В.В. Талицкий
Соборная колокольня и ростовские звоны
// Ростовский Успенский собор. М., 1913. С. 58–81

          Близ самого собора, в юго-восточной стороне ограды, совершенно отдельным зданием стоить соборная колокольня.

          Под колокольней находится маленькая церковь в честь Входа Господня во Иерусалим; служба в ней бывает только в храмовой праздник – в Вербное воскресенье.

          Колокольня построена митрополитом Ионою Сысоевичем, в один ярус, и имеет продолговатую форму. Длина ее 15 саж., ширина 5 саж. и высота 10 саж. Северная (левая) часть колокольни несколько выше остальной галереи и здесь висит самый большой колокол «Сысой», весом в 2000 пуд. Всех колоколов 13, из них три, наибольшие, слиты «тщанием митрополита Ионы», – а именно:

          а) Сысой, названный так по имени отца митрополита Ионы. На нём надпись:

«Лета 7197 (1689) ноемврия въ 11 день, при державе Великих Государей и Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни Благоверныя царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея великия, малыя и белыя России Самодержцев, и при благоверных Государынях и Великих княжнах Наталии Кирилловне, Праскеве Феодоровне, Марфе Матвеевне, и при Великом Господине Святейшем Кир Иоакиме, Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго. Лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и Великих Ростовских чудотворцев Леонтия, Исаиа и Игнатия Епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев, а весу в сем колоколе две тысячи пудов».

          б) Полиелейный, весом в 1000 пуд, слит 1683 года, октября в 30-й день, а «лил сей колокол мастер Филипп Андреев с сыном своим Киприаном».

          в) Лебедь, весом в 500 пуд, слит 1682 года, марта в 1-й день, а «лил мастер Филипп Андреев».

          Следующий по весу колокол, Голодарь, в 171 п. 5 ф., вылит в 1856 году. Голодарем он называется потому, что в него благовестят в великий пост к заутрени, к часам и к великому повечерию (в него же благовестят и к малой вечерне всегда). На средине сего колокола, между головою и краями его, находятся четыре рельефные изображения Божией Матери Владимирской, святителя Леонтия, св. Исаия и св. Игнатия; между ними по три херувима.

          По словам о. Аристарха Израилева, – «этот четвертый колокол «Голодарь» по тону нисколько не гармонирует с тремя большими колоколами». «Негармоничность его произошла оттого, что он отлит был вместо прежнего, разбитого, и при отливании его не обратили внимания на тон его, а позаботились только о том, чтобы он был потяжельше прежнего, да побольше имел бы на себе рельефных изображений».

          Пятый колокол Баран, весом в 80 пуд, вылит в 1654 году, при митрополите Ионе, «в Ростов, к соборной и апостольстей церкви», лил сей колокол мастер Емельян Данилов.

          Следующие колокола: Красный, в 30 пуд., Козел, в 20 пуд., остальные без имени, кроме 12-го и 13-го, называемых Зазвонные 1-й и 2-й.

          На восточной стене собора повешен маленький колокол, Ясак, которым дается знать звонарю на колокольне о времени благовеста или звона.

           Звон ростовских колоколов давно известен как своею благозвучностью, так равно и замечательно стройным подбором тона. В прежние времена звонари звонили по нотам, но, затем, ноты эти затерялись и звонари передают теперь друг другу «на слух» искусство звонить по-прежнему.

          Звон имеет в настоящее время четыре настроя: три старинные – «Ионинский», «Иоакимовский» и «Георгиевский» (по имени архипастырей Ростовских: Ионы Сысоевича, митрополита Иоакима и архиеп. Георгия Дашкова); и четвертый, новейший, "Ионафановский», составленный о. протоиереем Аристархом Израилевым в честь бывшего архиепископа Ростовского и Ярославского Ионафана.

          Первый настрой – один перевод колоколов без пересечки, служит основанием для остальных настроев; второй – с пересечкой; третий  – также с пересечкой, при которой звонари ударяют во все колокола в один раз. При втором настрое ряд звуков выражает как бы слова старинного концерта «Пойте Богу нашему», а при третьем песнь «С нами Бог».

          Обычно посещающие Ростов слушают звон в самой ограде соборной, но, по словам г. Смоленского (Смоленский, «О колокольном звоне в России»,. СПб. 1907 г.), «нужно отъехать с версту от Ростова по озеру и послушать звон оттуда, в тихую погоду, чтобы понять, что получается из ростовских звонов издали. Гармонии тянутся долго, то замирая, то усиливаясь ... В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу полным восторгом. Это именно «неземная музыка», и не знаю я, есть ли ещё в России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом ... »


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©