А.Ф. Малиновский
Обозрение Москвы / Сост. С.Р. Долгова
[ Кн. 1. Глава VII ]
М. 1992. С. 42–43

Глава VII
О трёх соборных колокольнях, называемых Иваном Великим

1. Разновременное построение сих трёх колоколен

       Огромное сие здание имеет три отделения. Первую колокольню в 1329 году мая 21-го заложил великий князь Иоанн Даниилович с церковью во имя св. Иоанна Спасителя Лествиц, на память рождения сына своего Иоанна. Великий князь Василий Иоаннович приказал 1505 [года] разобрать обветшавшее здание, и чрез три года выстроена была архитектором Алевизом на том же месте новая колокольня. Царь Борис Годунов 1600 [года], разобрав строение Василия, воздвиг тут Ивана Великого и церковь под ним посвятил имени того же святого Иоанна. В виде, готической башни Борисова колокольня возвышается с крестом на 43 сажени и 2 – аршина от земли. Снизу она осьмиугольная, в средине отонена двумя уступами, а верх округлен, глава и крест ярко вызолочены, под главой трёхстрочная из медных позлащенных букв надпись.

       Другая колокольня, прикосновенная к Ивану Великому, основана была сперва в 1532 году архитектором Петром меньшим Фрязином с церковью Воскресения Христова; но 1563 [года] царь Иоанн IV повелел перенести из Мстиславского двора икону Рождества Христова под колокола, переименовал храм Воскресения Рождественским собором. Потом сие здание чрез сто лет перестроено патриархом Филаретом Никитичем, в чём удостоверяет надпись, находившаяся под карнизом до 1812 года. Ныне ж помещен тут собор св. Николая Гостунского.

       Третья колокольня построена при царе Иоанне IV в 1552 году; поводом к тому по служило, что иностранный архитектор средней колокольни Петр Фрязин не вывел в ней лестницы внутренней, а потому приказал царь сделать новую башню русским мастерам для устроения лестницы, двух палаток соборным звонарям и воскресного вверху колокола. Ныне пристроена под колокольней главная гауп[т]вахта с тосканскими колоннами.

       Все соборы в Кремле отправляют богослужение по благовесту на Ивановских колокольнях, а потому и состоит она в зависимости протопресвитера Успенского собора.

       Опустошитель Наполеон подорвал две колокольни – Филаретовскую и Иоаннову; но под Ивана Великого никак не мог подкопаться, ибо сплошной фундамент под ним занимает большое пространство в ширину и глубину. Обе разрушенные колокольни построены вновь 1815 года в том точно виде, как и прежде были. Услужливые лазутчики Бонапартовы, сведав, что над кремлёвскими храмами где-то поставлен крест из чистого золота, указали вместо Благовещенского собора на Ивана Великого. Жадный к корысти завоеватель заставил снять его и, нашед только железо, обделанное медными позолоченными листами, оставил в Кремле изломанным. Он водружен был на Иване Великом царевной Софиею Алексеевной 1684 года. На теперешнем новом кресте, вместо букв I .Н.Ц. I ., вычеканено: «Црь Славы».

2. Колокола, в летописях упоминаемые

       О некоторых колоколах, находящихся на трёх Ивановских колокольнях, упоминается и в летописях. 1339 года тверские князья, сыновья несчастного Александра Михайловича, в Орде убиенного, не дерзая противиться воле Иоанна Данииловича Калиты, принуждены были, по требованию его, снять с соборной в Твери колокольни большой колокол и отправить в Москву. 1346 [года] слиты в Москве мастером Борисом три колокола больших и три малых. 1450 [года] привезён в Москву колокол велик с Городца, что близ Нижнего Новгорода. 1503 [года] слит Петром Фрязином большой колокол в Москве, меди в нем 350 пудов, кроме олова. 1510 [года] генваря 13-го по занятии в.к. Василием Пскова, спустили вечевой колокол, висевший у св. Троицы, и отправили в Москву. Он исчез при переплавке колокольной меди, как исчезла республика Псковская в огромном составе самодержавного Российского государства. 1532 [года] немчин Николай слил в Москве колокол в 500 пудов. 1533 [года] он же слил другой в 1000 пудов, Благовестником называемый, который не втащили на колокольню, а поставили внизу на деревянных столбах.

3. Описание наличных колоколов

       Подробное исчисление 33 колоколов и надписей на них прилагается в примечании. Из четырёх больших колоколов, взлетевших в 1812 году октября 12-го на воздух, разбился только один в 3.555 пудов Успенский, который с прибавкой 620 пудов меди перелит на заводе купца Богданова, и 1819 [года] августа 27-го устроено сим заводчиком самой простой машиной удачно поднять на прежнее место; а Реут, Лебедь и Воскресный упали без вреда.

       Давать название колоколам и назначать, когда в который благовестить и в какие часы созывать на молитву к заутреням, обедням и вечерням, зависело от патриархов; ныне же благовест совершается по уставу, изданному 1722 года Святейшим Синодом. Всей меди на Ивановских колокольнях полагать можно до десяти тысяч пудов, и когда зазвонят во все колокола, то всё близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит. Приезжавшие в Москву при царе Алексее Михайловиче иностранцы удивлялись огромности и звучности большого в 8000 пудов колокола, который повешен был на особенной башне близ Ивана Великого. При римском императорском посланнике Майерберге колокол лежал ещё на земле неподнятый, он списал с него надпись, из которой явствует, что отлил его 24-летний московский мастер 1653 года в 8-летие царствования Алексея Михайловича; на средине под иконой Спасителя изображены были поясные портреты царя и царицы. От пожара, в Кремле случившегося 19 июня 1683 года, толстые деревянные перекладины на башне обрушились, колокол упал и повредился. Вышина его была 19 футов, окружность 24, а поперечник 18 футов. Троекратное ударение в большой колокол возвещало кончину государей и патриархов.

4. Царь–колокол

       Близ Ивановских колоколен в яме находится и теперь огромнейший в свете колокол, вылитый 1731 года по повелению императрицы Анны Иоанновны из прежнего колокола, называвшегося при царе Алексее Михайловиче Новым, с прибавкой к осьми тысячам пудам меди ещё двух тысяч пудов и прозванный от простого народа Царём–колоколом.

       На нём изображены лики московских чудотворцев, императрица в короне и порфире. Звука его никто не слыхал, потому что лит был в той самой яме, где он безгласно стоит около ста лет; статься может, что при литье повредили его и там оставили; а вероятнее всего, что во время большого пожара в 1737 году падавшие с Ивана Великого большие колокола вышибли край у Царя–колокола. Приложенное здесь донесение от 24 февраля 1733 года императрице московского генерал-губернатора графа Семена Андреевича Салтыкова о сём исполинском колоколе объясняет, что до упомянутого пожара даже и не предполагали, чтобы он мог быть поврежден, а готовились тогда вынуть его из ямы и поднять для звона. Снятая с него надпись объясняет время литья и вес его.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©