, но, к счастью, сохранилось довольно много новгородских и псковских колоколов времен правления владыки в Новгороде. Это весьма самобытные колокола, отличительной особенностью которых является вытянутая, ведрообразная форма со слегка расширенным валом. Вкладные надписи располагаются сверху на сковороде колокола, затем, при необходимости, текст переходит на Главу, между верхних поясков, и заканчивается внизу, на Валу колокола. С текстовыми поясами соседствуют орнаментальные пояски из завитков трав, зачастую включающие в себя небольшие медальоны с изображением диковинных и реальных зверей. Увеличенная, относительно несколько поздней, колокольной классики XVII–XIX вв. удлиненная корона, состоящая из центральной петли с каплеобразным отверстием посередине и прилитых к ней проушных петель, довершает оформление колокола. Таковая несколько увеличенная корона служила для подвижной подвески качающегося колокола, когда звонари раскачивали благовестники непосредственно с земли, используя для этого так называемый очеп или очап – рычаг или шест, прикрепленный к веретенообразной формы колоде, в которой крепилась корона колокола. Шест заканчивался стременем, куда звонарь вставлял ногу.

       Единственным местом в России, где до наших дней сохранился очепной звон на раскачивающихся колоколах, является Псково-Печерский монастырь. Перед началом звона звонарь, звонящий на большом благовестнике, вставив ногу в стремя веревки, идущей от очепа колокола тянет веревку вниз. При этом колокол, закрепленный на вращающемся шесте-матице, движется зевом в сторону противоположную от звонаря, а язык остается неподвижно висящим. За тем звонарь резко отпускает веревку, чтобы не помешать колоколу совершить обратное движение в сторону звонаря. Вслед за этим звонарь снова тянет веревку вниз, и колокол начинает раскачиваться сперва медленно, за тем все быстрее и быстрее, постепенно увеличивая шаг. На восьмое качание колокола раздается первый удар языка о край колокола. Так звонари, которых было по нескольку человек на больших колоколах и по одному на малых, раскачивая один за другим колокола, заставляли их звучать в строго определенном порядке, повторяя ритмический рисунок перезвона по нескольку раз. Так выглядел колокольный звон времен владыки Макария и до конца XVII в., когда под тяжестью многотонных колоколов ломались очепа и приходилось привязывать к языкам веревки и звонить в оба края колокола.

       Несомненно, на Валу стоял большой колокол, отливки 1550 г., весивший 2200 пудов и являвшийся на то время самым тяжелым действующим европейским колоколом. Этот колокол, возможно, именовавшийся в народе Царём, находился посреди соборной площади Московского Кремля. Не случайно «царское» прозвание этого колокола, так как именно митрополит Макарий в 1547 г. венчал юного Ивана IV на царство, и этим гигантским колоколом закреплялись и новый титул московского самодержца, и новое название страны. Любопытна дальнейшая судьба первого русского Царь–колокола. В 1571 г., после повреждения, его переливает пушечный литец Андрей Чехов, за тем тот же Чехов переливает его ещё раз в 1600 г. с увеличением веса до 2450 пудов и с указанием на колоколе титула и имени нового российского владыки царя Бориса Федоровича Годунова. В 1701 г. этот колокол повредился во время пожара и был снова перелит с увеличением веса до 3233 пудов. Нам неизвестно имя мастера, исполнившего данную работу, но с большой уверенностью можно предполагать, что это был ведущий мастер–литейщик того времени Иван Федорович Моторин. В 1761 г. колокол переливался еще раз, но, очевидно, оставался в том же весе и габаритах. После взрыва в 1812 г. отступающими французскими солдатами Успенской звонницы разбитый колокол переливался в последний раз на заводе купца Михаила Гавриловича Богданова мастером Яковом Завьяловым и вес его ныне превышает 4000 пудов, то есть 65 520 кг.

