Виденеева А.Е.
Колокольный набор церкви Воскресения
Ростовского архиерейского дома в последней четверти XVIII века 
// Колокола и колокольни Ростова Великого.
Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. VII. С. 75–78

 

      До настоящего времени при Воскресенской церкви Ростовского кремля сохранилась небольшая шатровая звонница. О том, какие колокола находились на ней в конце XVII – первой половине XVIII веков, почти ничего неизвестно. По данным «Летописи о ростовских архиереях», при митрополите Ионе колокола на звоннице Воскресенской церкви весили 100 пудов [1]. Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1743 г., на Воскресенской колокольне находилось два колокола, а при церкви Воскресения имелась горелая колокольная медь [2]. Между тем, благодаря упоминаниям о колоколах Воскресенской церкви в переписке ростовского архиепископа Самуила мы располагаем сведениями о полном составе её колокольного набора, относящегося к последней четверти XVIII столетия.

      В феврале 1779 г. архиепископ Самуил, будучи в Москве, сообщил управителям Ростовского архиерейского дома о своём желании приобрести новый колокол для ростовской соборной звонницы. Архиерей предлагал собрать все колокола, находящиеся в Ростовском архиерейском доме, из числа которых «оставя для дому ... два или три колокола», остальные променять во время ростовской ярмарки на один большой колокол, предназначающийся для соборной колокольни [3].

      Ответом явилось обстоятельное доношение иеромонаха Венеамина и эконома Порфирия. Они писали, что ростовская соборная звонница имеет достаточное число колоколов, которые «как и Вашему Высокопреосвященству небезизвестно для согласного звону подведены под голос»; следовательно, новый колокол для этого набора необходимо специально и тщательно подбирать, ибо в противном случае «через то может последовать в том звону разногласие и к слышанию неприятность». Подобрать же подходящий колокол на ростовской ярмарке невозможно, поскольку колокола на неё привозят легковесные, «не более как пуд в 30, да и то редкость». «В рассуждении чего», по мнению управителей ростовской архиерейской резиденции, отобранные для обмена домовые колокола следовало оставить в покое [4].

      Вместе с доношением к архиепископу Самуилу в Москву была отправлена ведомость о колоколах Ростовского архиерейского дома [5]. В особый раздел этой ведомости выделялся колокольный набор, предназначенный для церкви Воскресения. Он состоял из шести колоколов, их общий вес составлял 33 пуда 33 фунта. В ведомости колокола, отобранные для Воскресенской церкви, были перечислены по порядку, в зависимости от веса, от самого тяжелого до самого лёгкого [6]. При сопоставлении веса этих колоколов обнаруживается определенная закономерность: вес самого тяжелого колокола в два раза превосходил вес второго колокола и почти в три раза – вес третьего. В то же время в группе трёх малых колоколов разница в весе была незначительна и составляла всего лишь несколько десятков фунтов. И в доношении управителей, и в ведомости особо подчеркивалось, что колокола в этом наборе «подобраны под голос и чрез то в звуке согласные» [7]. Таким образом, основным достоинством данного колокольного набора признавалась гармоничность и слаженность звучания составляющих его колоколов.

      Окончательное решение архиепископа Самуила относительно домовых колоколов было следующим: «Отобранные и ко употреблению неспособные колокола хранить в целости, ... а шесть колоколов поднять на Воскресенскую колокольню» [8]. Намерению архиепископа Самуила приложить к соборной звоннице новый колокол не суждено было сбыться, однако с именем этого архиерея связано появление на Воскресенской колокольне Ростовского архиерейского дома гармоничного колокольного набора.

      Итак, в XVIII столетии в Ростовском архиерейском доме осознавалась особая значимость специального подбора колоколов в ансамбль для их слаженного и согласного звучания.

  1. Титов А.А. Летопись о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. 14.
  2. ЯИАМЗ. № 15268. Л. 8 об., 79.
  3. РФ ГАЯО. Ф. 341. Оп. 1. Д. 538. Л. 45.
  4. РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 222. Л. 147–147 об.
  5. См. Приложение к настоящей статье.
  6. РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 222. Л. 149–149 об.
  7. РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 222. Л. 147 об., 149.
  8. РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 222. Л. 150.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЕДОМОСТЬ

учиненная 1779-го года февраля 16 дня для поднесения великому господину Святейшаго Правительствующаго Синода члену Преосвященнейшему Самуилу Архиепископу Ростовскому и Ярославскому, сколько имется в доме Его Преосвященства колокол и сколько в них в каждом и особливо того во всех состоит весу, о том значится в сей ведомости следующее, а имянно:

 

Вес

пуды

фунты

1. Прошибленной в девять пуд дватцеть три фунта

9

23

2. в девять пуд дватцеть фунтов

9

20

3. в нем шесть пуд дватцеть фунтов

6

20

4. в три пуда дватцеть восем фунтов

3

28

5. в три пуда десять фунтов

3

10

5-6. малые, оба в один пуд

1

7. в четырнатцеть пуд дватцеть фунтов

14

20

8-9. малые, оба в пять пуд тритцать фунтов

5

30

10. в девять пуд дватцеть шесть фунтов

9

26

11. в пять пуд тритцать один фунт

5

31

12. в один пуд и один фунт

1

1

Итого во всех весу

70

9

Отобранный изо всех колокол для одной Воскресенской колокольни под голос:

1. в четырнатцеть пуд шестнатцеть фунтов

14

16

2. в седмь пуд дватцеть четыре фунта

7

24

3. в пять пуд дватцеть три фунта

5

23

4. в два пуда дватцеть семь фунтов

2

27

5. в два пуда два фунта

2

2

6. в один пуд дватцеть один фунт

1

21

Итого во оных шести

33

33

а во всех колоколах

104

2

© А.Е. Виденеева


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©