В.А. Кондрашина
Звенигородские колокола
// Знаменитые колокола России. М., 1994. С. 175–182

текст статьи
хронология колоколов
вес колоколов

       Колокола, символизирующие некогда мощь государства, в наши дни становятся символом мира. Самые совершенные создания музыкальной культуры человечества, колокола в древнерусской традиции стояли на одном уровне с человеческим голосом, воспринимались как «существа одушевленные».

       Колокол – символ древнего Звенигорода, само имя которого кажется вобрало в себя звон. Многочисленные легенды, предания, поверия связаны здесь с колоколами. Одно из древних преданий, повествующее о том, как тревожные голоса звенигородских колоколов звали москвичей к отражению неприятельских нашествий в записи 1811-го года звучат так: «Савва построил монастырь на месте, называемом Сторожи, которое ото всех слывет Сторожевскою горою ... В Звенигороде всякий расскажет вам, что на сей горе в старину находилась стража и висели колокола, и в случае нашествия стерегущие ударяли в оные. Звук сообщался подобной не в дальнем расстоянии второй стороже, от коей – третьей и так далее в самую Москву о приближении неприятельском».

       Когда говорят о звенигородских звонах имеют в виду ансамбль колоколов звонницы Саввино-Сторожевского монастыря. Начало звонам положили три колокола, пожалованные царём Михаилом Федоровичем в начале XVII в. Но подлинное богатство звучания они обрели во второй половине XVII столетия, когда по указу царя Алексея Михайловича монастырь возрождается и заново отстраивается после разрушений Смутного времени.

       Именно тогда поднялась на соборной площади увенчанная шатрами и прорезанная арками пятиярусная звонница, которой древнерусские зодчие отвели особую роль в архитектурном ансамбле Звенигорода. Её живописный силуэт, соседствующий с сияющими куполами древнейших белокаменных соборов, – первое, что видишь, подъезжая к городу. Знаменитый путешественник XVII в. Павел Алеппский свидетельствовал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» она превосходила колокольни столицы. Он же рассказывал о том, как в 1656 г. звоном множества колоколов в монастыре встречали именитого гостя – антиохийского патриарха Макария.

       Колокола для звонницы отливали лучшие мастера. В этих работах участвовал главный пушечный и колокольный мастер Москвы немец Ганс Фальк. 16–пудовый колокол отлил на Московском Пушечном дворе двадцатилетний Александр Григорьев, о работах которого говорили как о «чуде, превосходящем силы человеческие».

       После освобождения русскими войсками Смоленска в 1654 г. на звоннице появился трофейный колокол. Его вывезли из резиденции польского короля Сигизмунда и разместили на специально пристроенной в звоннице часовой башне-часозвоне. Этот, единственный сохранившийся до наших дней; колокол с диаметром основания чуть больше метра украшен орнаментом с переплетенными цветущей ветвью фигурками амуров и «рогами изобилия». Латинская надпись на нем, как это принято в Европе, говорит от имени колокола о его создателе: «Меня отлил в Камписе (город в Голландии) Килиан Вегеварт. Год 1636».

       Колокол с самой удивительной судьбой, которому суждено было стать символом Звенигорода, отлили русские мастера в 1667–1668 гг. на территории самого монастыря. Следы колокольной ямы хорошо сохранились в нескольких метрах от звонницы. Грандиозные работы возглавлял знаменитый «государев пушечный и колокольный мастер» Александр Григорьев. В них принимали участие 8 его учеников и дружина мастеров Пушкарского приказа – кузнецов, подъёмщиков, молотобойцев. Самые трудоёмкие работы выполняли охранявшие монастырь стрельцы. Были дни когда в этих работах участвовало до сотни стрельцов.

       Тридцатипятитонный колокол отлили за очень короткий срок – всего за 130 дней! Как это было принято в то время, мастеров за хорошую работу наградили сукном. А через несколько лет в Москве нашли человека, который взялся поднять колокол на звонницу. Вместе со своими товарищами «московский подъёмщик Мишка Клементьев» водрузил его на площадку среднего яруса звонницы, откуда голос колокола звучал без малого три столетия: с 1671 по 1941 гг. В трагические дни 1941-го года неудачей окончилась попытка спасти колокол: при спуске со звонницы он разбился и был переплавлен на военные нужды.

       Всё в этом колоколе вызывало восхищение: совершенство формы и гигантские размеры, надпись девятью рядами покрывавшая всю его поверхность и красота звучания. Именно он был изображен на звенигородском гербе. Его загадки волновали и продолжают волновать исследователей. Одна из них – составленная царем Алексеем Михайловичем и включенная в текст колокольной надписи – тайнопись была разгадана лишь в 1822 г. археологом Ермолаевым, князем Львовым и штаб-ротмистром Скуридиным. Из расшифрованного текста следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича – «от любви своея душевная и от сердечного желания».

       Среди других замечательных колоколов можно назвать отлитые в 1672 г. по царскому указу 500-пудовый Воскресный и 300-пудовый Повседневный. Автором последнего был родоначальник знаменитой династии колокольных мастеров Федор Дмитриевич Моторин.

       В новое время на звоннице появились богато орнаментированные колокола с изображением основателя монастыря преп. Саввы и его учителя преп. Сергия Радонежского, отлитые на заводах Леона Струбовщикова (1792 г.) и Николая Самгина (1831 г.).

       Отлитые в самом монастыре, доставленные в санях, на подводах или водным путем по Москве-реке – колокола постепенно заполнили все пролёты звонницы. В конце прошлого столетия их было 19, больших и малых: от крошечного четвертного колокольчика до 35-тонного гиганта, который энциклопедии называли одним из двух самых замечательных русских колоколов – «два колокола замечательны по своему певучему звону: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и другой – Симоновский в Москве». О голосе большого колокола современники говорили как о певучем, превосходном, глубоком, густом и удивительно гармоничном. Нотные записи его звучания сохранились. Среди рукописного наследия композитора Василенко и обладавшим удивительным слухом музыканта Константина Сараджева, героя документальной повести А. Цветаевой «Сказ о звонаре московском».

       Звенигородские звоны стали источником вдохновения для многих деятелей русской культуры. Их слышали композиторы Глазунов и Танеев. Они произвели неизгладимое впечатление на И. Левитана и М. Якунчикову. Загадки их гармоничного звучания привлекали Ф. Шаляпина, который писал А. Горькому в Париж: «Был на днях в Звенигороде, ездил в монастырь преподобного Саввы ... два дня лазил на колокольню и звонил во все колокола!»

       Собранные в Звенигородском музее свидетельства о звенигородских колоколах помогут, сохранить память о редком таланте русских колокольных мастеров, создателей одного из лучших в мире звонов.

Сведения об исторических колоколах
Саввино-Сторожевского монастыря
(хронология)

1620
колокол, отлитый при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Филарете. Вес 29 пудов. Перелит в 1777 г.
1620
колокол, отлитый иждивением царя Михаила Федоровича. Вес неизвестен. Перелит в 1831 г.
1636
колокол, отлитый иждивением царя Михаила Федоровича мастером Кириллом Самойловичем. Вес неизвестен. Перелит в 1831 г.
1652
по царскому указу велись работы по отливке для монастыря Большого Благовестного колокола нюренбергским мастером Гансом (Иоанном) Фальком – «главным пушечным и колокольным мастером Москвы». Отлит колокол весом 1344 пуда 24 фунта. Дальнейшая судьба неизвестна.
1655
на звоннице появился трофейный часовой колокол, вывезенный из Смоленска, голландского литья. Отлит в г. Камписе мастером Килианом Вегевартом в 1636 г. Диаметр основания около 1 метра. Имеет латинскую надпись, украшен орнаментальными мотивами с переплетенными цветущей ветвью фигурками амуров и «рогами изобилия». Единственный из сохранившихся колоколов.
1657
по царскому заказу в Москве отлит колокол, в апреле доставлен в монастырь по Москве-реке «водным путем на судне». Других сведений о нём нет.
1657
колокол весом 16 пудов 22 гривенки отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым в Москве, а 1667 г. – в монастыре был колокол весом 24 гривенки, затем он «променян».
1667
появился колокол весом 26 гривенок в результате обмена.
1667
куплен колокол в трапезу вместо кандеи, вес 16 фунтов без четверти.
1668
в монастыре отлит Большой Благовестный колокол «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым. Украшен девятью рядами надписей, три нижние составляла тайнопись. В 1672 г. поднят на звонницу «московским подъёмщиком Мишкой Клементьевым» с дружиной. Погиб в 1941 г. Весил 2125 пудов 30 гривенок. С XVIII в. изображался на гербе Звенигорода. Сохранилась литейная яма.
1672
отлит в монастыре 500-пудовый воскресный колокол из металла, оставшегося от литья Благовестного колокола.
1672
отлит в монастыре 300-пудовый Повседневный колокол из металла, оставшегося от литья Благовестника колокольным мастером Федором Дмитриевичем Моториным. Считался одной из лучших его отливок.
1777
колокол весом 64 пуда 10 фунтов отлит по распоряжению митрополита Платона из получившего трещину колокола 1620-го года.
1792
Кесарийский колокол отлит 21 августа на заводе Леона Струбовщикова. Украшен изображениями икон Богоматери Казанской и Николая Чудотворца. Весил 41 пуд. Предположительно снят в 1930 г.
1812
французы, стоявшие в монастыре, похитили два колокола: весом в 10 пудов (164 кг) и 13 пудов (213 кг).
1831
колокол весом 261 пуд 36 фунтов отлит на московском заводе Николая Самгина мастером Акимом Воробьёвым. На нём помещены изображения преподобных Сергия и Саввы и образ Рождества Богоматери.
1831
колокол весом 125 пудов 22 фунта отлит на заводе Николая Самгина с аналогичными изображениями. Было предписание о снятии со звонницы в 1930 г.
1930
в монастырь прибыл агент «Рудометаллторга» гр. Травкин и предъявил предписание на снятие колоколов: 438 пудов, 125 пудов, Кесарийского 41–пудового, мелких 11 колоколов весом 70 пудов.
 

Сведения о весах исторических колоколов
Саввино-Сторожевского монастыря

I.    Колокола весом до 100 пудов
1 Колокол весом в 24 гривенки – существовал до 1637 г.
2 Колокол весом 26 гривенок – 1667 г.
3 Колокол трапезной палаты весом 16 фунтов без четверти – 1667 г.
4 Колокол весом в 10 пудов – похищен французами в 1812 г. (164 кг).
5 Колокол весом 13 пудов – похищен французами в 1812 г. (213  кг).
6 Колокол весом 16 пудов 22 гривенки – отлит в 1657 г. государевым мастером Александром Григорьевым.
7 Колокол весом 29 пудов – отлит в 1620 г. иждивением царя Михаила Федоровича, перелит в 1777 г.
8 Кесарийский колокол 41 пуд (672 кг – отлит в 1792 г. на заводе Леона Струбовщикова с изображением образов Богоматери.
9 Колокол весом 64 пуда 10 фунтов – отлит в 1777 г. из 29-пудового колокола 1620 г.
10 По предъявленному агентом «Рудометаллторга» предписанию предлагалось снять со звонницы 11 мелких колоколов общим весом 70 пудов (Документ от 7 января 1930 г.)
II.    Колокола весом от 100 до 1000 пудов
1 Часовой колокол голландского литья 1636 г. Отлит мастером Килианом Бегевартом в г. Камписе. Появился на звоннице в 1654–1655 гг. Диаметр основания около 1 метра.
2 Колокол весом 125 пудов 22 фунта (2047 кг) – отлит в 1831 г. на московском заводе Николая Самгина. Помещены изображения преподобных Сергия и Саввы, образ Рождества Богородицы. Снят по предписанию «Рудметаллторга» от 7 января 1930 г.
3 Колокол весом 261 пуд (4274 кг) – отлит на заводе Н. Самгина в 1831 г. Изображения и судьба аналогичны предыдущему.
4 Повседневный 300-пудовый 1672 г. – одна из лучших отливок Ф. Моторина.
5 Колокол весом 438 пудов – значится в предписании к сдаче «Рудметаллторгу» 1930 г.
6 Воскресный 500-пудовый  – отлит в монастыре в 1672 г
7 600-пудовый (?) колокол в скиту – отлит после 1860 г.
III. Колокола весом свыше тысячи пудов
1 Колокол весом 1344 пуда 24 фунта – отлит в Москве на Пушечном дворе «главным пушечным и колокольным мастером Москвы» г. Фальком в 1652 г. В документах назван Большим Благовестным колоколом. Дальнейшая судьба неизвестна.
2 Большой Благовестный колокол 2125 пудов 30 гривенок – отлит в 1668 г. «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым. Поднят на звонницу в 1671 г. Утрачен в 1941 г.

       Сведения даны на основании изучения литературы и архивных источников: документов фонда Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Российского государственного архива древних актов, отдела рукописей Российской государственной библиотеки, отдела рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, отдела рукописей Ленинградского отделения института истории (ЛОИИ), архива Военно-инженерного музея артиллерии. Сведения о сдаче колоколов в переплавку любезно предоставлены В.Ф. Козловым.

© Кондрашина В.А.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©