       По избрании владыки Макария московским митрополитом, он продолжает обустраивать церковную жизнь во всех её проявлениях, уделяя внимание церковному пению, иконописи и колокололитейному деланию. Известно, что владыка вызывает искусных мастеров иконописцев и литейщиков из Новгорода и Пскова. Среди колокололитейных мастеров удалось выявить довольно большое количество литейщиков, работавших индивидуально в своих собственных мастерских. Из этого списка выделяется имя псковского литейного мастера Нестера Иванова, звучащие колокола которого сохранились на ярусах московской колокольни Ивана Великого. Например, Корсунский колокол весом около 40 пудов, который расположен на втором ярусе колокольни и отличается приятным мягким голосом. Подобно Корсунскому, уцелел колокол из уничтоженного кремлевского Вознесенского монастыря, он стоит в Кремле на постаменте у Архангельского собора. Судя по профилю, короне и шрифту надписей, он так же является детищем мастера Нестера Иванова.

       Владыка Макарий являлся не только мудрым устроителем монашеской и церковной жизни, но и уделял внимание уставу колокольного звона. Об этом впервые на Руси был поставлен вопрос на Стоглавом соборе.

       После кончины владыки Макария несколько замирает и бурная колокольная деятельность Московского царства. Последствия неудачной и долгой Ливонской войны, опричнины и смутного времени надолго прерывают колокольное состязательство московских правителей. Лишь в середине XVII в., во времена царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, колокольное делание митрополита Макария находит достойное продолжение в виде отливки сверхгигантских колоколов весом в 10 000 и 12 000 пудов.

Приложение

Список колокололитейщиков XVI столетия

Псковские мастера

1. Михаил Андреев, 1520–1551 гг.

2. Ануфрий Андреев, 1520 г.

3. Максим Андреев, 1520–1532 гг.

4. Прокофей Григорьев, 1534–1537 гг. (Повторен как новгородский мастер)

5. Тимофей Андреев, 1534–1540 гг. (Повторен, как новгородский мастер)

6. Тимофей Орехов, 1534 г.

7. Игнатий Андреев, 1542 г.

8. Тихон Андреев, 1545 г.

9. Кузьма Андреев, сын литейщика Михаила Андреева, 1551 г. (Упоминаются Матвейко да Кузьма Михайловы)

10. Матвей Андреев, сын литейщика Михаила Андреева, 1551 г. (Возможно, самой крупной отливкой Матвея и Кузьмы стал 500-пудовый благовестник, отлитый для новгородского Софийского собора, который в 1570 г. был вывезен в Александровскую слободу)

11. Логин Семенов, 1552–1574 гг. (Колокол этого мастера сохранился на большой звоннице Псково-Печерского монастыря)

12. Кузьма Васильев, 1552 г.

13. Игнатий Ореев, 1553 г.

14. Кузьма Михайлов, 1557 г.

15. Михалька, 1557 г.

16. Матвей Григорьев, 1557 г.

17. Андрей, 1558 г.

18. Матвей Михайлов, 1559 г.

19. Тимофей Оскарев, 1559 г.

20. Нестер Иванов 1554–1559 гг. (Работал в Москве, выполняя государевы заказы).

21. Василий Иванов с. Буйносов, 1561 г.

22. Иван Матвеев, 1587 г.

23. Василий Иванов, 1589–1599 г.

24. Афанасий Панкратьев, 1590–1599 г.

25. Степан Лавров, 1597 г.

26. Яким (Иоаким) Иванов, 1599 г.

27. Иван Иванов, 1599 г.

 

Новгородские мастера

1. Иван Афанасьев, 1501 г.

2. Тимофей (Тимох) Андреев, 1526–1544 гг.

3. Прокофей Григорьев, 1536 г.

4. Илейка Новгородец, 1545 г.

5. Иван Новгородец, 1554–1566 гг.

6. Метя Новгородец, 1556–1567 гг.

7. Филипп с Городища, 1557 г.

8. Юрий Ульян, 1557 г.

9. Ян Дьячков, 1558 г.

10. Влас Поберешков, 1558 г.

11. Юрий Поберешков, 1558 г.

12. Васька, 1562 г.

13. Юшко, 1562 г.

14. Ерофей Тимофеев Новгородец, 1563 г.

15. Тимофей Масленник Новгородец, 1563–1597 гг.

16. Дмитрий Конаков Кононов, 1568 г.

17. Нечайко Колокольник, 1571 г.

18. Филипп Иевлев, 1589 г.

19. Богдан Иванов, 1589–1599 гг.

20. Девятка Иванов, 1596 г.

© Игорь Коновалов

 


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов