Колокола на выставке
// Ярославские епархиальные ведомости.
1882. Неофиц. часть. С. 218–220

          Представителями колокольного производства на Промышленно-Художественной Всероссийской выставке явились четверо, это заводчики: из Ярославля г. Оловянишников, из Харьковской губ. г. Рыжов и двое московских гг. Финляндский и Самгин.

          История колокольного производства у нас в России вообще такова. Первым колоколом, появившимся в России, был колокол, доставленный в Киев вскоре после крещения Владимира святаго из Херсонеса. В первую эпоху христианства на Руси все церковные колокола доставлялись к нам из-за границы. Несомненно, что в позднейшее время приготовлялись колокола и в Росси, но это были отдельные случаи, не имевшие вида правильнаго производства вплоть до времени Бориса Годунова, когда в Москве появился первый колокольный завод, называвшихся в то время «Годуновы». Один из таких «Годуновых» можно видеть в Москву на колокольне Ивана Великаго, другой в Сергиевой лавре. Большинство же старых колоколов до эпохи Годунова, носят на себе иностранныя клейма, из чего можно сделать вывод, что спрос на них удовлетворялся с иностранных рынков.

          Со времени же Бориса Годунова колокольное производство получает правильное развитее и мало по малу начинают появляться колоколенные заводы. В настоящее время производство это развилось на столько, что русские колокола появляются заграницей, где их приготовление не составляет отдельной отрасли, а входить как часть в литейное дело. Однако и в этом совсем уже родном нам деле мы все-таки отстали от запада. Не так давно для Страсбургской колокольни был заказан одному немецкому заводу большой колокол, и при контракте; было выговорено условие, какой ноте в октаве должен соответствовать колокольный звон. Контракт был выполнен точно, чего не взял бы на себя, как говорят, никто из наших колоколенных заводчиков. Самое колоколенное производство далеко не сложно, хотя и представляет некоторыя техническия трудности.

          Первой стадией в колокольном производстве является приготовление из кирпича и глины «стопы», соответствующей внутренней полости колокола; форма этой стопы почти во всех колоколах одинакова и видоизменяется только пропорционально тем размерам, которые должен иметь отливаемый колокол. Когда стопа совершенно готова и глина, из которой она приготовляется, достаточно просохнет, что достигается искусственно для больших колоколов, или же просто при помощи солнечнаго тепла для колоколов небольшаго размера, поверхность стопы густо смазывается салом и начинается формовка самаго колокола.

          На поверхность «стопы» накладывается слой глины неравной толщины, сообразно с величиной колокола и теми звуковыми требованиями, которыя имеются в виду при отливке, хотя требования эти находятся в несравненно более тесной связи еще и с другим условием, как мы увидим ниже, а именно с составом колокольнаго металла. Этот глиняный слой, который накладывается на стопу, (во второй стадии производства) соответствует, таким образом, самому колоколу, колокольной массе. Когда этот слой наложен, то в случай желания иметь колокол с орнаментовкой, т.е. с лепными украшениями на его внешней стороне, такие орнаменты приготовляются отдельно из особой массы, из воска, сурика, канифоли и глины, которые накладываются поверх слоя. Затем, смазавши снова эту модель колокола салом и воском, приступают к третьей стадии, а именно к изготовлению самой формы отливаемаго колокола. Изготовленная модель ставится в особом помещении, где поддерживается достаточно высокая температура и понемногу тонкими слоями обмазывается глиною; как только первый слой этой глины просохнет, накладывают второй и т.д., пока не получится довольно толстый слой, который затем обкладывается кирпичами, обмазывается снова и иногда оковывается обручем. Эта третья стадия на техническом языке называется: «делать кожух», «ставить в крышу». Производство самой формы, несомненно, должно составлять наибольшую трудность все го дела, так как на качество формы имеет влияние и качество материала и сноровка рабочаго при постепенном обмазывании модели тонкими слоями глины, которая растворяется для этой операции на столе, чтобы быть более вязкой и липкой. Когда кожух готовь, то приподняв его, вынимают стопу и отбивают внутри формы тот слой, который соответствует колокольной массе; благодаря смазыванию он отстает довольно легко; орнаментовка же, как сделанная из воска, снимается еще свободнее, а иногда она и сама расплавляется и слезает, так как при окончании работы кожуха она подвергается довольно высокой температуре при просушки. Удалив модель колокола и орнаментныя украшения из кожуха – формы, чистят ее, снова ставят на стопу и форма для колокола готова. Затем таким образом приготовленныя формы врывают в землю и вливают расплавленный металл желобами из плавильной печи в отверстие кожуха, проделанное наверху в том месте, где находится «хомут», т.е. кольца, служащия для подвешивания колоколов.

          Колокольный металл изготовляется из сплава красной меди и олова, котораго кладут около 10 фунтов на пуд. От количества примеси олова находится в прямой зависимости звон колокола: чем меньше олова, тем звук гуще, концентрированнее; чем больше, тем колокол звончее и звук резче. Каждому без сомнения приходилось слышать молву, что в колокольный металл иногда кладут серебро для того, чтобы звон колокола быль лучше; а между тем серебро никогда не примешивается к сплаву и никто из заводчиков не скажет положительно, какое влияние на качество колокола оказывает примесь серебра к колокольному металлу. Но эта молва имеет за собою историю. В старину церкви, нуждающиеся в колоколах, отправляли особых сборщиков на телегах, переезжавших из села в село, и вот, остановившись на торговой площади, сборщик звонил и собирал мирские медные гроши и серебряные рубли от щедрых жертвователей, чтобы колокол был звончее и лучше. Обычай этот и до сих пор еще сохранился в некоторых губерниях Поволжья. Кроме того, в изломах хороший колокольный металл имеет серебристый блеск, что так же обыкновенно давало повод думать, что в старый изломанный колокол было вплавлено серебро. И потому зачастую крестьяне, доставив на колокольный завод разбитый колокол, просят его перелить, а новый не покупают.

          Чрез несколько дней после отливки, когда остынет колокольная масса, колокол вместе с кожухом т.е. формой подымается, стопа выпадаете, а форму разбивают, чтобы освободить от нея колокол. Затем начинается уже отделка колокола; на особом токарном станке, приводимом в движение обыкновенно лошадьми, колокол оттачивается в тех местах, где не положен орнамента, другия же его части отчищаются от глинянаго нагара и расчеканиваются.

          Самым крупным экспонентом на выставке является г. Финляндский. Завод г. Финляндскаго существует в Москве с и 1774 г., хотя это указание только приблизительное, так как на заводе нет никаких письменных данных, когда в первый раз началась там отливка колоколов. Завод отливает колокола весом от 20 п. до 4 тысяч: такой колокол в 4 тысячи пудов был отлить для колокольни Ивана Великаго. Количество производства от 15 до 20 тысяч пудов ежегодно. Цены колоколов варьируют сообразно с качеством металла, с внешней отделкой: от 16 до 18 и более рублей за пуд. Количество рабочих на заводе 50 человек, из которых около 30 живут на самом заводе, остальные же на частных квартирах.

          Завод г. Финляндскаго приготовил для выставки три больших колокола: один в 658 п. 20 ф., проданный уже в какое-то село за 12 тысяч рублей, другой в 319 п. и третий в 205 п. 30 ф. и, кроме того, полный звон, т.е. церковный подбор, целую коллекцию колоколов разных размеров.

          Выставленные г. Финляндским колокола не расчеканены, что указывает на совершенство отливки, так как расчеканкой можно скрыть вей шероховатости и язвины на наружной поверхности колокола, зависящая от недостатков отливки и формы.

          Один из колоколов, выставленный г. Финляндским, самый большой по размерам, очень интересен по наружной отделке. Низ колокола окаймляет ряд гербов наших губерний (76 штук) сделанных барельефами; над этим рядом с четырех боков два медальона с выпуклыми изображениями Государя Императора и Государыни Императрицы и два щита. Первый щит, снимок со щита Ярослава Всеволодовича, с изображением Михаила Архангела и со следующею надписью: «Великий Архистратиже Господень Михаиле, помози рабу твоему Великому Государю Императору Александру III»: есть парафраз надписи под щитом Ярослава. Второй щит с изображением Спаса Нерукотвореннаго с надписью, взятой с меча Владимира Мономаха: «Суди, Господи, обидящия мя и побори борющия мя». Над щитами и медальонами четыре образа: Спасителя и Покрова Богородицы над изображениями Государя Императора и Государыни Императрицы; иконы Александра Невскаго и Марш Магдалины над щитами. Под рядом гербов надпись выпуклыми буквами, окаймляющая весь колокол: «Благословен Царь, грядый во имя Господне; мир на земле и слава в вышних».

          Два других колокола значительно меньшаго размера и более скромной отделки. Все эти три колокола окрашены особой клеевой краской. Наружныя украшения колоколов, медальоны, щиты и образа сделаны очень чисто и отчетливо; во всем видна опытная рука мастера. Чистота работы, достигаемая одной только отливкой, без дополнения ея расчеканкой, делает честь заводу. Но искусство отливки и приготовления форм не есть такой решающий шаг в производстве, чтобы на него должно было обращать особенное внимание и выставлять его на вид. Всякая отливка, которая совершена без глубоких выбоин и раковин, могущих изменить звук колокола или повредить вообще его достоинством, может быть названа вполне удовлетворительной, независимо от того, будут ли на поверхности некоторыя шероховатости и неровности или нет. Чтобы придать колоколу более щегольской вид, все эти внешние недостатки можно удалить очисткой и расчеканкой и тем самым нисколько не уменьшить достоинства самой работы.

          Такой щегольской работой представляется колокол, выставленный другим, также очень старинным и крупным Московским заводом Самгина. завод г. Самгина работает с 1783 г. и в настоящее время производит колокола на весьма солидную сумму от 85 до 120 тысяч рублей серебром в год.

          Выставленный г. Самгиным колокол значительно меньше, главнаго колокола Финляндскаго: он весит только 374 п., и 10 ф., но особенно привлекает на себя наше внимание замечательно тонкой и изящной орнаментовкой; весь колокол кажется обтянутым как бы кружевом. Эта щеголеватость отделки достигнута как удачной отливкой, так и тщательной расчеканкой и очисткой. Конечно все дополнительныя работы над колоколом, заключаются в чеканке орнаментов, своей тяжестью ложатся на потребителей, увеличивая цену товара: колокола Финляндскаго от 17 р. до 18 р. за пуд, Самгина 19 р. за пуд; но кто желает иметь вещь более изящной отделки, тот и заплатит дороже, а отделка колокола Самгина более отчетлива и чище сравнительно с колоколами других заводов.

          Колокола Харьковскаго завода г. Рыжова, снабжающаго своими произведениями Новороссийский край, Болгарию и Румынию, небольших размеров: г. Рыжов должен быль ограничиться доставкой двух колоколов, весом каждый не более 41 пуда, так как перевозка большаго колокола была бы сопряжена с большими расходами. Особенностью выставленных г. Рыжовым колоколов являются окошки с переплетом, проделанныя в верхней части колокола. Устройство таких окон не может считаться нововведением: в Московском Алексеевском монастыре есть один колокол очень древняго происхождения, отлитой с такими же окнами. Не смотря на то, что по-видимому, такия отверстия–окна должны разрывать и смешивать звуковыя волны во время звона, и тем самым ослаблять звук, звук колокола с такими окнами почти в полтора раза продолжительнее , длиннее звука обыкновеннаго колокола.

          Четвертый экспонент, ярославский завод Оловянишникова, выставил 5 колоколов, из которых самый крупный по размерам весит 255 пуд 30 ф.; колокол в 24 п. 19 ф., самый малый, приобретен Великим Князём Владимиром Александровичем за 450 руб.

          Завод Оловянишниковых, находящейся в Ярославле, один из самых крупных колокольных заводов Поволжья, основан прадедом нынешняго владельца около 1766 г.; к этому году относится колокол отлитой на этом заводе для Яковлевскаго Ростовскаго монастыря, По окончании последней восточной войны завод Оловянишниковых пожертвовал для разоренных местностей Болгарии 11 колоколов, которые теперь уже поставлены на место. Колокола эти перед отправкой были выставлены в Петербурге, где обратили на себя всеобщее внимание как чистотою внешней отделки, так и замечательно гармоничным и звучным звоном. Выставленные Оловянишниковским заводом колокола также обращают на себя внимание своими звуковыми достоинствами, хотя и не бросаются в глаза особенной орнаментовкой.

          Относительно колокольнаго производства общее замечание таково. Колокольное производство за последние 20, 30 лет сделало значительные успехи и быстро двинулось вперед со стороны внешности. Таких изящных и сложных орнаментов, какие мы видим на колоколах Финляндскаго и Самгина, вы не увидите ни на одном из колоколов, отлитых четверть века тому назад. Но с другой стороны не замечаем и значительнаго шага вперед в колокольном дела, если будем сравнивать колокола по их «внутренним» достоинствам, которыя конечно важнее внешности. Стоить припомнить лишь знаменитый колокол Звенигородскаго Саввина монастыря, пожертвованный туда царем Алексеем Михайловичем. Нас отделяет от того времени целая эпоха, а между тем ни один из выставленных теперь колоколов не может сравняться со Звенигородским колоколом по силе и мелодичности звука.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов