Гармонически настроенные колокола
// Ярославские епархиальные ведомости. 1886. № 48.
Часть неофиц. C. 771–772

      

          Известному настройщику церковных колоколов Ростовскому (Ярославской губернии) о. протоиерею Аристарху Израилеву Высочайше поручено было устроить гармонический звон колоколов для строящегося на средства Государя Императора и его Августейших братьев близ св. града Иерусалима, в Гефсимании, храма во имя св. равноапостольной Марии Магдалины и в память в Бозе почивающей Государыни Императрицы Марии Александровны.

          Эта задача в настоящее время успешно окончена. Колокола в числе 6-ти были отлиты в Ярославле на заводе братьев Оловянишниковых по указаниям о. Аристарха Израилева и так же им гармонически настроены в минорный аккорд (G–moll). Потом они привезены были в С.–Петербург для пробы. Проба производилась 7 сего ноября на красном дворе Академии художеств. На пробе колоколов изволил быть великий князь Сергей Александрович с состоящим при особе Его Высочества полковником М.П. Степановым. К приезду Его Императорского Высочества явились управляющий придворной певческой капеллой М.А. Балакирев, как эксперт музыки, конференц-секретарь академии художеств П.П. Исаев, художник-реставратор П.К. Соколов, заводчик И.П. Оловянишников и о. протоиерей Аристарх Израилев. Проба вполне удалась. Гармонический звон колоколов произвел весьма благоприятное впечатление, так что великий князь не раз благодарил о. Аристарха, и затем вскоре пожаловал ему свой портрет с собственноручной подписью.

          За труды о. Аристарха по устройству этого гармонического звона 6-ти колоколов Его Императорского Величество Государь Император 11 ноября всемилостивейше пожаловал наперсный золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Крест этот передан о. Аристарху лично великим князем Сергеем Александровичем во дворце его.

          Итак, искусство о.  Аристарха понято, вполне оценено и стало быстро распространяться. Теперь имеются настроенные им колокола и гармонические их звоны в Петербурге: на колокольне собственного Его Величества дворца Аничкова, на колокольне Казанского собора и при временной часовне, построенной на месте злодеяния 1 марта 1881 года; затем в Нижнем Новгороде в дворянском институте Императора Александра II; в Киеве, во дворце великой княгини Александры Петровны, и в Крыму, в имении великого князя Константина Николаевича, в Орианде.

          В Москве на колокольном заводе А.Д. Самгина, по просьбе инженера-технолога Николая Ивановича Первушина, который весьма расположен к этому новому делу, о. Аристархом музыкально настроены колокола в таком числе, что на них о. Аристарх прекрасно разыгрывал два гимна: «Боже, Царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

          Слышно, что будет поручено о. Аристарху настроить на колокольне Петропавловского собора в Санкт–Петербургской крепости колокола часовых курантов, весьма неправильно играющих гимны: «Боже, Царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Когда это будет сделано, и будет разноситься с высоты колокольни, как от церковного и общедоступного всем инструмента, правильная мелодия означенных гимнов, тогда народ, прислушиваясь к этой мелодии, научится тверже воспевать молитву за Царя и хвалебную песнь Богу.  


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©