исторические сведения
хронология колоколов
о весе колоколов

 

Исторические сведения

       Колокола, символизирующие некогда мощь государства, в наши дни становятся символом мира. Самые совершенные создания музыкальной культуры человечества, колокола в древнерусской традиции стояли на одном уровне с человеческим голосом, воспринимались как «существа одушевленные». Колокол – символ древнего Звенигорода, само имя которого кажется вобрало в себя звон. Многочисленные легенды, предания, поверия связаны здесь с колоколами. Одно из древних преданий, повествующее о том, как тревожные голоса звенигородских колоколов звали москвичей к отражению неприятельских нашествий в записи 1811-го года звучат так:

«Савва построил монастырь на месте, называемом Сторожи, которое ото всех слывет Сторожевскою горою ... В Звенигороде всякий расскажет вам, что на сей горе в старину находилась стража и висели колокола, и в случае нашествия стерегущие ударяли в оные. Звук сообщался подобной не в дальнем расстоянии второй стороже, от коей – третьей и так далее в самую Москву о приближении неприятельском»

       Когда говорят о звенигородских звонах имеют в виду ансамбль колоколов звонницы Саввино-Сторожевского монастыря. Начало звонам положили три колокола, пожалованные царём Михаилом Фёдоровичем в начале XVII века. Но подлинное богатство звучания они обрели во второй половине XVII столетия, когда по указу царя Алексея Михайловича монастырь возрождается и заново отстраивается после разрушений Смутного времени. Именно тогда поднялась на соборной площади увенчанная шатрами и прорезанная арками пятиярусная звонница, которой древнерусские зодчие отвели особую роль в архитектурном ансамбле Звенигорода. Её живописный силуэт, соседствующий с сияющими куполами древнейших белокаменных соборов, – первое, что видишь, подъезжая к городу. Знаменитый путешественник XVII века Павел Алеппский свидетельствовал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» она превосходила колокольни столицы. Он же рассказывал о том, как в 1656 году звоном множества колоколов в монастыре встречали именитого гостя – антиохийского патриарха Макария.

       Колокола для звонницы отливали лучшие мастера. В этих работах участвовал главный пушечный и колокольный мастер Москвы немец Ганс Фальк. 16-пудовый колокол отлил на Московском Пушечном дворе двадцатилетний Александр Григорьев, о работах которого говорили как о «чуде, превосходящем силы человеческие». После освобождения русскими войсками Смоленска в 1654 году на звоннице появился трофейный колокол. Его вывезли из резиденции польского короля Сигизмунда и разместили на специально пристроенной в звоннице часовой башне-часозвоне. Этот, единственный сохранившийся до наших дней; колокол с диаметром основания чуть больше метра украшен орнаментом с переплетёнными цветущей ветвью фигурками амуров и «рогами изобилия». Латинская надпись на нём, как это принято в Европе, говорит от имени колокола о его создателе: «Меня отлил в Камписе (город в Голландии) Килиан Вегеварт. Год 1636».

       Колокол с самой удивительной судьбой, которому суждено было стать символом Звенигорода, отлили русские мастера в 1667–1668 годах на территории самого монастыря. Следы колокольной ямы хорошо сохранились в нескольких метрах от звонницы. Грандиозные работы возглавлял знаменитый «государев пушечный и колокольный мастер» Александр Григорьев. В них принимали участие 8 его учеников и дружина мастеров Пушкарского приказа – кузнецов, подъёмщиков, молотобойцев. Самые трудоёмкие работы выполняли охранявшие монастырь стрельцы. Были дни когда в этих работах участвовало до сотни стрельцов. Тридцатипятитонный колокол отлили за очень короткий срок – всего за 130 дней! Как это было принято в то время, мастеров за хорошую работу наградили сукном. А через несколько лет в Москве нашли человека, который взялся поднять колокол на звонницу. Вместе со своими товарищами «московский подъёмщик Мишка Клементьев» водрузил его на площадку среднего яруса звонницы, откуда голос колокола звучал без малого три столетия: с 1671 по 1941 год. В трагические дни 1941-го года неудачей окончилась попытка спасти колокол: при спуске со звонницы он разбился и был переплавлен на военные нужды. Всё в этом колоколе вызывало восхищение: совершенство формы и гигантские размеры, надпись девятью рядами покрывавшая всю его поверхность и красота звучания. Именно он был изображен на звенигородском гербе. Его загадки волновали и продолжают волновать исследователей. Одна из них – составленная царём Алексеем Михайловичем и включенная в текст колокольной надписи – тайнопись была разгадана лишь в 1822 году археологом Ермолаевым, князем Львовым и штаб-ротмистром Скуридиным. Из расшифрованного текста следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича – «от любви своея душевная и от сердечного желания». Среди других замечательных колоколов можно назвать отлитые в 1672 году по царскому указу 500-пудовый Воскресный и 300-пудовый Повседневный. Автором последнего был родоначальник знаменитой династии колокольных мастеров Фёдор Дмитриевич Моторин.

       В новое время на звоннице появились богато орнаментированные колокола с изображением основателя монастыря преподобного Саввы и его учителя преподобного Сергия Радонежского, отлитые на заводах Леона Струбовщикова (1792) и Николая Самгина (1831). Отлитые в самом монастыре, доставленные в санях, на подводах или водным путем по Москве-реке – колокола постепенно заполнили все пролёты звонницы. В конце прошлого столетия их было 19, больших и малых: от крошечного четвёртного колокольчика до 35-тонного гиганта, который энциклопедии называли одним из двух самых замечательных русских колоколов – «два колокола замечательны по своему певучему звону: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и другой – Симоновский в Москве». О голосе большого колокола современники говорили как о певучем, превосходном, глубоком, густом и удивительно гармоничном. Нотные записи его звучания сохранились среди рукописного наследия композитора Василенко и обладавшим удивительным слухом музыканта Константина Сараджева, героя документальной повести А. Цветаевой «Сказ о звонаре московском». Звенигородские звоны стали источником вдохновения для многих деятелей русской культуры. Их слышали композиторы Глазунов и Танеев. Они произвели неизгладимое впечатление на И. Левитана и М. Якунчикову. Загадки их гармоничного звучания привлекали Ф. Шаляпина, который писал А. Горькому в Париж: «Был на днях в Звенигороде, ездил в монастырь преподобного Саввы ... два дня лазил на колокольню и звонил во все колокола!»

       Собранные в Звенигородском музее свидетельства о звенигородских колоколах помогут, сохранить память о редком таланте русских колокольных мастеров, создателей одного из лучших в мире звонов.

Сведения об исторических колоколах
Саввино-Сторожевского монастыря
ронология)

1620
колокол, отлитый при царе Михаиле Фёдоровиче и патриархе Филарете. Вес 29 пудов. Перелит в 1777 году.
1620
колокол, отлитый иждивением царя Михаила Фёдоровича. Вес неизвестен. Перелит в 1831 году.
1636
колокол, отлитый иждивением царя Михаила Фёдоровича мастером Кириллом Самойловичем. Вес неизвестен. Перелит в 1831 году.
1652
по царскому указу велись работы по отливке для монастыря Большого Благовестного колокола нюренбергским мастером Гансом (Иоанном) Фальком – «главным пушечным и колокольным мастером Москвы». Отлит колокол весом 1344 пуда 24 фунта. Дальнейшая судьба неизвестна.
1655
на звоннице появился трофейный часовой колокол, вывезенный из Смоленска, голландского литья. Отлит в городе Камписе мастером Килианом Вегевартом в 1636 году. Диаметр основания около 1 метра. Имеет латинскую надпись, украшен орнаментальными мотивами с переплетёнными цветущей ветвью фигурками амуров и рогами изобилия. Единственный из сохранившихся колоколов.
 1657
по царскому заказу в Москве отлит колокол, в апреле доставлен в монастырь по Москве-реке «водным путем на судне». Других сведений о нём нет.
1657
колокол весом 16 пудов 22 гривенки отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым в Москве, а 1667 году – в монастыре был колокол весом 24 гривенки, затем он «променян».
1667
появился колокол весом 26 гривенок в результате обмена.
1667
куплен колокол в трапезу вместо кандеи, вес 16 фунтов без четверти.
1668
 в монастыре отлит большой благовестный колокол «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым. Украшен девятью рядами надписей, три нижние составляла тайнопись. В 1672 году поднят на звонницу «московским подъёмщиком Мишкой Клементьевым» с дружиной. Погиб в 1941 году. Весил 2125 пудов 30 гривенок. С XVIII века изображался на гербе Звенигорода. Сохранилась литейная яма.
1672
отлит в монастыре 500-пудовый воскресный колокол из металла, оставшегося от литья благовестного колокола.
1672
отлит в монастыре 300-пудовый повседневный колокол из металла, оставшегося от литья благовестника колокольным мастером Фёдором Дмитриевичем Моториным. Считался одной из лучших его отливок.
1777
колокол весом 64 пуда 10 фунтов отлит по распоряжению митрополита Платона из получившего трещину колокола 1620-го года.
1792
кесарийский колокол отлит 21 августа на заводе Леона Струбовщикова. Украшен изображениями икон Богоматери Казанской и Николая Чудотворца. Весил 41 пуд. Предположительно снят в 1930  году.
1812
французы, стоявшие в монастыре, похитили два колокола: весом в 10 пудов (164 кг) и 13 пудов (213 кг).
1831
колокол весом 261 пуд 36 фунтов отлит на московском заводе Николая Самгина мастером Акимом Воробьёвым. На нём помещены изображения преподобных Сергия и Саввы и образ Рождества Богоматери.
1831

колокол весом 125 пудов 22 фунта отлит на заводе Николая Самгина с аналогичными изображениями. Было предписание о снятии со звонницы в 1930  году.

1930
в монастырь прибыл агент «Рудометаллторга», гр. Травкин, и предъявил предписание на снятие колоколов: 438 пудов, 125 пудов, Кесарийского 41-пудового, мелких 11 колоколов весом 70 пудов.

Сведенияо весах исторических колоколов
Саввино-Сторожевского монастыря

 

I. Колокола весом до 100 пудов

Колокол весом в 24 гривенки – существовал до 1637 года.
Колокол весом 26 гривенок – 1667 год.
Колокол трапезной палаты весом 16 фунтов без четверти – 1667 год.
Колокол весом в 10 пудов – похищен французами в 1812 году (164 кг).
Колокол весом 13 пудов – похищен французами в 1812 году (213 кг).
Колокол весом 16 пудов 22 гривенки  – отлит в 1657 году государевым мастером Александром Григорьевым
Колокол весом 29 пудов – отлит в 1620 г. иждивением царя Михаила Фёдоровича, перелит в 1777 году.
Кесарийский колокол 41 пуд (672 кг) – отлит в 1792 году на заводе Леона Струбовщикова с изображением образов Богоматери.
Колокол весом 64 пуда 10 фунтов – отлит в 1777 году из 29-пудового колокола 1620 года.
По предъявленному агентом «Рудометаллторга» предписанию предлагалось снять со звонницы 11 мелких колоколов общим весом 70 пудов (Документ от 7 января 1930 года).

II. Колокола весом от 100 до 1000 пудов

Часовой колокол голландского литья 1636 года. Отлит мастером Килианом Бегевартом в городе Камписе. Появился на звоннице в 1654/1655 году. Диаметр основания около 1 метра.
Колокол весом 125 пудов 22 фунта (2047 кг) – отлит в 1831 г. на московском заводе Николая Самгина. Помещены изображения преподобных Сергия и Саввы, образ Рождества Богородицы. Снят по предписанию «Рудметаллторга» от 7 января 1930 года.
Колокол весом 261пуд (4274 кг) – отлит на заводе Н. Самгина в 1831 г. Изображения и судьба аналогичны предыдущему.
Повседневный 300-пудовый 1672 года – одна из лучших отливок Ф. Моторина.
Колокол весом 438 пудов – значится в предписании к сдаче «Рудметаллторгу» 1930 года.
Воскресный 500-пудовый – отлит в монастыре в 1672 году.
600-пудовый (- ?) колокол в скиту – отлит после 1860 года.

III. Колокола весом свыше тысячи пудов

Колокол весом 1344 пуда 24 фунта – отлит в Москве на Пушечном дворе «главным пушечным и колокольным мастером Москвы» Г. Фальком в 1652 году. В документах назван большим благовестным колоколом. Дальнейшая судьба неизвестна.
Большой благовестный колокол 2125 пудов 30 гривенок – отлит в 1668 году «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым. Поднят на звонницу в 1671 году. Утрачен в 1941 году.

       Сведения даны на основании изучения литературы и архивных источников: документов фонда Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, Российского государственного архива древних актов, отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, отдела рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, отдела рукописей Ленинградского отделения института истории (ЛОИИ), архива Военно-инженерного музея артиллерии. Сведения о сдаче колоколов в переплавку любезно предоставлены В.Ф. Козловым.

© В.А. Кондрашина

См. также:
Кондрашина В.А. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 79–87.
Кондрашина В.А. Звенигородские колокола // Знаменитые колокола России. М., 1994. С. 175–182.
Кондрашина В.А. Колокол Саввино-Сторожевского монастыря
Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897. С. 288–320.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов