Колокола
// Энциклопедический словарь / Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1895. Т.  XV а. С. 722–724

       В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических колоколов Павлину, епископу Ноланскому (353–431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для них послужили полевые цветы – колокольчики, мелодическаго шелеста которых заслушался однажды этот епископ. В сочинениях самого Павлина, однако, о колоколах вовсе не упоминается; в исторических памятниках Запада впервые говорится об устройстве колоколов (при церквах Рима и Орлеана) лишь в VII в.

       Вероятнее предположение, что мысль об употреблении колоколов при богослужении возникла под влиянием колокольчиков (tintinnabulum), бывших в употреблении у римлян (и раньше – у египтян и евреев) для призыва домашней прислуги и рабов, для подачи сигналов в общественных собраниях и т.п. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи; призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков (называвшихся на Востоке лаосинактами – народособирателями). Позже в монастырях призывали в храм возглашением пред дверями каждой кельи аллилуйя, а еще позже вошли в употребление в монастырях и приходских церквах била. После Константина Великого вошли было в употребление для той же цели духовные инструменты – трубы.

       В VIII в. колокола на Западе были при церквах в общем употреблении благодаря Карлу Великому. Делались они тогда из сплава меди и олова; позже к этим металлам стали прибавлять железо и даже серебро. Папа Иоанн XIV установил обычай «крещения» колоколов, при котором каждому колоколу давалось имя какого-либо святого, что на Западе существует доселе, причём колоколу усвояется сила своим звоном прогонять бесов и даже болезни. На большом колоколе в Женеве значится надпись: Pestem fugo, pello daemons.

       На Востоке колокола появились в первый раз лишь в половине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867–886 г.) венецианский дож Орсо прислал в Константинополь двенадцать колоколов для вновь сооруженной церкви. Это нововведение сначала не привилось на Востоке, который долго оставался при своих билах. Только со времени занятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) колокола вновь стали в не появляться. Сначала колокола были очень небольшой величины. Когда, в XI в., при соборной церкви г. Гильдесгейма был повешен колокол в 100 пудов, то он всем казался чудом.

       В Россию колокола перешли не из Византии, а с Запада, на что указывает их русское название (от нем. Glocke, древнее Clocke). Первое упоминание о них в летописях относится к 988 г. В Новгороде колокола появились при церквах в самом начале XI в. В домонгольский период существовали уже при Десятинной и Ирининской церквах в Киеве, во Владимире на Клязьме (около 1170 г.), в Новгород-Северском, в Полоцке. Колокола русские были сначала небольшой величины: когда архиепископ новгородский Макарий в 1530 г. соорудил для Софийской церкви колокол в 250 пудов, то летописец замечает, что «такого николиже не бывало». Сами русские стали лить колокола впервые в Киеве, в половине XIII в.; после татарскаго ига они снова приводились из-за границы, о крайней мере в Русь северо-восточную. С XVIII столетия [ошибочные данные – примеч. редактора сайта] колокола стали делаться в России местными средствами, хотя иногда и иностранными мастерами. От процентнаго содержания различных металлов зависит степень звучности и его тембр. В недавнее время (в 1889 г.) сооружен в Харькове колокол из чистаго серебра (с необходимой лигатурой), единственный, кажется, в целом мире. Прежде чем быть помещенным на колокольню, каждый колокол освящается архиереем или священником по особому чинопоследованию, помещаемому в «Большом требнике».

Н. Б-в

       В настоящее время колокольно-литейным делом в России занято 25 заводов с ежегодным производством в 92 300 руб. На Западе лучшими колокольными заводами славятся Голландия и Бреславль, а у нас Москва, Ярославль, Воронеж, Валдай, Кострома и Енисейск. Московкие колокола известны чистотой и силой звука.

       По форме, различной как в главном контуре, так и в частностях, колокола бывают трёх главных типов: русскаго, западноевропейскаго и китайскаго. Самая главная и общеупотребительная форма нашего колокола, в котором поперечник основания (или диаметр отверстия) равен высоте его с ушами, составляющими, в свою очередь, седьмую часть высоты и изготовляющимися в зависимости от величины колокола, с двумя или четырьмя отверстиями. Поперечник верхняго пояса, при начале надписей или украшений, составляет около двух третей поперечника в краях. В западноевропейских колоколах поперечник сравнительно более, чем в наших колоколах, а высота менее – около 7/8 основания. Резкое отличие их – уши, отливаемыя в виде кольца для более удобнаго раскачивания колоколов. Звук их – резкий и сильный, но короткий, наших же – не резкий, но продолжительный. Форма китайских колоколов, схожих отчасти с индийскими и японскими, отличается большой сжатостью снизу: поперечник основания немного более поперечника верхняго пояса и почти вдвое менее высоты. Другое отличие их – полукруглые или острые городки, украшающие края их. Китайские колокола некрасивы, звук их глух и непродолжителен.

Замечательные колокола

       Россия. Уже изстари Россия славилась своими колоколами. До Петра в одной Москве колоколов было так много, что только из лишних в зиму 1700 г. отлили 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Колокола свыше 1000 пудов находятся при многих монастырях. Древнейший и огромнейший колокол в Москве – «Царь-колокол», переливавшийся несколько раз, начиная с XVI в. и весящий 12 327 пудов. При Елизавете Петровне, в 1760 г., отлит колокол в 3351 пуд, разбившийся в 1812 г. Взамен его в 1817 г. отлит новый, в 4000 пудов. (Большой Успенский). Такого же веса колокола имеются и в Троицко-Сергиевой лавре, отлитый в 1748 г. Два колокола замечательны по своему певучему звону: Саввино-Строжевский в Звенигороде и другой Симоновский в Москве. Оба отлиты в XVII в.

       Совершенно особо от всех русских колоколов стоят знаменитые ростовские звоны: сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных, которые известны всей России и упоминаются во многих исторических и археологических памятниках. Всего колоколов в ростовской соборной церкви 13, 9 из них именные: наиболее старинные и крупные – «Сысой» и «Полиелейный», оба в 2000 пудов. Музыкальным строем колоколов известен у нас священник Израилев.

       Второе место по богатству колоколов занимает Англия, где звонить в колокола – любимое народное увеселение. Там есть даже общества любителей колоколов, общества звонарей. Но благодаря исчезновению монастырей, число колоколов стало уменьшаться. Известные по всей Англии колокола: «Большой Том» на Christ – Church – College в Оксфорде (425 пудов) и «Великий Петр» в Йоркском соборе (602 пуда). Во Франции самый старинный и большой колокол «Бурдон» в соборе Парижской Богоматери (800 пудов).

       Италия. Рим имеет лучшие колокола: в соборе св. Петра (835 пудов), на Капитолии (534 пуда) и другие. В Германии сохранились колокола от древнейшего времени. Самый древний – 1144 г. в Иггенсбахе, в нижней Баварии; затем 2 колокола – XIII в., 6 – XIV , 8 – XV и т.д. Самый большой колокол – в кёльнском соборе (Kaiserglocke , 1600 пудов). В Австрии известен своими размерами колокол на башне св. Стефана в Вене (989 пудов). В Швеции есть оригинальные по материалу колокола из стекла (в Упсале), издающие превосходный звук.

       В средневековых легендах Западной Европы разсказы о колоколах занимают немалое место – звон колокола является в них молящим, радостным, гневным; сами колокола любят свои места, неохотно покидают церковь, именем покровителя которой они освящены; звонят сами без участия людей, что обыкновенно считалось предвестием бедствия.

В.Р.

       Колокола (campana – итал., cloches – фр., Glocke – нем.) средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность.

       Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров – в скрипичном … Колокола применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3 колоколов, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

       Набор колоколов (всяких величин), настроенных по датонической или хроматической гамме, называется курантами (carillon – фр., Glockenspiel – нем.). Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты, а на колоколне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Крондштадте.

       На ростовской соборной колокольне настроенные колокола существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича. В настоящее время на строй колоколов обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точнаго определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особаго аппарата, подобнаго метроному. Гармонически настроенные колокола протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничкова дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании, близ Стараго Иерусалима при храме Марии Магдалины …

       Набор маленьких колоколов, применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов. В настоящее время в театрах стали применять колокола–колпаки (timres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов …

       Для колоколов изобретен в 1893 г. англичанином Герингтоном набор цилиндров разной длины из особеннаго металлическаго сплава с бьющими по ним молотками. От той или иной длины цилиндров зависит высота звука, от большаго или меньшаго диаметра – сила. Цилиндры поддаются точному строю и не столь массивны, как колокола.

       Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeus de tumbres, Jeus de cloches) был известен в прошлом столетии, их применяли Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками … Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.

Н. Соловьев


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©