ведущий специалист Московской областной специальной реставрации; один из известных исследователей в области архитектуры колоколен и звонниц Древней Руси

 

Воспоминания о В.В. Кавельмахере
Список научных трудов В.В. Кавельмахера, посвященных истории колокольного дела в России

 

С.А. Глейбман
Воспоминания о В.В. Кавельмахере

      Несколько десятилетий подряд с конца 60-х годов прошлого века в переполненную электричку «Москва–Александров» садился высокий, бородатый человек, выделявшийся среди пассажиров неординарной внешностью, легкой небрежностью в одежде, внутренней сосредоточенностью. Он вёз из столицы в провинциальный город не набитые продуктами сумки, а всего лишь видавший виды потёртый портфель, в котором лежали молоток, рулетка, записная книжка да чертежи.

      По этой живописной дороге на север, где чередой выстроились старые русские города: Сергиев Посад, Ростов, Ярославль, – он спешил по выходным на встречу с древней Александровской Слободой, знаменитой опричной столицей Ивана Грозного. Там ждали его белокаменные загадки, тайны, открывавшиеся только ему одному, тяжелый физический труд, бывший не в тяжесть, а в наслаждение.

      Звали этого человека Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер, в кругу же хороших знакомых и друзей он был известен как просто Вольф.

      Архитектору-реставратору по профессии, Вольфу, ставшему в 90-е годы главным специалистом «Мособлстройреставрации», пришлось соприкоснуться практически с самыми выдающимися памятниками московского и раннемосковского зодчества. Он исследовал храмы XIV–XVI вв. в Можайске, Волоколамске, Коломне, Сергиевом Посаде, Звенигороде; работал над датировкой памятников Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоколамского и Новодевичьего монастырей, занимался вопросами строительной истории и реконструкции первоначального вида соборов Московского Кремля. Александровская Слобода среди них была не просто «объектом». Она стала его душевной привязанностью ещё со студенческих времён. Однажды, направляясь в Ростов, он неожиданно для себя сошёл с поезда на шумном вокзале в Александрове и впервые увидел поразивший его навсегда древний Александровский кремль. На его территории тогда причудливо сосуществовали жилой поселок «Заря» и краеведческий музей. Потом он много слышал об уникальных памятниках Слободы от известного реставратора П.Д. Барановского, под руководством которого ему посчастливилось работать; читал о них в архивах издания XIX в., ведь Александровская Слобода, где историей была «уготована богатая жатва для зодчего, археолога и историка», давно привлекала внимание любителей старины. Подружившись с научным сотрудником музея А.А. Масловским, изучал в музейной библиотеке неопубликованные рукописи исследователей слободского ансамбля в советское время: профессора А.И. Некрасова и архитектора-реставратора П.С. Полонского.

      Именно благодаря им, по мнению Вольфа, «легендарный туман» вокруг памятников рассеялся. А.И. Некрасов одним из первых оценил масштаб происходившего в Слободе начала XVI в. «Памятники Александровской Слободы не какие-нибудь провинциальные сооружения, а стоят в первых рядах столичных памятников зодчества и художественно, и идейно», – отмечал он.

      За свою долгую жизнь выдающиеся памятники неоднократно подвергались переделке, – и для Вольфа, пытливого исследователя, сюжетов, достойных внимания в Александровской Слободе, возникло множество: и первоначальный облик каждого уникального сооружения, и общий вид всей грандиозной загородной царской резиденции, атрибуция древнего ансамбля и его исполнители. В самом начале пути архитектор не предполагал, как много удастся ему найти и предъявить современникам удивительных свидетельств неповторимости ансамбля Александровского кремля: "италианский" портал домового царского храма, росписи под паркет дворцовой палаты, белокаменные резные розетки, столбы изысканной двухъярусной галереи дворцового храма на женской половине дворца и многое другое. И, наконец, обобщив исследования, заявить об обнаружении в Александровской Слободе нового неизвестного для науки памятника дворцового зодчества XVI в. – Государева двора.

      От музейных сотрудников в Александрове на первых порах он просил только одного: «Дайте мне лестницу и побольше». По ней он взбирался на шатер древнего храма, проникал на средневековые чердаки, с ней обследовал глубокие мрачные подвалы, делал зондажи. Иногда стук его молотка слышали целый рабочий день.

      Более полно приступить к обследованию всего комплекса Вольф смог лишь тогда, когда во главе музея в 1984 г. стала А.С. Петрухно. Закончив зондажи в Распятской церкви-колокольне, архитектор в приподнятом настроении писал своему другу: «А.С. Петрухно я обязан навеки. Я мечтал о нём (зондаже) 20 лет. Теперь все проблемы этого сооружения решены! Теперь я впервые счастлив».

      Самое гигантское сооружение Александровской Слободы – Распятская церковь-колокольня – давно занимало воображение исследователя. Вольф никак не мог поверить, что колокола, привезённые Иваном Грозным из новгородского похода, могли разместиться на площадке звона дошедшего до нас здания. Версии ученых о второй башне, в поисках которой вокруг памятника не осталось «живого места», пришлось отвергнуть. Мысль о многопролетной звоннице, в колокола которой можно было звонить с земли, приходила неоднократно. Как-то в очередной, может быть сто первый раз, обходя здание колокольни, Вольф вновь задумался о назначении её девятого столба, обратив внимание на две обрубленные металлические связи, исходившие из остатков столба строго на запад. Они-то и указали на место будущих раскопок в поисках утраченной части колокольни. «Мои раскопки дали мне всё, что я желал получить: размеры и глубину фундаментного рва древней звонницы. Для профана это скучно. Для меня – наслаждение, потому что это наше великое сооружение и очень древнее. Сегодня это старейшая шатровая колокольня, и с самым сложным планом».

      Догадки архитектора-практика, основанные на открытиях предыдущих исследователей и подтверждённые археологическими изысканиями, позволили сделать реконструкцию здания, бывшего первоначально на месте Распятской. Оно упоминалось в документах как церковь Алексея митрополита. Это небольшое, восьмигранное в основании, столпообразное сооружение времени отца Ивана IV, великого московского князя Василия III, оказалось почти нетронутым спрятано в стенах грозненской колокольни.

      Так началось выявление В.В. Кавельмахером в толще сохранившихся сооружений грозненской резиденции самых ранних её шедевров, с открытием огромного ряда уникальных, нигде более не встречаемых, деталей интерьера загородного дворца московских государей начала XVI в.

      Читая во владимирских и московских архивах отчёты о перестройке Александровского кремля во второй половине XVII в. для нужд основанного здесь Успенского монастыря, Вольф понял, что каменных дел подмастерье Никита Корольков, переделывая церковь Троицы на дворце под церковь-трапезную, также не разрушил, а закрыл, спрятал ненужную в скромном монастырском быту роскошь государевых построек. Зондажи, сделанные архитектором в этом памятнике, дали потрясающий результат – открылся западный портал фряжского типа с оригинальным навершием в форме сноповидного вала с валиками, покрытыми растительным орнаментом. Намётанный глаз знатока белокаменной резьбы уловил отсутствие некоторых деталей. Поверив в бережное отношение Никиты Королькова к декору бывшего дворца, Вольф попробовал отыскать одну из них в забутовке юго-восточного столба трапезной и не ошибся. Великолепная белокаменная деталь в форме моллюска лежала там три столетия целехонька!

      Чем больше уникальных деталей интерьера открывал архитектор в слободских памятниках, тем больше утверждался во мнении, что настоящим строителем Александровской Слободы был великий московский князь Василий III, по повелению которого здесь создавался грандиозный архитектурный ансамбль – Государев двор.

      Все убеждало Вольфа в этом: единые, найденные во всех четырёх сохранившихся памятниках строительные материалы, железо, кровельная черепица, единое колористическое решение фасадов (красные стены и барабаны, белокаменные подклеты, апсиды и чёрные кровли), итало-готическая белокаменная резьба порталов, поясов, карнизов. Таким образом, единственная, известная в источниках дата – 11 декабря 1513 года – об освящении одного памятника древней Слободы, соборной церкви Покрова, могла быть отнесена ко всему ансамблю в целом, тем более, что в том же богослужебном сборнике говорилось далее: «тогды ж князь великий и во двор вшел».

      Со времени Василия III в Слободе принимались послы, кипела дипломатическая работа, и строительство в ней роскошного загородного каменного дворца хорошо вписывалось также в историческую ситуацию.

      При подобном толковании событий становился понятным и выбор царём Иваном IV через полстолетия Александровской Слободы как новой политической столицы. «Вот почему, покидая в 1564 г. Москву, царский поезд (Ивана IV) повернул на север в Слободу, где царя и его семью всегда ждал готовый к приезду комфортабельный и надежно укрепленный дворцовый ансамбль». «Невозможно было предположить, что дворец, его «анфилады» – столовая и тронная залы, его парадные покои – всё это возводилось заново при Иване IV». Безусловно, царь Иван предпринял в Слободе масштабные перестройки: об этом свидетельствует Распятская колокольня – выдающийся памятник эпохи опричнины, но без сооружения новых церквей.

      Таков был ход размышлений архитектора и историка архитектуры.

      Свои выводы об опыте реконструкции выдающегося архитектурного ансамбля России исследователь вынес на суд научной общественности. В июне 1993 года в Александровском музее при участии корифеев отечественной науки: А.И. Комеча, С.С. Подъяпольского, Л.И. Лифшица,  – состоялось заседание секции древнерусского искусства Института искусствознания Министерства культуры РФ, после которого многолетие исследования архитектора получили высокую оценку.

