С.Г. Рыбаков
О протоиерее Аристархе Израилеве и его работах
// Рыбаков С.Г. Церковный звон в России. СПб., 1896. С. 42–47

          ... Гонения на православие и духовенство во время правления Бирона, конечно, не могло отразиться благоприятно на состояние церковного звона, и последний в течение XVIII  столетия видимо падал и в таком заброшенном положении перешел в XIX столетие; несомненно, в отдельных случаях искусство колокольного звона продолжало поддерживаться, например, кое-где в старинных монастырях или в лице отдельных представителей, например, известно, что знаменитый Суворов мастерски звонил в своем селе Кончанском во время ссылки; но чтобы оно было предметом внимания, этого мы не видим в первую половину XIX столетия вплоть до появления замечательного деятеля в области колокольного искусства, известного знатока по настраиванию колоколов и знатока церковных звонов о. Аристарха Израилева, о деятельности которого нельзя умолчать при изложении истории нашего церковного звона.

          В наше время церковные колокола никогда почти не бывают согласны между собой, и требования музыкальной гармонии при устройстве колокольного звона теперь обыкновенно забываются (см.: «Литовские епархиальные ведомости». 1893. № 34).

          По поводу качества колоколов, выставленных на Всероссийской выставке 1882 г., мы читаем в Ярославских епархиальных ведомостях 1882 г. № 22:

«Мы не замечаем значительного шага вперед в колокольном деле, если будем сравнивать колокола по их внутренним достоинствам, которые, конечно, важнее внешности. Стоит припомнить лишь знаменитый колокол Звенигородского Саввина монастыря, пожертвованный туда царем Алексеем Михайловичем. Нас отделяет от того времени целая эпоха, а между тем ни один из выставленных колоколов не может сравниться со Звенигородским колоколом по силе и мелодичности звука».

          Аристарх Александрович Израилев родился в 1817 году; в 1840 году окончил курс в Ярославской семинарии; в 1841 году посвящен во диакона к соборной Петропавловской церкви заштатным города Петровска, но тогда же переведен в Ростов и рукоположен в 1842 году во священника. Проходил в течение нескольких десятилетий должности законоучителя и учителя пения и удостоен был от учебного начальства различных наград. Но не учебная деятельность доставила о. Аристарху известность в России и заграницей, а совсем иная, о которой я сейчас скажу несколько слов. С первых же дней своих служебных обязанностей о. Аристарх Израилев начал трудиться над изучением музыкальной акустики; еще во время студенчества в духовной семинарии он много занимался камертонами. Ему во что бы то ни стало захотелось постигнуть, от чего тон в камертонах может повыситься и понизиться; добиваться всего этого ему пришлось одному; много утратилось на это времени, но он упорно шел к своим целям; широкого плана в работе перед ним не носилось; он делал всегда только немногое, и труд его осветился только в конце, только после 40-летних бескорыстных трудов; а до тех пор никто не понимал его, и лица, стоявшие к нему в отношениях тесных, видя неприложимость забот его и труда к практической жизни, но ценя все-таки его занятия, кротко выражали ему свои сомнения в том, что он «делает дело». Он изобрел новый акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащего тела, с помощью которого стало возможным совершенно точно настраивать колокола в каком угодно тоне. За изобретение этого прибора о. Израилев был избран в 1882 году в действительные и непременные члены императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Затем о. Израилев изготовил собственноручно музыкально-акустическим способом несколько коллекций стальных камертонов и за них получил награды: на Московской Политехнической выставке 1872 года, на Венской всемирной выставке 1873 года, на Филадельфийской выставке 1876 года, от Парижской национальной академии в 1879 году, на Всероссийской выставке 1882 года в Москве. Эти камертоны, вследствие своих отличных качеств, рекомендованы учебными властями как для учебных, так и для практических целей. Живя в Ростове и прислушиваясь к гармоническому звону ростовского собора, о. Аристарх занимался точным исследованием этого звона и его колоколов. Он сделал подробное описание всех 13 колоколов, находящихся на соборной колокольне, определил посредством своего акустического прибора число колебаний, которые производил каждый колокол в секунду, указал музыкальную ноту, которой всего ближе соответствует звук каждого колокола, положил на ноты и самый звон и написал об этом статью «Ростовские колокола и звоны», читанную 11 мая 1884 года В.В. Стасовым в императорском Обществе любителей древней письменности с предисловием В.В. Стасова. (Памятники древней письменности. 1884. «Ростовские колокола и звоны»).

          Чтобы сохранить навсегда гармонию ростовских соборных колоколов, отлитых и подобранных в ХVII веке ростовским митрополитом Ионою III  Сысоевичем, о. Израилев устроил на резонансовых ящиках десять стальных камертонов, которые по тону одинаковы с соборными колоколами, и пожертвовал эти камертоны в ростовский музей церковных древностей, открытый в 1883 году в Белой Палате. На этих десяти камертонах воспроизводятся все мотивы ростовского звона, и посетители с большим интересом слушают эту своеобразную музыку (см.: описание в Ярославских губернских ведомостях. 1885. № 42 и 43).

          В особенности известен о. Израилев своим искусством гармонически настраивать колокола и в этой области за ним числятся следующий труды. Он гармонически настроил и пожертвовал в сооружаемый на месте кончины Императора Александра II-го храм 4 колокола, звон которых составляет минорный аккорд: затем по воле Государя Императора Александра III-го настроил 9 колоколов для церкви Собственного Его Величества Дворца, за что пожалован ему в 1884 году золотой наперсный крестик («Правительственный вестник». 1884 г. № 176); то же самое сделал и в Казанском соборе в С.-Петербурге, для церкви в Орианде по желанию Великого Князя Константина Николаевича, в 1885 году для церкви Нижегородского дворянского института Императора Александра II, для церкви дворца Великой Княгини Александры Петровны в Киеве (1886 г.); далее о. Аристарху Израилеву Высочайше было поручено устроить гармонический звон колоколов для строившегося на средства Государя Императора и его Августейших Братьев близ св. града Иерусалима, в Гефсимании, храма во имя св. равноапост. Марии Магдалины, в память в Бозе почивающей Государыни Императрицы Марии Александровны, эта задача в 1886 году успешно окончена о. Израилевым. Колокола в числе шести отлиты в Ярославле на заводе братьев Оловянишниковых, по указаниям о. Аристарха Израилева, который гармонически настроил их в минорный аккорд G–moll (G – D – G – B – D – G). Затем эти колокола были привезены для пробы в Санкт-Петербург. Проба вполне удалась. Один из русских путешественников, слышавший звон этих колоколов в Иерусалиме, пишет (газета «День». 1890 г.): «При создании храма Марии Магдалины обращено было внимание даже на колокольный звон: колокола для этого храма были отлиты в России и музыкально настроены известным знатоком в области акустики и устроителем музыкальных звонов на Руси, старцем протоиереем Израилевым. Чудная гармония этого звона услаждает теперь обитателей св. града, и с особенным удовольствием слушается этот родной звон нашими паломниками».

          Помимо некоторых других мест, о. Израилев настроил колокола для церкви в Донском монастыре, сооруженной гг. Первушиными, – в таком числе, что на них можно было исполнять два гимна: «Коль славен» и «Боже Царя храни». (См.: Протоиерей Аристарх Александрович Израилев, ко дню 50-летия его служения в священническом сане. СПб., 1892).

          Наконец о. Аристарх настроил в 1892 году 14 колоколов на своей родине при церкви преп. Александра Свирского в усадьбе В.И. Мордвинова в селе Ваулове, Романо-Борисоглебского уезда, Ярославской губернии. Эти колокола настроены так, что кроме звонов на них могут быть исполнены некоторые священные мелодии: «Со святыми упокой», «Вечная память», а также «Коль славен» и «Боже Царя храни». (См.: Сооружение и освящение в 1892–93 гг. 14 колоколов, музыкально настроенных прот. А.А. Израилевым на звоннице при церкви преп. Александра Свирского в усадьбе В.И. Мордвинова. СПб., 1893).

          Таким образом, с деятельностью о. Аристарха Александровича Израилева началось новое крупное движение в области нашего церковного звона. Во-первых, он воскресил и распространил забытое в наши дни гармоническое настраивание колоколов и положил этому прочное начало путем изобретения особого акустического прибора; во-вторых, он ввел у нас мелодичный звон, настраивая колокола так, что на них можно исполнять различные мелодии; это – нововведение, не имевшее, кажется, у нас примера в старой Руси.

          Не все, однако, взгляды о. Израилева на церковный звон могут быть принимаемы. Так, он строго желает настраивать колокола в простых мажорном и минорном трезвучиях, на немецкий образец, между тем к характеру церковного звона весьма подходит иногда кажущаяся ненастроенность колоколов; для нашего звона характеристично именно как бы неопределенное смешение звуков, что легко упорядочить и вместе сохранить путем настраивания колоколов в каких-нибудь характерных гармониях; поэтому желательно настраивать церковные колокола не только в простых трезвучиях, но и в других более характерных гармониях, способных лучше сохранить стиль нашего звона, представляющего целое море разнообразно сочетающихся и торжественно несущихся звуков.

          Таким образом, нельзя сочувственно относиться к опыту о. Израилева исправить знаменитые ростовские звоны в интересах простых трезвучий, т.е. шаблонной немецкой гармонии, как это он делает в упомянутой выше статье его «Ростовские колокола и звоны». Может быть, звоны теперь искажены добавлением в нашем столетии негармонических колоколов, тем не менее, они более характерны в их современном виде, чем в исправлении о. Израилева.

          Колокола можно настраивать и в простых гармониях, но это не сплошь и не всегда, как того желает о. Израилев. Затем о. Израилев сделал опыт введения мелодического звона, чему, кажется, не было примера в прежнее время и что идет в разрез со всеми преданиями нашего церковного звона. Последний имеет именно тот отличительный признак, что в нем нет мелодии, а весь он состоит из ритмических фигур; ритмический рисунок и есть содержание церковного звона. По этому введение мелодии в последний совершенно разрушило бы его характер, явилось бы чем-то чуждым ему, странным, несовместимым с впечатлением, которое мы, русские, издавна привыкли воспринимать от церковного звона. Колокола имеют свою собственную музыку, не мелодическую, а ритмическую. В отдельных случаях можно, конечно, ради любопытства осуществлять идею мелодического звона, но было бы странным вообще слышать с высоты колоколен на языке, так сказать, колоколов мелодии, которые до сих пор раздавались и производили впечатление в исполнении человеческих голосов.

          Поэтому мне кажется, что едва ли имеет будущность идея мелодического звона, которую породил о. Израилев, так как она плохо вяжется с характером колокольного звона; гораздо важнее сохранять и развивать наш традиционный ритмический звон, эту специально-колокольную музыку. Но все это, конечно, не может умалить почтенных и значительных заслуг о. Израилева, как основателя нового движения в области нашего предмета, которое обнаруживает задатки для развития и основатель которого «не только старался своим теплым пасторским голосом проповедывать слово Божие, но и холодную медь заставить благозвучно вещать славу Божию», как сказано в одном из адресов, поднесенных о. Израилеву. Улучшение церковного звона в традиционном ритмическом виде, в настоящее время значительно заброшенного у нас на Руси, – возможно путем ознакомления с искусством отдельных выдающихся звонарей, которые, конечно, не переводятся в различных уголках нашего отечества, но которые неизвестны и скрываются где-то в силу отсутствия в наше время и вообще в XIX столетии общественного интереса к этому предмету.

          Между тем важность и польза хорошей постановки церковного звона многими сознаются в виду различных общественных и церковных настроений у нас. Так, между прочим, лицо, слышавшее звон настроенных о. Израилевым в селе Ваулове колоколов, пишет (Литовские епархиальные ведомости. 1893. № 34): «Местный псаломщик, наученный о. протоиереем (Израилевым), исполнил весьма удачно один за другим шесть звонов в различные тоны, в которые настроены колокола».

          Нельзя было не испытывать самой чистой, высокой духовной радости, слушая эту редкую, неслыханную музыку ... Много дум, чувств и желаний пробудилось в душе под сильным впечатлением этого редкого церковного торжества. Припоминалась тут и наша западно-русская окраина ... как хорошо было бы, думалось, если бы этот чистый музыкальный звон проник и в тот край, православно-церковная жизнь которого до сих пор должна считаться с враждебной силой воинствующего латинства; как хорошо было бы, если бы эти мерные мелодичные звуки, раздаваясь все громче и громче с православных наших храмов, покрыли собою нестройное гудение колоколов, раскачиваемых на гордо высящихся латинских костелах.

          Кроме этого, хороший звон, может быть, имел бы свое значение совместно с хорошим церковным пением в деле сближения православных с раскольниками и сектантами в нашем отечестве ...


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©