Протоиерей Аристарх Александрович Израилев
// Русский паломник. 1887. № 17. С. 207–209

          Последние годы нередко на страницах ежедневной и периодической прессы сообщалось о почтенной и весьма замечательной деятельности в области акустики маститого старца о. протоиерея Рождественского ростовского монастыря Аристарха Александровича Израилева. Достопочтенный о. Израилев действительно принадлежит к категории русских самородков, русских Кулибиных, тех немногих пытливых умов, которые благодаря исключительно самим себе, своим редким природным дарованиями, еще более настойчивой энергией, без всякой предварительной специальной школьной подготовки, без посторонних руководителей сумели оставить заметный след на избранном ими научном пути, совершить в области родной науки то, что не всегда по плечу и присяжным служителям ее.

          Сын сельского диакона Ярославской епархии о. протоиерей Израилев родился в 1817 году и образование получил в местной Духовной семинарии, которая не раз выделяла из среды своих питомцев замечательных служителей эстетическому искусству (Дмитровский, Радонежский и другие). Совершенно случайное обстоятельство толкнуло еще в юные годы о. Израилева на ту дорогу, на которой имя его сделалось известным и почетным не только у нас на Руси, но ещё более за границей.

          Один знакомый слесарь подарил семинаристу Израилеву испорченный, неправильно настроенный камертон. Получив дорогой для него подарок, семинарист Израилев попытался посредством подтачивания его ветвей настроить в тон нормального камертона и достиг желанного результата. Этот счастливый эксперимент над непригодным камертоном и определил настоящее призвание юноши Израилева. И вот более 40 лет о. Аристарх с редкой любовью и настойчивой энергией изучает законы акустики, делает замечательные опыты и совершает единолично и более основательно на избранном им пути то, над разрешением чего трудился целый ряд ученых на Западе (таково, например, самостоятельное определение 55 ступенной уравненной гаммы).

          Многочисленные же коллекции его музыкальных камертонов, изобретенный им замечательный для определения числа колебаний звучащих тел прибор заслужили полное внимание в ученом мире на Западе и у нас. В Вене, в Филадельфии и Париже учеными обществами присуждаются о. Израилеву за его упомянутые выше труды почетные награды. Должную дань воздали им специалисты эксперты и на наших Политехнической (1872 год) и Всероссийской (1882 год) московских выставках. О трудах нашего достопочтенного труженика делают в ученых обществах самые лестные отзывы в своих ученых докладах профессор Столетов и ученый г. Стасов. Императорское Общество любителей естествознания, состоящее при Московском университете, избирает его в действительные члены по отделению физических наук.

          Но деятельность о. Израилева не ограничилась только областью камертонов, глубоко изучив законы акустики, он решился приложить свои познания и свою опытность в области новой, еще ни кем неизведанной, потрудиться для славы православной церкви. Наша святая православная Русь, как известно, искони славилась и славится своими массивными, подчас колоссальными, колоколами, но из всей громадной семьи русских колоколов только, кажется, на Ростовской соборной колокольне долговременно можно было слышать гармонический, нотный музыкальный звон, устроенный знаменитым зодчим митрополитом Ионой III Сысоевичем в XVII веке. И звон этот действительно производит на слушателей неотразимое чарующее впечатление.

          Часто прислушиваясь к этому чудному, так сказать, родному для него ростовскому звону, о. Израилев пришел к мысли самым точным образом научно исследовать его и сохранить вследствие могущей произойти порчи самих колоколов, от утраты. Для этой цели он посредством своего акустического прибора определил число колебаний, которое производит каждый колокол в секунду, указал музыкальную ноту, которой ближе всего соответствует звук каждого колокола, положил на тоны сам этот звон и изготовил на резонансовых ящиках 10 стальных камертонов, одинаковых по тону с соборными колоколами. Чудную мелодию звона на этих камертонах заслушивались даже царственные посетители Ростовского музея, куда означенная замечательная коллекция камертонов принесена в дар о. Израилевым. Сохранить для потомства от возможной утраты замечательный нотный музыкальный Ростовский звон, о. протоиерей Израилев и сам стал производить эксперименты над колоколами, стал настраивать их итак, чтобы при звоне получались гармонически правильные аккорды. Произведенные им опыты через подтачивание 18-ти часовых колокольчиков им же самим изобретенной машинкой, увенчалось полным успехом.

          Но немало трудов, хлопот и огорчений выпало на долю достопочтенного о. Израилева, прежде чем его труды по устройству музыкально-гармонического звона получили на Руси, так сказать, право гражданства. Предложение его устроить музыкальный звон на знаменитом памятнике Отечественной войны 1812 года в Московском храме Христа Спасителя было принято холодно и не имело успеха. Почти такая же участь постигла другое предложение его – устроить такой же звон при храме, строющемся на месте мученической кончины царя-освободителя. А между тем преклонные лета о. Израилева, этого бескорыстного служителя идеи, приводили его к удручающей мысли, что в случае его скорой кончины все его свыше 40-летние труды пропадут даром, исчезну бесследно. Но и в таком гнетущем состоянии духа наш достопочтенный труженик не опустил рук, не отказался от излюбленной идеи: он покупает на свои средства 4 медных колокола, настраивает их на минорный музыкальный аккорд и, после одобрения их экспертами на Всемирной Московской выставке, жертвует их для храма на месте мученической кончины в Бозе почившего Государя Императора Александра II.

          Но ни тем, к кому многократно обращался о. Израилев, суждено было оценить его замечательную, бескорыстную деятельность, подать ободряющий голос и оказать доверие к его идее и его трудам. В высоты царского трона оказано было это доверие, послышался этот ободряющий голос. Ныне благополучно царствующий Государь Император 23 февраля 1884 года благоволил в собственном дворце в Гатчине выслушать демонстрированный о. Израилевым на колоколах музыкальный звон и поручил ему гармонически настроить звон на колокольне Аничковского дворца. За успешное выполнение этого Высочайшего поручения и награжден был о. Израилев из кабинета Его Императорского Величества наперсным с драгоценными украшениями крестом. Музыкальные звоны устроены были затем о. Израилевым при дворцовой церкви Е.И.В. Великого Князя Константина Николаевича в Орианде; в Киеве – при церкви Е.И.В. Великой Княгини Александрs Петровны; в С.-Петербурге – при Казанском соборе и в Нижнем Новгороде – при церкви дворянского института Императора Александра II.

          Вскоре и православный восток, колыбель христианства огласится музыкальным гармоническим колокольным звоном. Его Императорскому Величеству благоугодно было поручить о. Израилеву устроить музыкальный звон близ старого Иерусалима, в Гефсимании, при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, строящемся в память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны, на средства Государя Императора и Его августейших братьев. Шесть колоколов, изготовленных для этого звона о. Израилевым при личном участии Е.И.В. Великого Князя Сергея Александровича экспертами уже испытано и одобрено. За труды по устройству этого гармонического звона Его Императорское Величество 11 ноября минувшего года Высочайше пожаловал о. Аристарху наперсный золотой, украшенный драгоценными камнями, крест, который передан был ему лично Великим Князем Сергеем Александровичем вместе с портретом Его Высочества с собственноручной подписью.

          Итак, искусство о. Аристарха в настоящее время вполне оценено и получило право гражданства на Руси. Остается только пожелать, чтобы достопочтенный о. протоиерей Израилев, являющийся на Руси единственным представителем своей почтенной деятельности, посвятил остаток дней своих на подготовление продолжателей своего драгоценного для православной церкви искусства, и чтобы духовное ведомство, имеющее попечение о благодеянии храмов Божиих, пришло в этом добром деле на помощь о. Израилеву, дало бы нужные для того средства.

          Сам же о. Израилев, вследствие выхода в прошедшем году за штат, не только не имеет для того нужных средств, но не имеет достаточного обеспечения для своего собственного существования.

          (Мы не касались в кратком биографическом очерке своем деятельности о. Израилева, как пастыря церкви, хотя она и заслуживает полного внимания, признательности и похвалы. Службу Божию о. Израилев совершает всегда истово и глубоко благоговейно, возгласы и молитвы произносит необыкновенно выразительно и оставляет в душе молящихся глубокое впечатление. Состоя свыше 30 лет в должности законоучителя в градских школах, он и здесь оставил заметный след и добрую память о себе: в его записках «О способе преподавания Закона Божия и приемах, употребляемых им в Ростовском уездном училище» напечатана была в циркуляре по Московскому учебному округу за апрель 1868 года. Как глубокий знаток церковного пения, он много потрудился над образованием прекрасного хора при женской обители, где он свыше 40 лет священствовал, и хора для пения на церковных собеседованиях из местного городского духовенства).


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©