Ионафановский музыкально-правильный звон на колокольне Ростовского Успенского собора 
// Ярославские епархиальные ведомости. 1894.
Часть неофиц. № 22. С. 345–350

      

      Всем известно, что и по настоящее время на Ростовской соборной колокольне производятся три звона: Ионинский, Иоакимовский и Георгиевский, получившие свои названия от трёх ростовских иерархов: митрополита Ионы Сысоевича, управлявшего Ростовской епархией с 1652 по 1691 год, архиепископа Иоакима, управлявшего Ростовской епархией с 1731 по 1741 год, и епископа Георгия Дашкова, управлявшего той же епархией с 1718 по 1731 год.

      Эти три звона, равно как и все колокола, находящиеся на Ростовской соборной колокольне, о. протоиерей Израилев определил научным образом и положил их на ноты. Записка его об этом читана была в Обществе любителей древней письменности 11 мая 1884 года и издана в «Памятниках» оной того же 1884 года под заглавием: «Ростовские колокола и звоны». И вот у о. протоиерея Израилева, известного своей опытностью в области музыкальной акустики и в устройстве гармонического звона церковных колоколов, под влиянием юбилейного торжества в честь Высокопреосвященнейшегo Ионафана, явилось усердие устроить на Ростовской соборной колокольне ещё четвёртый звон, Ионафановский, в память полувекового юбилея всеми горячо любимого и глубокоуважаемого Высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, управляющего Ростовский епархией с 28 февраля 1877 года.

      Для устроения Ионафановского музыкально правильного звона в тоне C–dur, потребовались на Ростовской соборной колокольне два колокола такие, из которых звук одного соответствовал бы ноте До, находящейся между 3-й и 4-й линиями нотной системы с ключом скрипичным, а звук другого соответствовал бы ноте Ми, находящейся на 1-й линии нотной системы с тем же скрипичным ключом. Первый такой колокол нашёлся при самом же Ростовском соборе. Он был ясаком и имеет весу 1 пуд 18 фунтов с половиной. Колокол этот нужно было переместить на колокольню, а вместо него повесить другой, что и сделано с согласия местного протоиерея Пречистенского. Второго колокола при Ростовском соборе не обрелось. Вследствие сего о. протоиерей Израилев решился подобрать такой колокол на Ярославском колокольном заводе П.И. Оловянишникова и пожертвовал его от себя в Ростовский Успенский собор.

      Апреля 10-го 1894 года о. протоиерей Израилев подал на имя Его Высокопреосвященства записку:

«Почтительнейше прошу Вашего Архипастырского благословения пожертвовать мне в Успенский Ростовский собор колокол весом в 6 пудов 18 фунтов, в память свершившегося в 30 день ноября минувшего 1893 года пятидесятилетия Вашего благотворного служения церкви и отечеству. Звук этого колокола соответствует ноте Ми, находящейся на 1-ой линии нотной системы с ключом скрипичным и необходим для дополнения музыкального аккорда в тоне C–dur. Вместе с сим позвольте мне, Ваше Высокопреосвященство, обучить звонарей означенного собора, чтобы они, сверх известных трёх звонов, получивших название от имен трёх ростовских иерархов, производили в показанном тоне C–dur еще четвёртый звон, который носил бы имя Вашего Высокопреосвященства, то есть назывался бы Ионафановским».

      Так о. протоиерей Израилев объяснил свою жертву в Ростовский Успенский собор собственноручной запиской на имя Высокопреосвященнейшего Ионафана. На этой записке его последовала милостивейшая резолюция Владыки за № 1634 такая:

«1894 г. апреля 21. О. протоиерею Израилеву разрешается пожертвовать колокол в Ростовский Успенский собор, а также и устройство четвёртого звона. О сём сообщить местному протоиерею собора Пречистенскому. За усердие о. протоиерея к моему юбилейному торжеству изъявляю мою искреннюю благодарность. Бумагу сию препроводить на имя о. протоиерея Израилева, который о последующем имеет мне донести с возвращением сей бумаги. Ар. И.»

      От 23 апреля сего 1894 года о. протоиерей Израилев доносил Высокопреосвященнейшему владыке:

«Возвращая при сём бумагу с милостивейшей Вашей резолюцией, от 21 сего апреля за № 1634, почтительнейше доношу Вашему Высокопреосвященству, что с Архипастырского Вашего разрешения и благословения, пожертвованный мной колокол в Ростовский Успенский собор в память Вашего юбилейного торжества, освящен 22 числа, в пяток Светлой недели, и в тот же день с согласия местного протоиерея о. Пречистенского, перед поздней литургией повешен на колокольне. После поздней литургии во время крестного хода, совершаемого вокруг собора, произведен был, при моём содействии, в первый раз на Ростовской соборной колокольне новый четвёртый музыкальный звон, носящий имя Вашего Высокопреосвященства».

      От 25 апреля 1894 года за № 108 о. протоиерей Ростовского Успенского собора Александр Пречистенский представил Его Высокопреосвященству свой рапорт:

«Долгом своим поставляю почтительнейше донесть Вашему Высокопреосвященству, что 22 апреля сего 1894 года о. протоиереем Аристархом Израилевым пожертвован в Ростовский Успенский собор колокол весом 6 пудов 18 фунтов, стоющий 100 рублей, в память совершившегося в 30 день ноября прошедшем 1893 года пятидесятилетнего доблестного служения Вашего во благо церкви Божией и на пользу отечества. Колокол сей внесен в опись церковного имущества. Звук этого колокола, соответствующий ноте Ми, находящейся на 1-ой линии нотной системы с ключом скрипичным, необходим для дополнения музыкального аккорда C–dur. При постановке пожертвованного колокола и другого ясачного, перенесенного на колокольню, прошу покорнейше Ваше Высокопреосвященство разрешить о. протоиерею Израилеву обучать звонарей соборных между поздней обедней и вечерней, сверх трёх звонов, получивших название от трёх ростовских иерархов, четвёртому звону, который будет носить имя Вашего Высокопреосвященства, то есть будет называться Ионафановским».

      На этом рапорте последовала резолюция Его Высокопреосвященства от 25 апреля 1894 года таковая:

«Разрешается и благословляется; а о. протоиерею Израилеву изъявить мою сердечную благодарность за его усердие ко мне. Арх. И.»

      Желая увековечить жертву и звон, составленный вчесть имени Высокопреосвященнейшего Ионафана, Архиепископа Ярославского и Ростовского, о. протоиерей Израилев испросил затем разрешения Владыки сделать на пожертвованном колоколе следующую надпись:

«С благословения Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, в память свершившегося в 30 ноября 1893 года пятидесятилетнего благотворного служения его св. церкви и отечеству, пожертвован сей колокол в Ростовский Успенский собор, 1894 года апреля 22 дня, протоиереем Аристархом Израилевым с тем, чтобы звонари собора, кроме трёх известных звонов: Ионинского, Иоакимовского и Георгиевского, производили еще четвёртый, Ионафановский музыкально-правильный звон, приведенный в гармонию тем же протоиереем Израилевым».

      На это последовала архипастырская резолюция от 30 апреля 1894 года за № 1744 таковая: «Благословляется и разрешается. Ионафан Арх. Яросл. и Ростовский».

      Надпись эта высечена на колоколе славянскими буквами в пять строк. Ниже её есть другая рельефная надпись, вылитая одновременно с отливкой самого колокола в одну строку:

«Лит на заводе П.И. Оловянишникова сыновья в Ярославле». На самом же нижнем ободе колокола высечено: «Весу 6 пуд. 18 фун.» И ещё: «Звук сего колокола соответствует ноте ми, находящейся на 1-й линии нотной системы с ключом скрипичным»

… звонари Ростовского собора, наученные протоиереем А. Израилевым, уже безошибочно исполняют на колокольне звон Ионафановский, наряду с другими тремя звонами: Ионинским, Иоакимовским и Георгиевским, производимыми в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. Но при этом желательно, чтобы Ионафановский звон употребляем был и во дни важных событий жизни Высокопреосвященнейшего Ионафана, например:

а) в день его рождения, 18 апреля
б) в день его тезоименитства, празднуемый в неделю Праотец
в) в день поставления его во Епископы, 4 сентября
г) в день назначения его на Ярославскую кафедру, февраля 28-го и
д) в день прибытия его в Ярославскую епархию, марта 23, прежде в Ростов, а потом того же дня в Ярославль

      Воздадите убо всем должная: ему же убо урок, урок: а ему же дань, дань: а ему же страх, страх и ему же честь, честь (Рим. XIII , 7).


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©