Р.Ф. Алитова, А.Е. Виденеева
Ростовские звоны. [Буклет]
Ростов, 2000

       

       Ростовские звоны дошли до наших дней примером былого гармонического согласия колоколов. Им посвящено немало книг и научных статей, они звучат во многих кинофильмах, большими тиражами выпускаются их записи. История их такова.

       В 80-е годы XVII  века стараниями мастеров ростовского митрополита Ионы Сысоевича (1652–1691) на Соборной площади Ростова была возведена звонница палатного типа с набором из двенадцати колоколов. Колокола для звонницы подбирались по заранее продуманному плану. Основная часть колоколов отлита в XVII веке.

       Самый большой колокол весит две тысячи пудов (32 тонны), лил его в 1688 году московский мастер Флор Терентьев. Имя свое «Сысой» он получил в память об отце владыки Ионы, схимонахе Сысое. Язык этого колокола-гиганта весит около полутора тонн, раскачивают его два звонаря.

       Следующий по величине колокол – тысячепудовый «Полиелей», литый шестью годами раньше «Сысоя» московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Его название в переводе с греческого означает «многомилостивый».

       Колокол «Лебедь» весом в полтысячи пудов отливался в один год с «Полиелейным» Филиппом Андреевым. Он обладает красивым полётным голосом, за что и получил такое имя.

       Рядом с «Лебедем», в третьем пролёте звонницы висят еще два колокола  – «Красный» (30 пудов) и «Козел» (20 пудов). Другие четыре безымянных колокола древнего происхождения расположены между третьим и четвертым пролётами. Из четырёх колоколов, повешенных в четвертом пролёте звонницы сразу же по окончании её строительства, сохранились только три: «Баран» и два зазвонных. «Баран» (80 пудов) создан в 1654 г. московским мастером Емельяном Даниловым. Висящий здесь же колокол «Голодарь» (171 пуд), изготовлен в 1856 году на заводе ярославского купца Чарышникова. Когда-то на его месте висели «Голодарь» 1-й и «Голодарь» 2-й, которые были разбиты. Своё имя он получил от того, что в него благовестили во время Великого Поста.

       Самый старинный из ростовских звонов – торжественный и строгий «Ионинский» – появился, вероятно, в конце 1680-х годов. Не исключено, что и сам владыка Иона был каким-то образом причастен к его сочинению. Второй праздничный звон – «Егорьевский», появился в период пребывания на Ростовской кафедре архиепископа Георгия Дашкова (1718–1730) и назван его именем. Несколько позднее, при архиепископе Иоакиме (1731–1741), сложился третий праздничный звон – «Акимовский». При исполнении праздничных звонов использовались все колокола при участии нескольких звонарей. В конце XVII века их было восемь. Помимо праздничных, до нас дошли также два оригинальных будничных звона.

       Еще несколько звонов появилось в XIX – начале XX века. Авторы некоторых сочинений известны. Одним из них был протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817–1901), большой знаток колокольных звонов, автор книги «Ростовские колокола и звоны» (1884 г.), содержащей музыкально-акустическую характеристику колоколов звонницы, нотную запись пяти древнейших композиций и практические указания по поводу их исполнения звонарями. В 1884 году А. Израилевым были изготовлены камертоны, настроенные под тоны колоколов соборной звонницы Ростова. Изучение А. Израилевым ростовских колоколов и звонов увенчалось созданием в 1894 году нового праздничного звона. Мастер посвятил его архиепископу Ярославскому и Ростовскому Ионафану, который вошел в историю отечественной культуры, как один из организаторов Ростовского музея церковных древностей. Для исполнения «Ионафановского» звона на соборной звоннице по инициативе А. Израилева повесили ещё два колокола.

       В Ростове, кроме соборной звонницы, звучали колокольни архиерейского двора и десятки колоколен при монастырских и приходских храмах. В архитектурный ансамбль архиерейского двора, на территории которого располагается Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», входили четыре небольшие звонницы, из которых сохранились две – церкви Воскресения (ок. 1670 г.) и церкви Иоанна Богослова (ок. 1683 г.)

       Первое упоминание о колоколах звонниц Ростовского кремля встречается в «Летописи о Ростовских архиереях», где говорится, что при митрополите Ионе на колокольне церкви Спаса на Сенях имелся колокольный набор весом в 300 пудов (1 пуд = 16 кг), вес колоколов церкви Иоанна Богослова составлял 200 пудов, колокола Воскресенской церкви весили 150 пудов, колокола церкви Григория Богослова – 100 пудов.

       Новая жизнь колокольни церкви Воскресения началась весной 1989 года. Во время подготовки к проходившему в Ростове II Всесоюзному фестивалю колокольной музыки на Воскресенскую звонницу были подняты колокола, до того времени хранившиеся в фондах музея. Для звонницы были отобраны 12 колоколов весом от 120 до 5 кг. Среди них два подписных колокола, датированных 1658 и 1684/85 годами. Остальные колокола также старого литья, хотя и не имеют точной датировки.

       На звоннице церкви Иоанна Богослова в 1960-е годы были повешены два небольших колокола, игравшие чисто декоративную роль. В июле 1998 года на колокольне появились новые колокола весом 6, 8, 14, 24, 48, 96 и 160 кг. Они были отлиты и настроены во Всероссийском научно-исследовательском институте неорганических материалов им. А.А. Бочвара. Первый концерт на звоннице состоялся 22 августа 1998 года в рамках проходившего в Ростове Ярославского фестиваля хоровой и колокольной музыки.

       В настоящее время Ростовскому музею принадлежит четыре действующие звонницы, две из которых находятся в Ростовском кремле, две – в музейных филиалах: Борисоглебском монастыре и деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне. В музее проводятся концерты колокольных звонов.

© Р.Ф. Алитова, А.Е. Виденеева


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©