С.А. Лапшина
О колоколах Борисоглебского музея
// Колокола и колокольни Ростова Великого.
Сообщения Ростовского музея.
Ярославль, 1995. Вып. VII. С. 239–246

  текст статьи
  список колоколов музея посёлка  Борисоглеб Ярославской области

      Сейчас уже трудно определить, что послужило поводом для начала работы по сбору колоколов для борисоглебской звонницы. Возможно, это было страстное желание сохранить остающиеся в районе колокола. В 1980-х годах какие-то ловкачи сняли колокол с церкви с. Протасьево. Некоторое время он пролежал на складе «Заготконторы», об этом мы узнали от старого конюха деда Вали, метнулись было туда, да поздно, его уже увезли в Ярославль во «Вторцвет». Помнится, кто-то нас успокоил: «Не бойтесь, в плавку он сразу не пойдет, берегут их, копят. Надеются, что найдутся чудаки, которые купят этот утиль за бешеные деньги, да и оптом их сдать куда выгоднее, колокольная бронза – металл ценнейший». Но проникнуть в склады этого уважаемого учреждения нам не представилось возможным. Оказывается, нужны и связи, и деньги. У нас не было ни того, ни другого. Тогда же, увлечённые новой модой на колокола, повсюду стали, рыскать мелкие воришки, мечтающие нажиться на этом доходном деле. Методы достижения цели у них были различные – и уговоры, и подкупы, а чаще – вероломный грабёж. Так исчезали колокола в Малахове, Стрелке, Спасе, Уславцеве и других сёлах.

      Нам ясно было одно – колокола надо спасать. Мы – это Марина Залыгалова, Ольга Грамагина и я, Светлана Лапшина. Над нами смеялись, но мы были уверены, что найдутся сподвижники, которые поймут и помогут. Господь послал нам двух рабочих реставрационного участка – С. Филатова и В. Масленникова, без которых работа была бы просто немыслима. Именно с ними мы отправлялись на тракторе в мороз и вьюгу, по бездорожью, в отчаянные путешествия, во время, для этого неподходящее – февраль-март (в 1988 г. зима была снежная). Помнится наша поездка в Закедье – затерявшееся в глухомани село. Трактор шёл полем довольно легко, снежный покров был невелик, но у деревни Кедское мы увязли основательно, как сказал Сергей, «сели по самое брюхо». Пришлось ни с чем повернуть назад.

      Только через месяц нам удалось добраться до Закедья, сняли колокол с колокольни, он оказался сколотый и с глубокой внутренней трещиной, так что он не пел, а гудел, как кастрюля. Но он все-таки был подвешен на звоннице Борисоглебского монастыря, да так, что сколотый край был виден снизу. «Пусть видят, что Россия болеет», – сказал Андрей Онегин, московский звонарь, помогавший нам подвешивать колокола. Позднее этот колокол был запечатлен на обложке музыкального альбома «Колокольные звоны Золотого кольца России».

      Мы и подумать не могли, сколько трудностей встретится нам на этом пути. Как тяжелы были разговоры с селянами, ведь без их разрешения мы не имели права снять колокол. Приехав в село, ходили по домам, просили выйти людей на сход. Ужасно трудно было говорить, когда видишь в их глазах недоверие и даже злобу: «Ишь чего захотели, колокол им подавай, убирайтесь, ничего не получите!» Наши жалкие бумажки, заверенные председателем райисполкома, вызывали ещё большее негодование. «Не отдадим, он у нас по делу висит, когда коров согнать, брякнем, или получку получать, – всё сигнал». «Люди добрые, да разве ж ваши предки для того колокола отливали?! Петь он должен, дарить радость людям! Не спрячем мы их, развесим на звоннице, скоро действующий храм откроют в монастыре, дело-то богоугодное. А ведь вы не сбережете колокол, приедут, увезут, вы и опомниться не успеете». C большим трудом соглашались люди, а в некоторых случаях мы получали отказы. Обидно, что почти во всех сёлах колокола позднее были таинственным образом похищены. Лишь в Вощажникове уцелел колокол в 183 пуда, но его не так-то просто снять с колокольни. Да и люди там бдительны.

      До сих пор испытываю чувство вины по отношению к жителям села Георгиевское. Наверное, многие помнят наши визиты. Приехав первый раз в село и спросив разрешение сельсовета, мы уже готовили инструмент для снятия и транспорт. Но тут сбежался народ, и нас с позором выгнали. И тут мы совершили страшный проступок, решили использовать в своих интересах местную власть. Второй секретарь райкома партии Н.А. Шолин, побывав на собрании в колхозе, «положительно решил и этот вопрос» (сработала старая традиция – начальству не возражать).

      Второй раз в Георгиевское мы ехали с пренеприятнейшим чувством. В селе – тишина. День – субботний. Чтобы не встречаться ни с кем, я тоже поднялась на колокольню. Перед тем, как начать спускать колокол, мы три раза ударили в него на прощанье. Стали потихоньку подходить люди. Машину подогнали прямо к колокольне. Колокол плавно спускался на лебедке. Стоило огромных усилий выйти к людям. Вся съёжилась, ожидая очередной словесный удар. Но люди уже по-доброму смотрели на меня, окружили колокол, внимательно его рассматривая и поглаживая, вблизи они его видели впервые. Он весь почернел от времени, покрылся патиной, с литыми иконками и херувимами, с надписью: «Лит на заводе купца Семёна Чарышникова в Ярославле, весу 21 пуд 4 ф.». Прощание было печальным, никто не сдерживал слёз, одна женщина сказала нам вслед: «Везите, да звоните там хорошо, чтобы и у нас, в Егорьевском, было слышно».

      И вот они все восемнадцать на звоннице: из Вески, Георгиевского, Семеновского, Щурова, Буйкина, Языкова, Березников, Никола-Пенья, с. Сипягиной Горы, Закедья, Козина, Титова-2, Мичкова, дар З. Еремеевой, два колокола были куплены у жителя Борисоглеба С.К. Шеина и Н.С. Смирнова из с. Андреевского. Прекрасная коллекция, представляющая лучшие колокололитейные заводы купцов Оловянишникова, Чарышникова, Самгина. Есть и совершенно уникальный колокол, от других он отличается даже формой своей юбки, отлит был ещё в 1659 г., на нём насечкой надпись: «Поставлен колокол в церковь Ильи Пророка на реке Белыни даяние Ивана Харитонова «Железнова».

      Встретились на нашей звоннице после долгой разлуки три брата-колокола, отлиты они были в конце XVIII века московскими купцами Набилковыми, владельцами многих мануфактур. Их родина – село Веска. Тщанием и радением этих купцов, содержанием их капитала в 12 тысяч рублей жила в Веске богадельня, в народе называемая «набилковской». В том же селе, на старом кладбище покоится прах родителей купцов Набилковых. В 1778 г. Набилковы отливают в память о родителях сразу несколько колоколов и размещают их на кладбищенской Троицкой церкви. После закрытия церкви судьба разметала их: один перемещается в вескинский Никольский храм, два – в Троицу на Бору. Позднее больший из них, 15-пудовый, оказался в д. Кузнечиха. В начале 1980-х годов священник церкви с. Павлова купил колокол у его «владельца» за 50 руб. Мы нашли его в притворе Тихвинской церкви, заваленным бочками из-под лампадного масла. Поднять его на колокольню не решались, лестница, да и сама колокольня были аварийными. В 1987 г. мы выменяли его на шестипудовый колокол, привезенный из Внукова, да ещё уплатили в казну 100 руб.

      Колокол в Веске нам не отдавали. После нескольких попыток мы отступились. Помнится, во время споров на сходе я в глубине души радовалась за этих людей. Ведь они говорили об исторической памяти, о предках, о прежней красоте села. Вскоре украли колокол из с. Уславцево, а через месяц воры наведались и в Веску. Подкупили местных мужиков, и те за несколько бутылок водки с лёгкостью продали то, о чем говорили с такой любовью и бережением. Колокол ночью воры поволокли на тросах, но неподалеку от Вощажникова спрятали в яму у дороги и засыпали ветками; то ли силенок не хватило, то ли решили подождать, пока утихнут страсти. Утром выехали на поля механизаторы, увидели колокол, привезли в мастерскую и тут же позвонили нам в музей. Теперь он у нас на звоннице, самый большой, красавец – 22 пуда.

      С того времени прошло несколько лет. Борисоглебцы привыкли к колокольному звону, он стал не сенсацией, а привычным атрибутом в нашей повседневной жизни. Однако все эти годы я жила сомнениями о правильности содеянного. Снимая колокол с разрушенных церквей, мы одновременно отнимали у народа и последнюю память о прошлом. Понимала тогда, что во многом дело это было процессом искусственным, но мы были одержимы идеей.

      Летом 1991 г. в редакцию нашей газеты пришло письмо от уроженца с. Веска, ныне жителя Ярославля. Последние строки его пространного письма были посвящены именно мне: «Света, Вы молоды, жизнерадостны, а вас толкают на преступление. Впоследствии вы будете отвечать за этот грязный подвиг, всё мы поймем, что не имеем права безнаказанно распоряжаться этим народным достоянием. Света, подумайте хорошенько и прикиньте, что Вы сделали». Я не хочу прикидывать, нас рассудит время, потомки.

Список колоколов Борисоглебского музея

      Настоящий список включает в себя краткие сведения о 18 колоколах, которые в настоящее время находятся на звоннице Борисоглебского монастыря.

1 колокол – 358 кг (21 п. 36 ф.), конец XVIII в. Колокол привезён в музей из механической мастерской совхоза «Вощажниково», был найден механизатором в яме недалеко от совхоза. В июне 1989 г. был снят с колокольни Никольского храма с. Веска.

2 колокол – 346 кг (21 п. 4 ф.), вторая половина XVIII в. Колокол был снят с колокольни церкви св. Георгия с. Георгиевского.

3 колокол – 259 кг (15 п. 33 ф.), 1788 г. Колокол поступил в музей из с. Павлово, был куплен за 100 руб. у старосты Тихвинской церкви с. Павлово. В 1788 г. колокол был отлит московскими купцами Набилковыми, уроженцами с. Веска, для Троицкой кладбищенской церкви с. Веска.

4 колокол – около 150 кг (ок. 9 п.), XIX в. Колокол поступил в музей в марте 1988 г., был снят с колокольни церкви Положения пояса Богоматери с. Семёновское.

5 колокол – около 80 кг (ок. 5 п.), XIX в. Колокол поступил в музей из с. Деревеньки Высоковского сельсовета, был обменен на колокол с трещиной по тулову из с. Щурово. У колокола отсутствуют две проушные петли.

6 колокол – 132 кг (8 п. 3 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей из с. Буйкино-Каликино. До 1930-х годов находился на колокольне с. Молокша (ныне – Большесельского района).

7 колокол – 72 кг (4 п. 16 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей из деревни Языково. У колокола отсутствуют две проушные петли.

8 колокол – около 80 кг (ок. 5 п.), XIX в. Колокол поступил в музей из д. Березники Покровского сельсовета. Вероятно, колокол происходит из церкви Симеона и Анны с. Новосёлка.

9 колокол – 1659 г. Колокол был снят с колокольни с. Николо-Пенье, куда был привезён в конце 1930-х годов из с. Ильинское на Белыни. В середине XVII в. колокол являлся вкладом купца Железнова в деревянную Ильинскую церковь с. Ильинского на Белыни. У колокола отсутствует одна проушная петля.

10 колокол – 73 кг (4 п. 19 ф.), середина XIX в. Колокол поступил в музей из деревни Сипягина Гора. Колокол был отлит в Ярославле на заводе Оловянишникова.

11 колокол – около 165 кг (ок. 10 п.); вторая половина XIX в. Колокол поступил в музей в феврале 1988 г., был снят с колокольни церкви Воскресения с. Закедье. У колокола отсутствует язык.

12 колокол – около 16 кг (ок. 1 п.); вторая половина XIX в. Колокол поступил в музей от отца Владимира Сочивко из действующей Никольской церкви г. Ростова в обмен на двухпудовый (33 кг) колокол из д. Баскачи.

13 колокол – 131 кг (8 п. 1 ф.), 1798 г. Колокол поступил в музей в 1970-х годов из с. Троицы-Бор. В 1798 г. колокол был отлит купцом Василием Набилковым для деревянной Троицкой кладбищенской церкви в память его матери Варвары.

14 колокол – 68 кг (2 п. 5 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей из деревни Козино в мае 1988 г., получен в дар от З. Еремеевой.

15 колокол – 69 кг (2 п. 7 ф.), XIX в. Колокол поступил в музей в феврале 1988 г. из с. Титово-2.

16 колокол – 76 кг (4 п. 25 ф.), XIX в. Колокол поступил и музей в мае 1988 г. из деревни Мичково Высоковского сельсовета. У колокола отсутствуют две проушные петли.

17 колокол – вторая половина XIX в. Колокол куплен за 50 руб. у жителя п. Борисоглеб Шеина Сергея Константиновича. У колокола отсутствует одна проушная петля.

18 колокол – XIX в. Колокол поступил в музей в октябре 1991 г., был куплен за 200 руб. у жителя с. Андреевское Смирнова Николая Сергеевича. У колокола отсутствуют две проушные петли. Колокол пока не укреплён на балке и в звоне не используется.

      Все колокола поступили в Борисоглебский музей из сел и деревень Борисоглебского района.

© Лапшина С.А.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©