И.В. Коновалов, А.Е. Виденеева
Инструкция 1895 года для сторожей и звонарей
Успенского собора Московского Кремля
// IX Золотаревские чтения. Рыбинск, 2002. С. 111–113

          В середине 1890-х годов для сторожей и звонарей Московского Успенского собора была разработана особая инструкция, раскрывающая круг должностных обязанностей представителей низшего уровня церковных причетников главного храма старой столицы. После утверждения на заседании Московской Синодальной конторы 14 марта 1895 г., она вступила в законную силу. Основной причиной, вызвавшей появление данного документа, была необходимость четкой регламентации деятельности соборных сторожей и звонарей. Целью инструкции, как утверждалось в синодальных протоколах, являлось «упорядочение деятельности сих служителей и установление мер взыскания в случае их неисправности».

          Текст инструкции для сторожей Успенского собора был обнаружен нами среди документов отдела рукописей музея Московского Кремля (Музей «Московский Кремль» ОРПГФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 85. Л. 140); текст инструкции для звонарей колокольни Ивана Великого был выявлен в делах Московской Синодальной конторы, хранящихся в Российском Государственном архиве Древних актов (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1894. Д. 159. Л. 3–3 об.).

          В конце XIX – начале XX вв. в штате Успенского собора Московского Кремля состояло десять сторожей и шестнадцать звонарей. Сторожа и звонари избирались старостой собора и утверждались в должности соборным протопресвитером (протоиереем). Деятельностью сторожей руководил старший сакелларий (ключарь). Контроль за работой звонарей поручался соборному старосте.

          Главной обязанностью соборных сторожей являлась охрана собора и наблюдение за порядком в храме во время богослужений. Восемь сторожей работали дневное время и находились внутри собора. Двое караульных сторожей охраняли храм снаружи в ночное время.

          В Успенском соборе существовало восемь особых сторожевых постов: первый в приделе апостолов Петра и Павла; второй около Владимирский иконы; третий у иконы Спасителя с правой стороны царских врат; четвертый рядом с иконой Успения Богоматери при правом клиросе; пятый в западном шатре при плащанице; шестой у раки Святителя Ионы; седьмой и восьмой – у свечных ящиков. Сторожа, занимавшиеся свечной продажей, находились при своих местах постоянно, остальные сторожа, так называемые постовые, через неделю сменяли друг друга.

          Постовые сторожа отвечали за сохранность и исправность церковно-богослужебных предметов, относящихся к зоне их постов, следили за порядком и чистотой в пределах порученной им территории храма, наблюдали за поведением прихожан. Сторожа заправляли паникадила, зажигали и гасили лампады, очищали от воска подсвечники. Кроме того, на них возлагались обязанности по подготовке для богослужений кафедр, аналоев и ковров, которые они выносили и убирали в положенное время. Один из сторожей управлял колокольным звоном, подавая звонарям сигнал к его началу.

          Сторожа «исполняли приказания сакеллариев по части нарядов к богослужению», то есть разносили повестки священнослужителям, вызываемым к отправлению церковной службы.

          Помимо выполнения своих прямых служебных обязанностей, каждый день один из сторожей назначался дневальным. Дежурство продолжалось в течение суток, смена дежурных сторожей производилась по вечерам. Дневальный сторож по окончании вечернего богослужения был обязан осмотреть весь собор и принять сторожевые посты, а в случае каких-либо «неисправностей» – донести о том начальству. В присутствии сакеллария он вечером запирал собор и запечатывал ящик с ключами; ему предписывалось ночевать в палатке, где хранились ключи от храма, а утром отпирать собор и будить священно-церковнослужителей.

          Все сторожа были обязаны приходить в собор за час до благовеста к богослужению и оставаться в храме до завершения службы.

          В случае «неисправности или неблагоприличнаго поведения» по докладу сакеллариев распоряжением протопресвитера провинившиеся сторожа назначались к исполнению звонарских обязанностей при Ивановской колокольне, на срок по усмотрению настоятеля собора.

          Перейдем к рассмотрению служебных полномочий шестнадцати штатных соборных звонарей. Как гласила инструкция, «обязанность звонарей состоит в совершении звона, который должен начинаться немедленно, после того как дан будет знак постовым сторожем Успенскаго собора посредством ясака».

          В будничные дни звонари становились к звону по четыре человека, строго соблюдая очередь. По праздникам колокольные звоны исполняли одиннадцать человек. В «высокоторжественные» дни, великие и двунадесятые праздники на колокольню поднимались все шестнадцать звонарей. Для исполнения больших звонов инструкция предписывала звонарям распределяться следующим образом: у Большого Успенского колокола становилось четыре человека, у Реута и Воскресного – по двое; в первом ярусе колокольни находилось шестеро звонарей, в третьем – двое. Для торжественных и продолжительных звонов в помощь штатным звонарям нанимались сторонние люди.

          Одному из звонарей, по выбору старосты собора, поручалась продажа свеч в Николо-Гостунском храме, располагавшемся в здании звонницы.

          Точно также как соборные сторожа по очереди осуществляли дежурство в соборе, звонарям Ивановской колокольни поручалось ежедневно по двое дежурить у входа на колокольню для сопровождения посетителей на смотровую площадку на верхних ярусах. Звонарям запрещалось брать плату с желающих подняться наверх, а для доброхотных пожертвований посетителей была учреждена особая кружка, содержимое которой ежемесячно делилось между звонарями, при этом раздел денег регулировался протопресвитером, который тем самым получал возможность поощрять прилежных звонарей, увеличивая причитающееся им вознаграждение, и наказывать «неисправных» путем уменьшения их доли.

          В случае «неблагоприличнаго поведения» звонарей или «упущения в должности» виновные назначались протопресвитером собора к звону вне очереди на срок до его усмотрения.

© А.Е. Виденеева,

© Игорь Коновалов

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов