Федышин Н.И.
Софийские колокола
// Послужить Северу…
Историко-художественный и краеведческий сборник.
Вологда, 1995. С. 172–180

 текст
 перечень колоколов
 примечания

      Материалы по истории соборных колоколов опубликованы в нескольких статьях и книге «Описание вологодского кафедрального Софийского собора», написанных вологодским историком Н.И. Суворовым в период с 1859 по 1866 гг. В одной из глав книги, посвященной соборной колокольне, перечисляются все ее колокола и приводятся их надписи. Много интересных архивных выписок по истории колокольни и колоколов находится в приложениях, напечатанных в конце книги. К сожалению, из-за незнания Суворовым правил перевода дат с одного летоисчисления на другое, большинство выписок сопровождается неверными датировками. Следует отметить и неточность передач всех колокольных надписей и некоторых цитируемых документов, выражающуюся в произвольной перестановке, пропусках или добавлении от себя отдельных слов, в неточном или неправильном их прочтении. Некоторые фрагменты колокольных надписей, содержащие важные сведения, отсутствуют в описании колоколов Суворова без каких-либо оговорок. Несмотря на эти недочеты, в работах Суворова можно найти сведения из ряда не дошедших до нас источников. Например, утрачены листы приходо-расходной книги 1675 г., с которых Суворов сделал выписку записи об отливке колоколов Иваном Порфирьевым; в 1869 г. перелиты в два колокола, тексты их надписей, как текст записи, можно найти только в публикациях Суворова [1].

      Настоящая статья является попыткой продолжить работу по истории колоколов соборной колокольни, начало которой положил более ста лет тому назад Н.И. Суворов.

      Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена в конце XVI столетия. Никаких документов с ее описанием не сохранилось. Она сгорела во время польско-шведской интервенции 22 сентября 1612 г., когда один из отрядов интервентов, воспользовавшись оплошностью воевод, ворвался в город, и начались пожары. Сколько колоколов погибло в огне, не известно, но сразу же после «вологодского раззорения» к Софийскому собору был взят «на время» большой благовестный колокол из Спасо-Прилуцкого монастыря [2].

      В 1622 г. срубили вторую колокольню «об осьми стенах, с шатром». Через пять лет на ней числилось уже 11 колоколов: «два больших, да девять колоколов середних и малых, да часы» [3]. Около 1628 г. повесили большой колокол, который отливал в Амстердаме по заказу вологодского «Софийского дома» известный нидерландский мастер-литейщик «Assuerus Koster» [4], а прилуцкий колокол вернули монастырю [5]. Простояв 13 лет, колокольня сгорела вместе с архиерейским двором во время большого пожара в октябре 1635 г. Временно для подвески уцелевших колоколов (в том числе и для вышеназванного голландского) близ северной стены собора соорудили козлы из шестисаженных сосновых бревен [6]. Вероятно, такие же козлы сооружали и после первого пожара.

      По окончании строительства нового архиепископского двора в 1641–1642 гг. построили третью деревянную колокольню [7]. Несмотря на большие затраты на дворовое строение, уже в августе 1642 г. «к Софейскому собору колокольной мастер Ларион Петригин лил колокол из дву из старых из битых колоколов. А в том колоколе в деле весу дватцать шесть пуд с четвертью. С пуда от дела по осьми алтын по две деньги. И всего дано от литья шесть рублев осмнатцать алтын четыре деньги. Да тот же колокол возили в важню к привесу. Дано извощику алтын» [8].

      В следующем году «вологжанин посацкой человек колокольной мастер Карп Евтихеев» вылил из старого разбитого колокола с добавлением «шкилевой» меди и олова, «что осталось от софейских маковиц от поянья», большой колокол в 122 пуда [9]. Потому что он висел против «Водовозных» ворот архиерейского двора, его назвали «Водовозом». Из оставшейся от литья «Водовоза» меди Евтихеев отлил в 1644 г. еще один колокол весом в 19 п. [10] Кроме того, у вологодских купцов и в Москве покупались русские и иностранные колокола весом от 2 п. до 52 п. Всего за одиннадцать лет было отлито и куплено 12 колоколов, что с лихвой возместило ущерб от пожара 1635 г.