      «Они не только пополнили наши сведения очень существенными открытиями и наблюдениями, но и вернули этот замечательный ансамбль в центр внимания историков русского зодчества», – писал позднее С.С. Подъяпольский.

      Новая интерпретация Вольфом давно известных памятников способствовала повышению интереса к Александровской Слободе, её историко-культурному наследию в самых разных научных кругах: среди историков, археологов, архитекторов, реставраторов, экологов и т.д. Появились студенты московских вузов, желавшие пройти практику в Александровском кремле, и даже защитить дипломную работу по теме «Государев двор в Александровской Слободе».

      Немалую роль сыграл В.В. Кавельмахер и его исследования в развитии и преобразовании Александровского музея в музей-заповедник «Александровская Слобода» федерального значения. Он писал в защиту Слободы взволнованные и страстные письма министру культуры Е.Ю. Сидорову и заместителю министра Н.Л. Дементьевой, неоднократно участвовал в многочисленных кабинетных заседаниях самого высокого уровня, на которых решалась судьба музея; наглядно пропагандировал совместно с музеем всё заново открытое всеми доступными способами: публикациями, макетами, экспозиционным показом зондажей.

      По выполненным Вольфом графическим реконструкциям древних памятников ансамбля для экспозиции «Государев двор в Александровской Слободе» в Московском архитектурном институте сделаны два замечательных макета (церковь Алексея митрополита и церковь Троицы). В них наглядно воплотились представления гениального архитектора о невиданных, почти диковинных сооружениях загородной государевой резиденции, выстроенной в европейском стиле, возможно, теми же мастерами, что создавали Большой Кремлёвский дворец в Москве.

      В печати статьи В.В. Кавельмахера о Государевом дворе появлялись неоднократно. В 1995 г. вышел его авторский сборник «Памятники архитектуры древней Александровской Слободы», программная статья которого «Государев двор как памятник дворцовой архитектуры», значительно переработанная, вошла затем в новое издание записок о России датского посланника Якоба Ульфельдта. Эта публикация дополнена исследованиями конца XX в. и анализом единственного известного науке графического изображения грозненской Слободы – гравюр из книги Ульфельдта. С присущей ему литературной одаренностью Вольф вновь популяризирует в ней выдающийся ансамбль, рассчитывая уже не только на российских читателей, но и на специалистов-историков Северной и Восточной Европы.

      Последние годы Вольф жил в России и Германии. «Жить на две страны и разорительно, и трудно», – признавался он, но всегда стремился летом приехать на раскопки в Слободу. Обязательно, несмотря на свои 70 лет, спускался в раскоп, будь то разрез двухметрового вала или глубокий колодец, с пристрастием осматривал и комментировал все археологические находки. С полной уверенностью можно сказать, что каждый древний памятник Александровской Слободы Вольф прослушал, простучал, обласкал своими чуткими, крепкими руками и благословил на долгую новую жизнь.

      Многое из того, о чём он писал в долгосрочных проектах реставрации ансамбля, осуществилось. Как и мечтал Вольф, центральным архитектурным экспонатом музея-заповедника, визитной карточкой ансамбля является шатровая Покровская церковь. В памятнике очищен от побелок и реставрирован руками профессиональных художников белокаменный интерьер царского домового храма; полностью раскрыта архитектура двух древних подклетов – чудом уцелевших дворцовых палат; западный фряжский портал, архитектурные белокаменные детали и зондажи демонстрируются для обозрения, равно как и макеты двух прекрасных памятников Государева двора.

      В сохранившемся пространстве и воссозданных интерьерах подлинного сооружения далекого XVI в. впечатляюще рассказывают об особой роли Слободы в истории России семь  экспозиций и выставок. И на каждой из них огромное число людей, ежедневно бывающих в музее, с неизменным любопытством и благодарностью всматривается в причудливые фрагменты древней архитектуры, открытые для всех и навсегда удивительным человеком Вольфгангом Вольфганговичем Кавельмахером, добрым гением Александровской Слободы.

© Глейбман С.А.

Список научных работ Кавельмахера В.В.
по истории колокольного дела в России

Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI  – первой половины XVII  века // Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75–118.
Кавельмахер В.В. Некоторые вопросы изучения архитектуры Благовещенского собора // Уникальному памятнику русской культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500  лет: Тез. науч. конф. М., 1989. С. 30–33
Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 39–78.
Кавельмахер В.В, Чернышев М.Б. Николай Иванович Оберакер – немецкий оружейник, литейщик, артиллерист и фортификатор на русской службе в первой трети XVI века (к вопросу об авторе "трех стрельниц" Московского Кремля). Б.м., б.г.

 


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов