В.В. Стасов
Вступительная статья к книге А. Израилева «Ростовские колокола и звоны»
// Израилев А., прот. Ростовские колокола и звоны.
СПб, 1884. С. III–VI

          Получив от Общества любителей древней письменности поручение издать в «Памятниках» Общества записку отца Аристарха Израилева о ростовских колоколах и звонах, считаю необходимым сообщить здесь несколько сведений об авторе этого замечательного труда.

          Отец Аристарх Александрович Израилев, состоящий ныне священником при Рождественском женском монастыре в Ростове, родился 10 апреля 1817 года, Ярославской губернии, Романо-Борисоглебского уезда, в селе Петровском на Ухре. Его отец был дьякон. Ещё во время годов, проведенных в Ярославской семинарии, молодой Израилев заинтересовался исследованиями акустическими вследствие того, что один знакомый слесарь подарил ему неверный камертон. До тех пор он не имел никакого понятия об инструменте, служащим для определения тона. Подаренный ему камертон был для него сущим откровением, и он с горячей ревностью принялся за изыскания насчет измерения звуковых колебаний. С тех пор отец Израилев в продолжение более 40 лет занимается музыкальной акустикой. Он ознакомился с русской и иностранной литературой по этой части, но вместе постоянно производил и сам практические опыты над колебаниями звучащих тел.

          Для этого он решился устроить целый ряд камертонов. Эту работу он произвел в течение нескольких лет, пустивши при этом в ход свои давние мало по малу приобретенные познания в слесарном, токарном и столярном мастерстве. Он сам собственноручно выделывал из стали камертоны и, подпиливая постепенно их ветви, доводил до известного звука, или известного количества математических определенных колебаний; сам же вытачивал для них деревянные ручки, назначенные для большего уединения звука; наконец, сам же устраивал деревянные пустые ящики, служащие подставкой и вместе резонансной доской для каждого камертона. Эти коллекции необыкновенно точно настроенных камертонов заслужили отцу А.А. Израилеву почетные награды на выставках: Всероссийской Политехнической в Москве 1872 года, Венской всемирной 1873 года, Филадельфийской всемирной 1876 года и Всероссийской Московской 1882 года. Для выверки камертонов, отец А.А. Израилев изобрел особый снаряд, позволяющий верно и удобно достигать предположенной цели. Описание его напечатано в «Журнале Русского Физико-химического общества» (1884 г., вып. 1).

          Подробные сведения об акустических работах о. Израилева по его рукописям с примечаниями профессора Московского университета Столетова печатаются в настоящее время в «Трудах Отделения физических наук Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии» (т. 1, вып. 2).

          В последнее время о. Израилев задумал приложить свои акустические изыскания и свою великую опытность в этом деле к усовершенствованию колокольного звона в нашем отечестве. Задача была превосходна, так как вообще признано в Европе, что не только самые громадные по размеру и весу, но и самые замечательные по красоте тона, колокола существуют именно в России. К сожалению, в течение настоящего столетия колокольное дело велось в нашем отечестве все небрежнее и небрежнее, и количество знающих и подготовленных мастеров все умалялось. Новые наши колокола далеко отстают от старинных русских колоколов XVI и XVII века. Одним из значительнейших плодов изучения отца Израилева в этом направлении является «Записка о Ростовских колоколах и звонах», печатаемая здесь.

          Ростовские звоны давно знамениты в России. Это замечательнейшие и оригинальнейшие наши звоны. Они производятся на Успенской соборной колокольне целым рядом колоколов, вылитых по предложенному плану (в XVII веке) с известным определенным звуком, так что могут производить звоны вполне музыкально правильные, в гармоническом отношении. В течение очень многих лет на этой колокольне производятся звоны, носящие имена «Сысоевского», «Акимовского», «Егорьевского» и двух «Будничных», которые известны всей России, упоминаются во многих археологических и исторических сочинениях наших, но никогда ещё не были определены научным образом и никогда ещё не были положены на ноты. Честь выполнить и то, и другое выпала на долю отца Израилева. В своей записке он также указывает и на средство исправить некоторые из недостатков ростовских звонов.

          В настоящее время он занят, по воле Государя Императора, приведением в гармонию колоколов на большой колокольне Аничкова дворца. Была также речь и об исправлении курантов на колокольне Петропавловского собора в С.-Петербургской крепости.

          Блестящая деятельность отца Израилева в отношении к исследованию русских колоколов и усовершенствованию наших звонов невольно приводит к мысли: как хорошо было бы, если б этому же замечательному нашему ученому и деятелю поручено было, однажды, спаять снова, привести в известный определенный тон и поднять на колокольню знаменитый Царь–колокол.

          Возможность эта вполне доказывается тем, что отцу А.А. Израилеву случилось однажды вполне счастливо спаять вновь и привести в прежний тон камертон, у которого сломилась случайно одна из ветвей. Восстановление же в прежнем виде колокола, полтораста лет тому назад свалившегося в яму и никогда ещё не звонившего, было бы, конечно, для нашего счастья, одним из торжеств нашего времени. Ведь Царь–колокол в 12000 пудов весом – первый колокол в мире. Зачем же ему молчать!


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©