      К середине XVII в. колокольня пришла в ветхость. Около 1654 г. архиепископ Маркелл начинает строительство каменной колокольни, закончившееся в 1659 г. В приходно-расходной книге того времени есть запись о том, что кирилловский старец Михаил починил боевые часы, купленные для старой колокольни «и перенес на новую колокольницу каменную и указное колесо (циферблат) зделал, и бой к колоколам привел» [11]. А в переписной книге, написанной после кончины Маркелла в 1663 г., сказано про колокольню, что «на ней два больших колоколов благовестников очапных, да меньших: четыре зазвонных, да четыре ж призвоных, да четыре колоколов красных. Да на той же колокольне в часовне часы железные, а часы бьет в тот же большой колокол благовесник, а перечастье бьет в зазвонные и в призвоные в шесть колоколов. И всего на той колокольне колоколов четырнадцать. А в котором колоколе сколько де что весу будет и того в казенных книгах и в росписях не написано». Отдельно, у собора, висел пятнадцатый «вестовой колоколец для благовесту и звону» [12].

      Новая колокольня имела обширную площадку звона (больше чем на современной колокольне), расчитанную на значительное увеличение числа и веса колоколов. Но преемник Маркелла, архиепископ Симон, поглощенный строительством каменных зданий и стен вокруг архиепископского двора, длительное время не уделял внимания колокольне. Лишь по окончании возведения стен появляется запись о том, что осенью 1674 г. «сумлянин (житель Сумского острога, ныне Сумский посад Республика Карелия) Иван Порфирьев сын колокольник лил на Вологде к соборной церкви Премудрости Слова Божия два колокола из казенной домовой купленой меди и олова». Первый в 62 п., второй в 29 п. 30 ф. «И большой колокол вылился с повреждением и он переливал снова» [13]. По поводу «большого» колокола архиепископ Симон, бывший в то время в Москве, в своем письме наставлял:

      «А в новолитной колокол благовестить велеть вместо повсядневного колокола, а язык б в тот колокол сковать велеть в меру, не отяготить, чтоб колоколу было безвредно. Да и звонарю б велеть благовестить одному, и о том ему заказать, чтоб благовестил бережно. А буде какая поруха колоколу от звонаря и учинится, было б на ком того спросить» [14].

      То, что колокол отливал сумлянин, вовсе не означает, что в Вологде, в то время, не было своих мастеров. Когда «большой колокол вылился с повреждением», то для совета «призвали старца Иасафа и Нестера колокольника». В таможенной книге Великого Устюга за 1680 г. записано: «Июля в 15 день вологжанин Нестер Александров колокольник приплыл сверху (из Вологды), товару явил и продал на Устюге: ...три колокола медных малых весом три пуда» [15]. Жил Нестер Александров на Введенской улице Верхнего посада г. Вологды [16].

      Численность больших колоколов значительно увеличилась при архиепископе Гаврииле. Не ограничиваясь покупкой небольших колоколов, в 1685 г. Гавриил заключил договор с иноземцем Бальта-заром Фадэмрехтом о посредничестве в заказе на отливку за границей четырехсотпудового колокола и о доставке его к Архангельску. Отливался колокол в Любеке мастером Альбертом Беннинком в 1687 г. Осенью того же года из Гамбурга его доставили морем в Архангельск. Везти колокол речным путем подрядили вологжанина Василия Оконнишникова. На полпути к Вологде дощаник с колоколом попал «в замороз». Только в начале мая следующего года колокол прибыл в Вологду и в воскресенье 27 мая (по старому стилю) 1688 г. был торжественно поднят на колокольню [17].

      Вместо обусловленных договором четырехсот пудов, вес новоотлитого колокола оказался равным 462 п. 23 ф. В верхней части колокола в две строки вязью отлита «летопись» (надпись): «В лето 7194-е, от рождества же по плоти бога слова 1686-е, месяца майя в 20 де(нь), при державе благочестивых царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Росии, благословением же преосвященнейшаго Гавриила архиепископа вологодского и белоозерскаго, во второе лето богоспасаемый паствы его, вылит сей колокол на Вологду в дом премудрости слова божия, к соборной и апостольской церкви, во славу богу отцу. Аминь. Весом в нем 400 пуд». На нижнем краю колокола надпись на латинском языке с датой отливки: «Albert Benninck me fecit Lubecae. Anno 1687» (Альберт Беннинк меня сделал в Любеке в 1687 г.) [18]. Несоответствие дат в надписях, объясняется тем, что «летопись» вязью отливалась из воска в Вологде и была послана мастеру, для установки в литейную форму, одновременно с заказом на отливку колокола. По какой-то причине Альберт Беннинк задержался с выполнением заказа до 1687 г. Этот год и указан в его надписи. В «летописи» же остался намечавшийся год отливки «Большого» колокола [19].

      В 1688 г. московский колокольник Иван Иванович Князев [29] отливает колокол, названный «Архангельским», с надписью: «В лето от создания мира 7197 (1688) месяца деке(м)вриа в 1 день, при державе благочестивейших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича, всеа великия и малыя и белыя России самодержцев, благословением господина нашего преосвященного Гавриила, архиепископа вологодского и белоезерского вылит сей колокол на Вологде к соборней и апостольстей церкви в славу в троице славимому богу, аминь. Весу в нем 200 пуд. Лил сей колокол мастер Иван Князев» [21]. Печь для отливки этого колокола, как и других, отливавшихся в Вологде для соборной колокольни, сооружалась на площадке у Софийского собора [22].

      В 1701 г., когда по всей России описывались колокола для изъятия четвертой части «колоколенной меди» на военные нужды, на соборной колокольне насчитывалось 22 колокола общим весом 1039 п. 5 ф.

      Всего на 52 колокольнях Вологды (включая соборную) было 353 колокола, весивших 3692 п. 7 ф. Насколько Вологда была богата колоколами, видно из такого сравнения: 142 сельских церкви Белозерского уезда, входившего тогда в состав Вологодской епархии, имели всех колоколов общим весом 878 п. 4 ф., т.е. в четыре раза меньше чем 52 колокольни города Вологды. Из посадских церквей Вологды выделялась по числу и весу колоколов Владимирская (12 колоколов, 414 п. 8 ф.) [23].

      Четвертая часть от веса софийских колоколов составляла 259 п. 31 ф. с четвертью, но ни один колокол с колокольни не снимался. Взамен, в феврале 1701 г., на 22 подводах отправили в Москву на Пушечный двор 2 битых колокола весом 46 п. 3 ф., красной котловой меди 181 п. 26 ф. и чистого пруткового английского олова 32 п. 2 ф. с четвертью. «Да сверх тое четвертной части послано еще меди котловой 200 пуд для пополнения» [24]. Вскоре московский стряпчий архиерейского дома послал в Вологду отписку, в которой писал, что «марта в 15 день боярин Ива  Алексеевич Мусин-Пушкин изволил мне сказывать: докладывал-де он Великого Государя о присылке меди что ты изволил прислать к нему Великому Государю сверх колокольной меди, двести пуд. И великий-де Государь за тое присылку тебя государя милостиво похвалил и указал к тебе государю послать свою Великого Государя грамоту с милостивым словом ...» [25]. А 31 марта 1702 г., подряженные тем же стряпчим крестьяне, привезли «на Вологду в Софийский дом с Москвы два колокола, которые даны с Пушечного двора вместо взятой красной котловой, и поличной и шкиле-вой меди. Один колокол весом 176 пуд 20 фунтов, другой 23 пуда 6 фунтов» [26].

      176-пудовый колокол, полученный в дар, бесплатно, повесили на колокольню и со временем забыли, как и когда попал он в Вологду. В «летописи», опоясывающей колокол двумя поясами рельефной вязи, сказано, что «Лета 7200 (1691/2 г.)-го вылит сей колокол при державе великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Лил сей колокол мастер Иван Моторин» [27]. В надписи не сказано, куда он отливался, не указан вес. Иван Федорович Моторин известен всем как автор самого большого в мире «Царь-колокола» Московского Кремля, отливку которого завершил его сын Михаил Моторин. Новый колокол за белизну, отличавшую его от других, назвали «Лебедью». А когда в 1767 г. на колокольню повесили другой колокол с таким же названием, но меньший по величине, он стал называться «Большой Лебедью». Местный историк Н.И. Суворов не сомневался, что колокол отлит для Софийской колокольни и в одной из своих статей пытался даже вычислить, во сколько обошлась архиепископу Гавриилу отливка «Большой Лебеди» [28]. Сейчас удалось разгадать все загадки колокола за исключением одной: а для какой же колокольни отливалась «Большая Лебедь»?

      В 1739 г. белозерец, посадский человек Иван Калинович Сохарев (он же Коркуцкий) отлил из большого разбитого колокола, весом около 250 п., два колокола. Первый, названный «Воздвиженским» (отливался накануне праздника Воздвижения), с надписью: «При державе благочестивейшия великия государыни нашея императрицы Анны Иоанновны самодержицы Всероссийския и при преосвященном Амвросии епископе вологодском и белоезерском перелит сей колокол к соборной вологодской церкви 1739 года месяца септемвриа в 13 день. Весу в нем 223 пуда. Лил белоезерец Иван Калинин» [29]. Второй небольшой «валовой» колокол, без обозначения веса, с надписью: «1739 года ноября 20 дня перелит сей колокол к Софийской соборной вологодской церкви. Переливал мастер белоезерец посадской человек Иван Калинин сын Сохарев». Отливка производилась в Спасо-Прилуцком монастыре, в той же печи, в которой Сохарев отливал в предыдущем году три колокола для монастыря. С 1870 г. и до наших дней «Воздвиженский» колокол используется как часовой. Колокола работы Сохарева имелись в Кирилло-Белозерском и Спасо-Прилуцком монастырях, но сохранились только на Софийской колокольне [30].

      В 1767 г. из упраздненного Николаевского Озерского монастыря привезли для колокольни интересный колокол, богато украшенный «травами», .вязью летописи и клеймами с изображениями святых. В пространной летописи, разбитой на две части поясом клейм, сообщается: «При державе благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни императрицы Елизавети Петровны всея России и при наследнике ея, внуке Петра, благоверном государе и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной государыне и великой кнегине Екатерине Алексиевне и благоверном государе и великом князе Павле Петровиче, лета 1756 году февраля 14 дня Вологоцкого уезду в Николаевском Озерском монастыре вылит сей колокол, а по благословению преосвещенного Серапиона епископа вологоцкого и белоезерского в бытность в том монастыре игумена Иова, казенными домовыми деньгами. Весу 100 пуд. Майстер чеб(о)ксаренин Михайла Андре(е)в сын Колок(оль)ников Большей» [31]. В одном из клейм, на недоступной для обозрения с колокольни стороне колокола, изображена стоящая лебедь, а вокруг, образуя квадрат, расставлены четыре буквы с титлами: «Н С КЛ». Эта аббревиатура расшифровывается так: Н(азвание) С(ему) К(олоколу) Л(ебедь). На соборной колокольне новая «Лебедь», в отличие от моторинской «Лебеди», стала называться «Малой Лебедью».

      В 1869–1870 гг. колокольню перестроили по проекту губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта. Причем, были сломаны шатер и арки звона старой колокольни, а нижняя часть высотой 8 сажен ( 17 м) оставлена. На этом основании возвели новую колокольню выше старой на 15 сажен (32 м) [32].

      В 1868 г. отмечалось трехсотлетие со дня начала постройки Софийского собора. В память об этом событии в 1869 г. отлили 302-пудовый колокол «Архангел» из двух снятых с колокольни колоколов: «Архангельского» и «Водовоза». Выбор на них пал потому, что «Архангельский» по звучанию был близок к «Воздвиженскому», а «Водовоз» из-за повреждения бездействовал. Отливался колокол на заводе ярославского купца 2-й гильдии Семена Дмитриевича Чарышникова в деревне Чекшино Кадниковского уезда (ныне Сокольский район) [33].

      В декабре 1871 г. на колокольне установили новые часы с четырьмя перечастными колоколами, отлитыми на заводе «Финляндской, урожд(енной) Богдановой» [34]. Всего на новой колокольне висело 26 колоколов. Все они, за исключением самого маленького, сохранились до наших дней.

      Ниже перечислены колокола, которые висят в настоящее время на тех же местах, что и в 1871 г.:

1 В центре площадки звона «Большой» или «Праздничный». 1687 г. Отлит для соборной колокольни в Любеке. Вес 462 п. 23 ф.
2 В юго-восточном пролете (справа) «валовой» колокол. 1739 г. Отлит для соборной колокольни И.К. Сохаревым. Вес неизвестен.
3 В восточном пролете «Воздвиженский», он же «Вседневный» (сейчас часовой). 1739 г. Отлит для соборной колокольни И.К. Сохаревым. Вес 223 п.
4 В северном пролете «Архангел». 1869 г. Отлит для соборной колокольни С.Д. Чарышниковым. Вес 302 п. 29 ф.
5 В северо-западном пролете «Часовой». 1627 г. Самый старый на колокольне. Отлит для соборной колокольни в Амстердаме. С 1659 г. по 1869 г. использовался как часовой колокол. Вес неизвестен.
6 В западном пролете «Малая Лебедь». 1756 г. Отлит для Николаевского Озерского монастыря А. Колокольниковым (Большим). На соборной колокольне с 1767 г. Вес 100 п.
7 В юго-западном пролете «Большая Лебедь». 1691/92 г. Отлит Иваном Федоровичем Моториным для неизвестной церкви. На соборной колокольне с 1702 г. Вес 176 п. 20 ф.

      В числе остальных (кроме 4-х перечастных) четырнадцати колоколов, 7 – не имеют надписей, 2 – отлиты на заводе Порфирия Ивановича Оловянишникова в Ярославле, 4 – иностранных (три – 1639 г., один – 1644 г.) и колокол с вычеканенной надписью: «1715-го выменил (т.е. купил) сей к церкви Николая чюдотворца, что на извисте, староста Василей Никитин. Весу 6 пуд 34 фу.» Порядок развески некоторых из этих небольших колоколов был изменен после 1982 г., когда началось возрождение колокольных звонов на соборной колокольне.

      Большим препятствием для изучения семи колоколов без подписей и четырех иностранных является отсутствие сведений об их весе.

Примечания

  1. Суворов Н.И. Неудачный опыт колокольнолитейного искусства // ИАО. СПб., 1861. Т. 3. С. 57; Суворов Н.И. Описание Вологодского кафедрального собора. М., 1863. С. 100–101.
  2. ГАВО. Ф. 512. On. 1. Д. 21. Л. 50.
  3. Источники истории г. Вологды и Вологодской губернии. Список с писцовой книги г. Вологды, сделанный в 1629 г. Вологда, 1904. С. 14.
  4. Надпись на колоколе не прочитана полностью. В первой (сверху) строчке текст (у Суворова нет): «Assuerus Koster me fecit Amstel – redami anno 1627. Soli deo gloria lifde ferwindt alle dinck»; во второй строчке текст (у Суворова только до слов «А положил сей колокол...»): «Лета 7135-го лит колокол на Вологду к соборной апостольстей церкви Софии премудрости (слова) божия при державе великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича веса Руси самодержца и при великом государе святейшем Филарете патриархе московском и всеа Русии. А положил сей колокол... по своей душе и по своих родителях грешных поминок». По всей вероятности, вкладчиком, на чьи средства отливался колокол, был архиепископ Вологодский и Великопермский Нектарий.
  5. ГАВО. Ф. 512. On. 1. Д . 31. Л. 71.
  6. ГАВО. Ф. 883. On. 1. Д. 15. Л. 42 (об.).
  7. ВГМЗ. Инв. № 2166. Л. 143, 389 (об.).
  8. Там же. Л. 411 (об.).
  9. Суворов Н.И. Описание... С. 119.
  10. Там же. С. 121.
  11. Там же. С. 127.
  12. ГАВО. Ф. 512. On. 1. Д. 58. Л. 46–46 (об.).
  13. Суворов Н.И. Неудачный опыт...  // ИАО. СПб., 1861. Т. 3. С. 57.
  14. Сборник актов Северного Края XVI–XVII вв. / Составитель А.А. Колычев. Вологда, 1925, док. № 5.
  15. Таможенные книги Московского государства XVII в. М.; Л., 1951. С. 310.
  16. РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14741. Л. 175 (об.).
  17. ПСРЛ. Л., 1982. Т. 37. С. 186–187.
  18. Надпись прочитана автором. У Суворова много ошибок. Пропущено «же преосвященнейшаго», «на Вологду» и т.д.
  19. Заблуждаясь, Суворов пишет: «Колокол этот, как гласят сделанные на нем две надписи, славянская и латинская, лит... по новому стилю в 1687 г., а г о старому в 1688 (опечатка, нужно – 1686) г., см.: Суворов Н.И. Описание... С. 163.
  20. В надписи на колоколе не сказано, что Князев москвич, и нет его отчества. Это устанавливается по документам (ГАВО. Ф. 883. On. I. Д. 72. Л. 91 (об.)–92. Д. 71. Л. 89).
  21. Надпись приводится из книги (Суворов Н.И. Описание... С. 100). Исправлен только год отливки с 1689 на 1688 г.
  22. ГАВО. Ф. 883. On. 1. Д. 74. Л. 38.
  23. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии // ВЕВ. 1866. № 1 (прибавления). С. 23–24.
  24. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 5. Л. 35–35 (об.).
  25. Суворов Н.И. Исторические сведения... С. 25.
  26. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 19. Л. 35.
  27. Надпись прочитана автором. У Суворова ошибочно стоит вместо 7200 г. 7197 г. См.: Суворов Н.И. Описание...С. 100.
  28. Суворов Н.И. Исторические сведения... С. 35–36.
  29. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 1278. Л. 3. Надпись прочитана автором. У Суворова нет конца надписи с именем мастера. См.: Суворов Н.И. Описание... С. 100.
  30. Колокола XVI–XIX вв. в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного художественного музея-заповедника. Буклет. Вологда, 1986; Савваитов П.И., Суворов Н.И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1914. С. 30.
  31. ГАВО. Ф. 496. On. 1. Д. 2613. Л. 48. У Суворова нет конца надписи с именем мастера. См.: Суворов Н.И. Описание... С. 100–101.
  32. ВЕВ. 1870. № 20 (прибавления). С. 687–691.
  33. ВЕВ. 1869. № 9 (прибавления). С. 331–333.
  34. Суворов Н.И. Новые боевые часы на колокольне...  // ВЕВ. 1872. № 1 (прибавления). С. 22.

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©