А. Кельсиев  
Музыкальный колокольный звон и труды священника Израилева
// Ярославские губернские ведомости. 1884. № 41. Часть неофиц. С. 3
4

          Сколько известно, в городе Ростове, Ярославской губернии, от прежних времен сохранился гармонический строй колоколов на местной соборной колокольне, из коих каждый пригнан к определенной ноте музыкальной гаммы, так что на колоколах можно разыгрывать пьесы. Прежде здесь для благовеста были ноты, но в начале нынешнего столетия они утрачены и благовест теперь совершается звонарями по слуху на три манера или настроя, называющиеся Ионинский, Акимовский и Егорьевский. Соборный ростовский благовест возбуждает во всех услышавших его необыкновенно сладкое религиозное настроение, манящее в храм, и чуткие к прекрасному люди, всегда признают ростовский звон одной из самых выдающихся достопримечательностей города. Этим звоном и своей замечательной архитектурой Ростов обязан незабвенному митрополиту XVII века Ионе III, по отце Сысоевичу, человеку творческому, обладавшему высокоразвитым художественным вкусом.

          В том же городе Ростове уже седьмой десяток лет проживал, доселе мало знаемый, но вполне достойный почетной известности, священник женского Рождественского монастыря Аристарх Александрович Израилев. Вероятно под впечатлением гармоничного соборного благовеста, отец Израилем углубился в исследования о происхождении музыкальных тонов и их сочетаниях и в течение целых сорока лет один, безо всякого личного сношения с учеными людьми, при скудных средствах уездного священника, делал акустические наблюдения. Научные приборы он приготовлял себе сам, собственноручно, со всеми их металлическими и деревянными частями.

          На последней Всероссийской выставке в научно-учебном отделе можно было видеть представленные отцом Израилевым, единственные в своем роде, большие серии камертонов, изготовленных так, что каждый камертон отличался от рядом стоящих на определенное число звуковых колебаний, причем для большей силы и ясности звука, камертоны расположены на деревянных резонансовых ящиках. Лица, хотя немного знакомые с техникой инструментов, по одному сему могут оценить каких продолжительных и упорных усилий требовало достижение такой точности. До последнего времени исследования отца Израилева не встречали заслуженного внимания ни на выставках, ни в музыкальных учреждениях, ни даже в ученых корпорациях. Попытки отца Израилева приложить бескорыстно свои знания к правильной настройке колоколов в некоторых главных церквах, между прочим, в строившемся тогда храме Христа Спасителя в Москве, не имели успеха. С удивительной для его преклонных лет энергией священник не терял надежды достигнуть практического осуществления своей идеи в храме, проектированном к сооружению в Петербурге на месте катастрофы 1 марта. Он приобрел и собственноручно обточил для достижения музыкального аккорда несколько небольшого размера колоколов, которые и пожертвовал в новый храм, с единственной просьбой соблюсти звуковую гамму и в колоколах, имеющих быть добавленными. Истекшею зимой, в бытность свою в Петербурге с целью разведать об участии своего предложения, отец Израилев после многих неудач и тщетных искательств, встретил горячее участие в лице известного русского композитора Балакирева, который не замедлил представить ученого труженика К.П. Победоносцеву. Только в сих сферах Израилев нашел людей, способных его понять. Тернист и длинен был путь его, но благодаря неослабевшей энергии, он добился признания своих идей и удостоился чести, которая, по его словам, делает его отныне вполне счастливым.

          Благодаря представительству К.П. Победоносцева, о трудах Израилева было доведено до сведения Государя Императора. прошлого 20 марта в Аничковом Дворце отец Израилев был удостоен милостивой Высочайшей аудиенции и имел счастье показать и подробно объяснить Государю и Августейшему семейству все свои научные приборы, камертоны и колокола. Отцу Израилеву поручено было настроить в музыкальных аккордах колокола при церкви Аничкова Дворца, затем, пока, до сооружения нового храма, заняться звоном Петропавловской крепости, и прибавить к курантам ее колокольни некоторые недостающие мелодии похоронных напевов. С 14 мая для производства этих работ отец Израилев находится в Петербурге, вытребованный туда, согласно Высочайшей воле.

          Аристарх Александрович Израилев по обстоятельствам своих научных исследований и изобретений и по их серьезности принадлежит к числу тех замечательных тружеников-самоучек, биографии коих поучительны для юношества. Из его ученых работ единственная доселе напечатана в журнале Петербургского Физико-химического общества «Описание прибора для определения числа колебаний звучащих тел». Его статья о ростовском музыкально звоне с чертежами и восстановленными нотами благовестов была доложена 11 мая В.В. Стасовым в Петербургском Обществе любителей древней письменности и искусства, вызвала заслуженные одобрения и ныне печатается. Сборник разных исследований по акустике с некоторыми биографическими сведениями об авторе приготовлен к изданию Московским Общество любителей естествознания, и желательно, чтоб это издание не замедлило, ибо о трудах отца Израилева делается представление в Академию Наук.

          Нельзя сомневаться, что в виду изложенных обстоятельств и сограждане А.А. Израилева будут чтить и покоить старость человека, имя коего составляет украшение их города.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©