Св. Павлин Ноланский и церковные колокола
// Ярославские епархиальные ведомости. 1883.
Часть неофиц. С. 265–267

          Св. Понтий Меропий Павлин, епископ и поэт, родился в 353 г. в г. Бордо, скончался в 431 г. Был отличным адвокатом, чем обратил на себя внимание императора Грациана, который в 381 г. облек его консульским достоинством. В 393 г. св. Павлин принял сан священника, а в 409 г. он был назначен епископом Ноланским. Скончался 22 июня 431 года. И нашей православной, и католической церковью он признан в лике святых. Мощи его в церкви св. Варфоломея в Риме. От св. Павлина остались стихотворения, разсуждения и история мученичества Генесия Арльскаго или Арелатскаго. Его творения напечатаны в Париже 1685 г. и в Вероне 1736 г. Рабани издал этюды из св. Павлина. Римской церковью память его празднуется 22 июня, нашей православной – 23 генваря. Ср. «Месяцеслов Востока» архим. Сергия под 23 генваря и в указателе стран. 148; у Филарета в уч. об отцах § 200.

          Это было около 400 г. по Р.Хр. Погруженный в глубокия думы, шёл раз св. Павлин, епископ Кампании, в далекий свой кафедральный город Нолу. Он возвращался, так сказать, с обозрения своей епархии, заходил из деревни в деревню, с торга на торг, чтобы ободрять христиан и укреплять их в вере во Христа. Встретил он много равнодушия, много суеверий, много неверия, по этому-то душа вернаго епископа и была печальна. В молитве он обратился к своему Господу: «Воззови, Господи, к этой бедной, темной земле гласом свыше», молился он тихо. «Открой облака, что нас разделяют от Тебя! Соедини сердца наши при нашей разрозненности узами крепчайшими цепей. Собери блуждающее! Боже и Господи наш! Не скрой лица Твоего от нас! Дай нам чувствовать дыхание Твоего Духа, чтобы сердца наши были привлекаемы к Тебе и не блуждали в безграничной темноте».

          Страна между тем становилась мало помалу пустыннее. Благочестивый путешественник едва замечал это; потому что лишь ноги его касались пыльной этой земли, душа же его искала тихаго соприкосновения с Божеством. Когда солнце склонилось к западу, епископ поднялся на утес, лежавший вблизи дороги; члены путника, утомленные путешествием и душевной работой, чрезвычайно ослабели; глазныя веки отяжелели; пред взором его все предметы ближайшей окрестности в безпорядочном движении стали изменять свои места. С минуту утомление путешественника боролось еще против сна; потом еще раз он обратил свои глаза к небу, распростиравшемуся над ним пурпурным сводом; еще раз едва двигавшияся уста прошептали тихо и невнятно моление: «Воззови, Господи; воззови к нам гласом свыше», и он начал было засыпать.

          Тут вдруг заколыхались при вечернем ветре вверху, на краю утеса, удивительно прелестные цветы. На тонком, почти невидном, стебельке качались тихо эти цветы – колокольчики. В состоянии наполовину бодрственном, наполовину сонном видит епископ, как с пурпурных вечерних облаков сходят светлые образы Ангелов, качают колокольчики за нужный стебелек; и слышит он, как тихо раздаются из цветочной чашечки серебристые звуки, в которых как бы в пении духов слышались восхищенному уху слова: «Воззови, зови».

          «Воззови, Господи» молитвенно еще раз произнес благочестивый пастырь, потом закрыл глаза и проснулся только тогда, когда поднявшееся над горизонтом солнце стало согревать окрестность. В ушах проснувшагося еще звучало мелодичное пение цветов, глаз еще искал окрыленных небесных вестников, которыми приводимы были в движете цветы - колокольчики. Но напрасно. Он видел только голубыя прелестныя чашечки, движимыя тихим веянием утренняго ветра. Глубоко пораженный, епископ преклонил колена на утес и молился. Как некогда Иаков, мог бы он назвать это место «Вефиль, дом Божий» (Быт. XXIX, 19), ибо видел, что здесь дышет Дух Божий, открывший ему некую тайну.

          Укрепленный телесно и душевно пришел св. Павлин в г. Нолу и скоро снова отдался обычным своим занятиям. Но постоянно, и размышляя, и письмом занимаясь, обращал он свои мысли к голубым колокольчикам, стоявшим у него на виду в стакане с водой. Если потом церковные служители ходили по улицам с кимвалами, созывая христиан к Богослужению, то представлялось епископу, что голос свыше повелевает ему вытеснить из церковной практики этот остаток языческаго богослужения.

          Но как было сделать это? Это как св. Павлин и желал и думал разрешить. И вот раз он пригласил к себе соседа, медника по ремеслу, ловкаго и благочестиваго человека. По часам и по дням оставались они оба в запертой комнате. Пытливым взором наблюдали они строение нежных цветков. «Так должно быть» – сказал наконец, удовлетворившись разследованием, опытный мастеровой. В просторном низменном саду построил он печь и слепил из глины форму точь в точь как цветок – колокольчик, только гораздо шире и выше. Потом расплавленною смесью из меди, олова и висмута наполнил он глиняную форму; и когда она охладела, то металлическое содержание было очищено от инородной кожуры. Радостно схватил епископ молоток и с трепетом стукнул во впервые отлитой колокол: его ухо тронуто было серебристыми волнами голоса свыше. Содрогаясь от восхищения, обнажил св. Павлин свою седую голову и пал на колена, благодаря Бога за удавшееся дело.

          Таково сказание о первом изобретателе церковных колоколов. нет сомнения, что это сказание есть поэзия, ибо колокола были известны и ранее (*). Но то несомненно, что в г. Ноле в Кампании тамошним епископом св. Павлином общество христиан впервые стало созываться к молитве колоколом.

(*) Кимвалом в Библии обыкновенно называется малый колокол или звонок, гремушка, бубенчик. Сделанный в больших размерах кимвал издавал громкий звук, производившийся ударом в него небольшою палкою; следовательно, кимвал делался наподобие таза, большею частию из меди. От своего пронзительнаго звука кимвалы прозваны были кимвалами восклицания или громогласными. В первый раз они введены были в Богослужение Давидом при перенесении в Иерусалим ковчега завета. Ныне кимвалом называется инструмент, состоящий из малых колокольчиков или регистр в органе; равным образом – треугольный инструмент со струнами для каждаго тона в два или три ряда, в которые ударяют палочками. У Греков, Римлян и Египтян кимвал состоял из двух деревянных шаров, каждый с рукояткою; этими на рукоятках шарами колотили в доску. Был у Римлян еще более благообразный кимвал, имевший вид таза, следовательно, вогнутой формы, по большой части делавшийся из меди, издававший очень резкие звуки и употреблявшийся особенно при вакханалиях и праздниках в честь богини Цибелы (Liv. 39, 8). Во времена св. Павлина употреблялись и у христиан для созыва к Богослужению, конечно, эти последние кимвалы.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов