Ю.Б. Галай 
Нормативные акты об охране колоколов и их практическая реализация в Нижегородской губернии
// Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья.
Тезисы докладов III региональной конференции.
Нижний Новгород, 1992. С. 87–89

       Вторая половина 20-х годов нашего столетия стала переломным временем для сохранения всех видов культовых памятников. Храмы в массовом порядке закрывались, накопленные в них богослужебные предметы, зачастую представляющие историко-художественный интерес, изымались. Затронуло это и колокола, как своеобразные памятники художественно-технической мысли наших далеких предков.

       Государство, испытывавшее сырьевой голод, обратило внимание на колокола. Их изъятие из церквей началось самовольно, без особой огласки и без согласования с органами, ведающими охраной памятников. В сложившейся ситуации, руководству Главнауки Наркомпроса РСФСР приходилось маневрировать, чтобы как-то смягчить очередное разрушение историко-культурного наследия.

       В мае 1926 г. она предписала всем губмузеям в двухнедельный срок предоставить ей «сведения о колоколах и колокольном ломе, не имеющих историко-художественного значения».

       Одновременно с этим, с мест стали поступать тревожные сигналы о том, что представители Рудметаллторга продолжали заниматься самоуправством, уничтожая колокола без учёта их ценности для культуры. Причём, изымались они самым варварским способом, разрушая архитектурные памятники.

       В этой связи 29 декабря 1926 г. Главнаука издала специальное постановление «О ликвидации колоколов», в котором звучала просьба к местным музеям, a также подведомственным Наркомпросу учреждениям срочно сообщить «о всех случаях самовольной съёмки и реализации колоколов церквей и монастырей, находящихся в ведении или на учёте Главнауки» и чтобы они не допускали «упомянутых самочинных действий».

       30 марта 1927 г. Главнаука издала инструкцию «О ликвидации колоколов, неимеющих историко-художественного значения». В ней указывалось, что при изъятии Рудметаллторгом колоколов губмузеи «обязаны составлять описание ликвидируемых колоколов», регистрируя их размеры, вес, фиксируя надписи, орнамент и изображения на них. Разъяснялось, что «подлежат ликвидации все колокола XIX–ХХ вв.», за исключением обладающих каким-либо «совершенно исключительными деталями». Из колоколов XVIII в. могли подлежать сохранению лишь те, которые были снабжены особыми украшениями, надписями, «если связаны в хронологическом отношении с местом нахождения» и к тому же сами обладали значительной музейной ценностью или имевшие особое историческое значение.

       Что же касается колоколов XVII в. и более раннего периода, то они как древние исторические памятники подлежали сохранению. Предупреждалось, что «надлежит осторожно относится к изъятию колоколов, находящихся на старинных сооружениях, обладающих самостоятельной историко-художественной ценностью как памятники архитектуры». На старинных колокольнях и звонницах допускалась замена новых колоколов более древними из других храмов.

       Однако, несмотря на эти предписания и инструкции, жизнь проходила по своим законам, зачастую, далеким от нормативно-правовых требований и здравого смысла по вопросам сбережения национально-исторического достояния.

       Ещё до издания перечисленных постановлений, Нижегородский губмузей был вынужден заняться распродажей колоколов с целью поправить свое финансовое положение, а вырученные средства обратить на дело охраны особо ценных памятников.

       В Нижнем Новгороде колоколов–памятников к 1927 г. на учёте Главнауки находилось 154. Основное их количество относилось к XIX в. – 93. Что же касается позднего времени, то XVII в. в списке памятников значилось всего лишь два и девять XVIII столетия. Правда, 48 колоколов музеем не были атрибутированы.

       Из закрытых церквей в музее скопилось значительное количество колоколов. Хранить их было негде, и потому было решено колокола передать действующим церковным общинам за плату, а деньги от подобной аренды использовать на ремонт здания музея.

       Некоторые колокола с разрешения музея утилизировались и для некоторых других практических нужд. В большинстве своем, в пожарных частях.

       Кроме того, колокола музеем продавались Рудметаллторгу. Так, из Спасопреображенского собора в кремле было продано колоколов общим весом в 530 пудов и оцененных в 8000 руб., из которых 60%, согласно закону, должны были распоряжаться музеем. Эти деньги планировалось затратить на реставрацию палат XVII в. в Печорском монастыре.

       К октябрю 1928 г. из церквей и монастырей Нижегородской губернии Рудметаллторгом было изъято колоколов на 100.000 руб. Причём, музей даже не всегда мог получить положенные 60%, так как колокола, стали передаваться Рудметаллторгу как представителю Комцветфонда, т.е. безвозмездно, за исключением выплаты за организационные расходы по 14% от реальной стоимости каждого пуда меди.

       Практика хищнического отношения к колоколам-памятникам привела к печальному исходу: подавляющее большинство из них погибло на благо индустриализации страны.

© Ю.Б. Галай


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©