Отец протоиерей Аристарх Александрович Израилев
// Звезда. 1886. № 31. С. 774–775

          Отец Аристарх Александрович Израилев, состоящий ныне протоиереем при Рождественском женском монастыре в городе Ростове, Ярославской губернии, родился 10 апреля 1817 года, Ярославской губернии, Романов-Борисоглебского уезда, в селе Петровском на р. Ухре, от диякона Александра Иосифовича Налетова.

          В 1840 году кончил полный курс наук в Ярославской духовной семинарии. В 1841 году, 10 июля посвящен во диякона к соборной Петропавловской церкви заштатного города Петровска. В 1842 году 10 мая, произведен в священника в городе Ростове к церкви означенного монастыря. С 6 марта 1855 года по 19 апреля 1862 года был законоучителем ростовского женского и приходского училищ. Потом в 1862 году 19 апреля переведен в законоучители ростовского уездного училища, преобразованного в 1877 году в городское трехклассное училище, где состоит законоучителем и до сих пор. С 1870 года 6 марта по 1 июля 1877 года был учителем пения в Ростовском уездном училище, а с 1 сентября 1877 года проходит эту должность в ростовском городском трехклассном училище и имеет аттестат, выданный ему в 1883 году за № 649, из придворной певческой капеллы в том, что он для обучения певчих церковному пению надлежащее познания имеет. В 1882 году 9 октября избран Императорским обществом любителей естествознания, состоящим при Московском университете в действительные члены по отделению физических наук. В текущем 1885 году 30 марта возведен в сан протоиерея.

          Отец Аристарх Израилев замечателен особенно следующим: он изобрел особый акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел. Об этом приборе доложено было профессором Столетовым 29 октября 1882 года в одном из заседаний Комиссии прикладной физики Общества любителей естествознания при Московском университете, а потом этот прибор был показан самим о. Аристархом 19 ноября 1883 года в заседании физического отделения Русского физико-химического общества при С.-Петербургском университете и найден весьма точным и отвечающим своей цели. Описание прибора напечатано в «Журнале физико-химического общества» – 1884, том XVI, вып. I и в «Трудах отделения физических наук Общества любителей естествознания» – 1884, том II, вып. 2-ой.

          Отец Аристарх изготовил собственноручно и музыкально-акустическим способом несколько коллекций стальных камертонов, и за них получил награды: почетный адрес на Московской Политехнической выставке 1872 года, медаль заслуги на Венской Всемирной выставке 1873 года, медаль и диплом на Филадельфийской выставке 1876 года, медаль от Парижской национальной академии 1879 года, диплом соответствующий серебряной медали на Всероссийской выставке 1882 года в Москве. Описание всех различных коллекций камертонов напечатано в «Трудах отделения физических наук Общества любителей естествознания» – 1884, том  II, вып. 2-ой.

          Отец Аристарх 20 февраля 1884 года имел счастье представиться Государю Императору. Об этом в «Правительственном вестнике» (№ 43. 23 февраля 1884 года) читаем: «В понедельник 20 февраля во втором часу по полуди в концертном зале собственного Его Величества дворца священник Рождественского монастыря г. Ростова о. Аристарх Израилев поднес Их Императорским Величествам образ святителя Исайи, ростовского чудотворца, память которого празднуется ежегодно 15 мая. Это празднование совпадает с днем совершившегося в минувшем голу священного коронования Их императорских величеств. Приняв святую икону и приложась к ней, Его Величество благодарил о. Аристарха.

          Затем Их Величества слушали звон, выставленных в той же зале четырех церковных колоколов, пожертвованных о. Аристархом во вновь сооружаемый храма месте мученической кончины императора Александра II. Колокола настроены таким образом, что из звон составляет минорный аккорд.

          Отец Аристарх представил целую коллекцию колокольчиков, настроенных на разные аккорды. На этих колокольчиках о. Аристарх сыграл два гимна «Боже, Царя храни» и «Коль славе наш. Господь в Сионе». Вместе с тем были представлены 18 камертонов, установленных на деках для настройки колоколов, изобретения о. Аристарха.

          В заключение о. Аристарх показал акустический прибор, также своего изобретения для точного определения числа колебаний звучащих тел.

          О. Аристарх, по Высочайшей воле Государя Императора настроил в музыкальные аккорды колоколов в церкви собственной Его Величества дворца Аничкова и за этот труд ему всемилостивейше пожалован 14 июля 1884 года золотой наперсный крест, украшенный драгоценными каменьями («Московский листок» – 1884. № 204 и «Правительственный вестник» – 1884. № 176).

          Отец Аристарх привел в гармонический звон колокола и в Казанском С.-Петербургском соборе по желанию настоятеля сего собора и за это прислана ему 8 июля прошлого 1885 года от собора при адресе драгоценная икона Божией Матери Казанской («Свет» – 1884. № 51 и «Ярославские губернские ведомости» – 1885. № 67).

          Отцу Аристарху поручено было Великим Князем Константином Николаевичем заказать для сооружаемой Его Императорским Высочеством церкви в Орианде колокола в Ярославле на заводе П.И. Оловянишникова сыновей с тем, чтобы колокола были отлиты под его наблюдением и настроены в требуемый музыкальный аккорд. Эта задача в настоящее время успешно окончена. Его Высочество 21 сентября прошедшего 1885 года изволил прислать о. Аристарху следующую телеграмму:

«Спешу уведомить Вас, что сегодня в день памяти Вашего Великого святителя во время молебна наши колокола освящены, вслед за тем повешены на дубе, который будет служить нам колокольней и тот час испробованы; звон отличный, благозвучный. Примите глубокую мою благодарность за Ваши труды и попечение в этом деле и за присланный от Вас пятый колокол, дополняющий полноту аккорда. Искренно Вам благодарен. Константин» (Ярославские губернские ведомости. 1885. № 67).

          Отец Аристарх, живя в Ростове и прислушиваясь к гармоническому звону Ростовского собора, давно знаменитому в России, занимался точным исследованием этого звона и колоколов его. Он показал размеры всех 13 колоколов, находящихся на соборной колокольне, снял надписи с тех колоколов, на которых они есть, означил названия, носимые некоторыми колоколами, определил посредством своего акустического прибора число колебаний, которые производит каждый колокол в секунду, указал музыкальную ноту, которая всего ближе соответствует звуку каждого колокола, положил на ноты и самый звон, который в праздники совершается звонарями на три мотива или манера, называющиеся: «Ионинский», «Акимовсий» и «Егорьевский» – словом, составил немалую записку обо всем этом. Записка была читана 11 мая 1884 года известным ученым В.В. Стасовым в Императорском Обществе любителей древней письменности и искусства и потом вскоре напечатана в издаваемых обществом «Памятниках древней письменности и искусства» под заглавием «Ростовские колокола и звоны» с предисловием г. Стасова.

          Отец Аристарх, чтобы сохранить навсегда гармонию ростовских соборных колоколов, отлитых и подобранных в XVII в. Ростовским митрополитом Ионой III Сысоевичем изготовил на резонансовых ящиках 10 стальных камертонов, которые по тону одинаковы с соборными колоколами и пожертвовал эти камертоны в Ростовский музей церковных древностей, открытый в 1883 году в Белой Палате.

          Здесь на этих 10 камертонах, настроенных о. Аристархом по законам музыкальной акустики, воспроизводятся все мотивы ростовского знаменитого звона, и посетители, слушающие его, услаждаются им и некоторые не могу наслушаться вдоволь его. Даже Его Императорское Высочество Великий Князь Владимир Александрович, посетивший 4 июня прошлого 1885 года Ростов и Белую палату, изволил слушать этот звон с удовольствием. Сопровождавший Его Императорское Высочество камергер двора Его Императорского Величества К.К. Случевский написал об этом в Московских ведомостях (14 июня 1885 года. № 162) так:

Белая палата задержала его высочество особенно долго. Это довольно обширно четырехугольное помещение под парусным на четыре ската сводом с могучим столбом посередине; она обращена в Музей Ростовских древностей. Здесь слушали мы исполнение двух очень характерных вещей: был спет кант Спасителю, сочиненный святым Димитрием Ростовским и начинающийся словами: «Похвалу принесу сладкому Иисусу», и тут же священник о. Аристарх дач нам возможность насладиться его превосходными камертонами. Камертоны эти настроены в лад ростовских колоколов, на них воспроизводятся с удивительной точностью все их характерные звоны. Это гармоничнейшая музыка долгое время разносилась кругом нас по Белой палате, и можно было бы слушать ее бесконечно, так как она удивительно хороша».

         Его Высочество за удовольствие, испытанное Им при слушании звона на камертонах, изволил пожаловать свой портрет о. Аристарху. Подробное описание, изготовленных о. Аристархом 10 камертонов на резонансовых ящиках и пожертвованных им в Белую палату напечатано в Ярославских губернских ведомостях (1885 года. № 42, 43).

          О. Аристарх, из любви к месту своего служения составил «Описание Ростовского Ярославской губернии Рождественского девичьего монастыря» и издал эту книжку в 1858 году (С.-Петербург).


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©