Церковь (собор) Николая Чудотворца Гостунского,
в средней Успенской части колокольни Ивана Великого,
во втором ярусе
// Сорок сороков / Сост. П. Паламарчук.
М. 1992. Т. 1. С. 64–66

текст статьи
примечания

      «Потом рядом с церковию Ивана Лествичника великий князь Василий III Иоаннович повелел фрязину Петроку Малому соорудить ещё церковь во имя Воскресения Христова. Она была начата в 1532 г. и кончена в царствование Иоанна IV, но с наименованием уже собором Рождества Христова. Из неё была сделана в 1552 г. к Успенскому собору лестница, разобранная при императоре Павле Петровиче. Рождественский собор был возобновлен еще в 1635 г.: патриарх Филарет Никитич сделал из этой церкви пристройку для помещения колоколов. Пристройка имела четыре простенка, над которыми возвышалась выкрашенная ярью глава с позолоченным крестом и подле неё шпиль также с крестом, окруженный маленькими башенками со шпилями. В 1812 г. пристройка эта взорвана и на месте её выстроена та, которая существует и теперь, но, как говорят знатоки зодчества, она сделана выше прежней и потому отнимает много грандиозности от самого Ивана Великого.

      Крайняя часть этого здания, к северу, называемая Филаретовскою, оканчивается пирамидальным верхом и готическими орнаментами, а средняя, подле самого Ивановского столпа, носящая наименование Успенской, имеет более гладкую наружность и наверху большой купол с вызолоченной главою, под которою на сквозной арке висит самый первый из колоколов по весу, называемый Успенским. Внутри здания помещается церковь Николая чудотворца Гостунского, переименованная в 1816 г. из прежнего собора Рождества Христова, в которую тогда же, по упразднении Гостунского собора, перенесены часть мощей святителя и чудотворные его иконы» [1].

      «Успенская часть – широкий четырехугольник, тоже с золоченою главой – построена в 1532 г. зодчим Петроком Малым; здесь прежде помещалась церковь Рождества Христова, с 1817 г. замененная церковью Николы Гостунского.

      От французских взрывов 1812 г. наиболее пострадала Филаретовская пристройка – третья часть колокольни, с шатровым верхом, крытым зеленою черепицею, построенная патриархом Филаретом с севера от Успенской части, – и она поэтому перестроена почти заново. В Успенской части пострадал верх, где висят большие колокола; при возобновлении допущены некоторые отступления от старины, например в форме окон» [2].

      «Смежно с колокольней, на месте, где прежде находился собор Рождества Христова, – Филаретовская пристройка, взорванная французами в 1812 г. и выстроенная вновь» [3].

      Ныне история храма отчего-то преподносится как «открытие» современных реставраторов – хотя об этом совершенно ясно говорят все три приведенных выше дореволюционных источника: «Ранее считалось, что в 1532–1543 гг. рядом со столпом Ивана Великого была сооружена звонница для больших колоколов (на первых порах строительством руководил итальянец Петрок). По мнению С.С. Подъяпольского, высказанному в 1978 г., Петрок построил рядом с Иваном Великим не звонницу, а Воскресенскую церковь. Строительство церкви было завершено уже после отъезда Петрока Малого из Москвы, в 1552 г. (существование церкви вплоть до середины XVII в. подтверждают и записки иностранцев, побывавших в Москве в это время, начиная с Генриха Штадена, служившего опричником у Ивана Грозного в 1560-х гг., и кончая Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1643 г. проездом в Персию). Между церковью и колокольней Ивана Великого висел большой колокол. Здесь же стояла деревянная звонница, несущая громадный колокол, отлитый, по преданию, в правление Бориса Годунова. Во второй половине XVII в. церковь была преобразована в каменную звонницу псковского типа.

      В 1624 г. Патриарх Филарет распорядился возвести к северу еще одну колокольню, за которой утвердилось название Филаретовской пристройки (Б. Огурцов). В 1812 г. оба сооружения были взорваны по приказу Наполеона, но в 1814-1815 гг. восстановлены (с введением ряда классических деталей) И. Жилярди по проекту И.В. Егорова и Л. Руска»   [4].

      «Близ Ивановской колокольни издавна стоял Николо-Гостунский собор, названный так по образу святителя Николая, присланному с реки Гостуни,  построенный в 1506 г. по повелению вел. кн. Василия Ивановича.

      В 1812 г. собор был неприятелем опустошен, но оставался в целости. В 1814 г. решили собор ремонтировать и сделать небольшие изменения. После посещения Москвы Государем преосвященный писал в 1816 г. Синоду: согласно Высочайшего соизволения (вероятно, по просьбе преосвященного) Николо-Гостунский собор как обветшавший и, по местоположению своему и по бедности архитектуры, делающий безобразие Кремлю надо разобрать, чудотворный образ Николая Гостунского и всю утварь перенести в новоустроенную церковь в Ивановской колокольне, где прежде была Рождественская церковь. Освятить ее во имя Николая Чудотворца и назвать Николаевским Гостунским собором.

      Синод на это дал согласие. В 1817 г. здание Гостунского собора было разобрано, в 1818 г. преосвященный освятил новый Гостунский собор в колокольне Ивана Великого. Так закончил свое существование древний собор. Многие жалели об утрате этой древности» [5]. «Собор был разобран за одну ночь» [12].

      «Церковь Николая Чудотворца Гостунского существовала с конца XV в. в Кремле против нынешнего Малого Николаевского дворца. В 1817 г. была разобрана, но в возобновлявшейся тогда Успенской части Ивановской колокольни устроена новая церковь с именем «Николы Гостунского» [6].

      «Высокое открытое крыльцо с гульбищем, расположенное на западном фасаде и ведущее в церковь, обработано ширинками. Оно возведено в 1849–1852 гг. К.А. Тоном. Расположенная в третьем ярусе церковь, внешне выделенная лишь богатым оформлением окон и порталов, внутри увеличена в высоту за счет четвертого (чердачного) яруса, освещенного слуховыми оконцами. Угловые части храма – двухсветные. В оформлении церковного интерьера проявилась ампирная монументальность. Основная его часть перекрыта невысоким купольным сводом и выше других членений. Купол отделен от стен сильно вынесенным карнизом. Подкупольное пространство почти на всю высоту раскрыто в примыкающие боковые и алтарную части арочными проемами с широким профилированным архивольтом» [16].

      «В среднем отделении колокольни находится придел св.   Николая Гостунского, в нем храмовая икона, перед которой молился Петр I, отправляясь в походы. Внизу пристройки прежде была гауптвахта, а ныне помещение для продажи духовно-нравственных книг» [3].

      «Церковь св. Николая Гостунского, переименована из прежнего храма Рождества. В ней хранятся часть мощей и древняя икона Николая Чудотворца, резная из дерева» [7] – ныне она находится на «выставке» в церкви Ризположения.

      «Каменная церковь Николы Гостунского стояла с 1506 г. Позднее в ней служил дьяконом знаменитый первопечатник Иван Федоров. Церковь была разобрана в 1816 г.» [9].

      В 1917 г. при артобстреле Кремля церковь подверглась значительному разрушению. «В алтарное окно Николо-Гостунского собора влетел снаряд и разрушил внутри алтаря восточную стену, разорвался в самом алтаре. Большое старинное Евангелие, стоявшее у разрушенной стены, отброшено на пол к престолу. Верхняя крышка с Евангелия отбита и бывшие на ней иконы Воскресения Христова и Евангелистов выбиты и разбросаны в разные стороны. Много листов из этого Евангелия разорвано и скомкано. Жертвенник разбит, богослужебные книги изорваны. По всему алтарю разбросаны кирпичи, осколки снарядов, церковные предметы, и всё это нагромождено между престолом и Царскими вратами. Престол же, несмотря на свою близость к пробоине, остался невредимым. В храме Николы Гостунского предлежит великая святыня – часть мощей святителя Николая, того святого, которого чтут все христиане и даже язычники. Увы, русский человек проявил к этой святыне такое поругание, о котором страшно и говорить! Стены у входа в храм исписаны самыми площадными, грязными и кощунственными надписями и ругательствами на русском и немецком языках, а при входе в храм, где находится святыня, устроили отхожее место. Заметьте, что это не на улице, а на верху колокольни Ивана Великого» [11].

      В настоящее время помещение собора занято под хранилище музеев Кремля, доступа туда посетителям нет.

Литература

[1] Кондратьев И.К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 103.
[2] Указатель московских церквей / Сост. М.  Александровский. М., 1915. № 38.
[3] Платонов. Москва и окрестности. Путеводитель. М., 1883.
[4] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 429.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[6] Указатель московских церквей / Сост. М.  Александровский. М., 1915. № 324.
[7] Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. М., 1913. С. 148–149.
[8] Настольный энциклопедический словарь Гранат 1903 г.
[9] Сытин П. Из истории московских улиц. М., 1958. С. 52, 55.
[10] Юбилейная Москва. М., 1912.
[11] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 19.
[12] Александровский М.И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). ГИМ. Отдел ИЗО. Фонд архитектурной графики.№ 10, 80, 139.
[13] Александровский М.И. Иван Великий: Рукопись. М., 1936 // ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 12.
[14] Москва. Памятники архитектуры XIV–XVII вв. М., 1973.
[15] Истомин Г. Ивановская колокольня и церкви при ней. М., 1893. С. 10.
[16] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 323–325.
[17] История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М.,1988. Вып. 3. С. 156–157, 164.
[18] И.Л. Село Николо-Гостунское с его древностями // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. 1861. Кн. 4. С. 187–198 (Паг. 5-я).


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©